Библиографическое описание:

Корнеева В. А., Бондаренко Л. В. Новый философский роман Филипа Рота «Людское клеймо» в контексте постмодернизма // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1161-1164.



The “Human Stain” by Philip Roth is regarded as a new philosophical novel that combines genre features of psychological, social, philosophical and biographic kinds of novel. The majority of literary critics refer the works of the American writer to postmodern literature? Considering his novel «The Human Stain» as the brightest example of a post-modernist narrative. In the novel the author used such literary technicians as nonlinear structure, fragmentariness, «the unreliable story-teller» and flashbacks that give us the reason to speak about the genre originality of the new philosophical novel in the context of postmodernism.

Keywords: new philosophical novel, national identity, intra personal conflict, fragmentariness, unreliable story-teller, flashbacks.

Филип Милтон Рот — американский писатель — постмодернист, автор более 25 романов, лауреат Пулитцеровской премии, дебютировал рассказами, в середине 1950. Вместе с повестью «Прощай, Колумбус» (Goodbye, Columbus, 1959) они составили первую книгу прозаика, высоко оцененную критикой и удостоенную в 1960 г. Национальной книжной премии. И в повести, и в последовавшем за ней романе «Попустительство» (LettingGo, 1962) показан конфликт молодого интеллектуала, представителя поколения, болезненно ощущающего на себе последствия «маккартизма», насаждавшего идейную нетерпимость, с самодовольным мещанством и доминирующей в американском обществе той поры философией практицизма. Романы Ф. Рота отличают трагифарсовые коллизии, порожденные специфическими обстоятельствами еврейского иммигрантского бытия. Это проявляется в таких произведениях, как «Жалобы Портного» (Portnoy's Complaint, 1969); «Литературный негр» (The Ghost Writer, 1979); «Освобожденный Цукерман» (Zuckerman Unbound, 1981); «Урок анатомии» (The Anatomy Lesson, 1983); «Людское клеймо» (The Human Stain 2000) и другие [5].

Роман «Людское клеймо» является ярким образцом американского постмодернистского романа, отображающего важнейшие социальные проблемы американского общества начиная с конца XX века и до сих пор, а также одной из лучших книг Ф. Рота. Возникающее в первых же эпизодах напряжение возрастает, странности в поступках и мыслях персонажей постепенно находят свое логическое объяснение, а пробелы в их жизни заполняются один за другим. А в завершении романа раскрывается самая главная тайна героя, профессора Коулмена Силка, — талантливого человека и уважаемого профессора, который был несправедливо обвиненного в расизме.

В отечественном литературоведении на сегодняшний день не существует значительных критических работ, посвященных творчеству Филипа Рота, а роман «Людское Клеймо» с точи зрения его жанровых особенностей и вовсе не рассматривался. Однако, следует отметить, что интерес к творчеству американского писателя неуклонно возрастает: отдельным произведениям Ф. Рота уже были посвящены статьи А. Мулярчика, а также рецензии А. Зверева на романы «Контржизнь», «Факты: Автобиография романиста» и «Операция Шейлок: Признание».

Таким образом, актуальность данного исследования определяется двумя основными моментами: широким вниманием современных литературоведов и лингвистов к творчеству современного американского писателя, с одной стороны, и интересом филологов к новым подходам и методам анализа «современного философского романа», с другой.

Методика исследования основана на комбинации подходов и методов, используемых в гуманитарных науках. В работе применяются комплексный подход, сочетающий традиционные и новые литературоведческие методы. Культурно-исторический и типологический подходы используются при определении понятия «философский ромн» в культурно-историческом и литературном контекстах. Структурный метод применяется при анализе интертекстуальной структуры романа в сочетании с методом концептуального анализа и методом тщательного прочтения.

Целью исследования являетсявыявление жанровых особенностей нового философского романа Ф. Рота «Людское Клеймо» и определение его художественного своеобразия в контексте постмодернизма.

Современный философский роман в контексте постмодернизма сохраняет традиции реалистические и экзистенциальные, затрагивая такие «вечные» вопросы как смысл человеческойжизни, место человека в мире и его взаимоотношения с обществом, а также отображая человеческие жизни, людские пороки и несовершенство мира в целом. Ярким примером современного философского романа является роман «Людское Клеймо», в котором, помимо изображения жизни главных героев, их пороков, несовершенства и ограниченности общества, в котором они находятся, автор отображает и целый набор проблем, актуальных в современном американском обществе и предлагает посмотреть по-новому на старые проблемы, а также новую интерпретацию тем, которые ранее затрагивались в его творчестве. Так, проблема этнического самоопределения приобретает расовый оттенок, что делает роман еще более «американским».

«Людское клеймо» отличается ярко выраженной социальной проблематикой, характерной именно для США. Впервые Ф. Рот обращается не к этническим проблемам, а к проблеме расовой дискриминации, иллюстрируя ее на примере отношения американцев к афроамериканцам. Главный герой Коулмен Силк был обвинен в расизме двумя чернокожими студентами за то, что назвал их “призраки”, что, некогда, использовалось как оскорбление. Однако и сам Коулмен, как оказалось, был афроамериканцем, и страдал от расовой дискриминации: его невеста, узнав, что он из семьи чернокожих, бросила его, а его отец, человек большой эрудиции, был вынужден работать в вагоне-ресторане лишь потому, что он негр. Это привело к тому, что Коулмен пошел на отчаянный шаг — он изменил свою национальность, поскольку хотел жить независимо от расовых ограничений, не быть обремененным расовой дискриминацией.

Проблема «выбранной» идентичности является ведущей темой романа и позволяет определить его как философский роман. Коулмен Силк сменил свою назначенную идентичность на выбранную: будучи одаренным молодым человеком, светлокожим афроамериканцем, подававшим большие надежды боксе, он отказался от предназначенного ему будущего, отрекся от своей расы, дабы самому распоряжаться своей жизнью, а не предоставлять неосведомленному обществу право определять его судьбу. Однако это не увенчалось успехом: после случая в колледже, его успешная карьера была разрушена, жена умерла, и он скатывался все ниже и ниже по социальной лестнице, вскоре став одним из тех, кого он некогда презирал.

Жанровые особенности психологического в романе просматриваются через внутреличностный конфликт главного героя, через историю его надежд и разочарований. Коулмен Силк — сложная личность, конфликтующая со средой, в которой он находится, он ищет смысл жизни за пределами его расовой принадлежности, однако сам загоняет себя в ловушку: имея белое лицо, мысли у него остаются рабские. Ради успеха и счастливой жизни Коулмен Силк отказался и от своего дома, своей семьи, что повлекло за собой множество переживаний. Изображение этих чувств, переживаний и внутренней жизни героя помогают читателю раскрыть правду о нем — человеке, прожившем непростую жизнь и дорого заплатившем за свои поступки.

Еще одна жанровая особенность романа — наличие биографического элемента. Поскольку все книги Рота носят более или менее выраженный автобиографический характер, следовательно, в романе «Людское клеймо», так же, как и в некоторых предшествующих романах, наиболее ярким является образ еврейского писателя Натана Цукермана, который находится в поисках профессиональной писательской идентичности и является alter ego Филипа Рота. Так же, биографичность романа заключается не только в профессиональной деятельности героя и автора — они оба писатели, но и в их принадлежности к одной национальности: и Натан Цукерман, и главный герой, Коулмен Силк, так же, как и Филип Рот — евреями. Несмотря на сложность и «запутанность» композиции, читателю все же удается определить, что именно Натан Цукерман является повествователем, автором книги, посвященной Коулмену Силку. Именно от него мы узнаем о многих события, происходящих с главным героем, однако сам он не выступает как важный персонаж, поскольку не несет никакой информационной важности и является, так называемым, сквозным персонажем.

Следует отметить, что роман «Людское Клеймо» относится к литературе постмодернизма, о чем свидетельствуют постмодернистские техники присутствующими в нем. Для нарратива Ф. Рота характерна нелинейная структура. Роман состоит из пяти глав, которые не являются логическим продолжением друг друга, их связь между собой едва заметна. События, происходящие в жизни главных героев, подаются читателю непоследовательно, с большими промежутками во времени, отдаленно друг от друга. Так, первая глава («Всем известно») начинается с рассказа о взаимоотношениях Коулмена Силка и Фауни Фарли, а затем этот рассказ прерывается чередой событий, произошедших до этого, а описывая пребывание героев на молочной ферме, автор прерывает рассказ, уводя читателя в далекое будущее, в котором Коулмен и Фарли уже мертвы, и затем снова возвращается к событиям, происходящим в прошлом. При прочтении создается ощущение, что автор разделил события из жизни главного героя на множество маленьких фрагментов и постепенно выдает их читателю в различной последовательности, когда ему этого захочется.

Другим признаком постмодернистского текста является фрагментарность. В романе присутствует множество лирических отступлений, среди которых рассказ о вьетнамской войне, в которой участвовал муж Фауни и его реабилитации по возвращении домой. Другим примером такого лирического отступления является рассказ Натана Цукермана о перенесенной им операции, проблемами со здоровьем, и объяснение того, что побудило его к затворнической жизни. Этот фрагмент «вклинивается» в рассказ Коулмена об его отношениях с Фауни, тем самым разрывая его целостность.

Также следует отметить флешбеки, которыенепосредственно выступают в качестве ключевых фрагментов в тексте и несут высокую смысловую нагрузку, поскольку раскрывают важные детали из жизней персонажей, дают объяснение их поступкам или же просто вводят читателя в курс дела. Одним из примеров флешбэка выступает эпизод, когда Коулмен, собираясь жениться на Айрис, приехал домой к матери и заявил о том, что это их последняя встреча. Наличие данного фрагмента в тексте позволяет читателю самому прочувствовать на себе те эмоции, которые переживали герои в тот момент и «окунуться» в их мысли.

Стоит также отметить художественный прием «ненадежный рассказчик». Основной рассказ ведется от лица, так называемого, «сквозного» персонажа Натана Цукермана, который повествует о жизни главного героя и, параллельно, в некоторых ситуациях, сам выступает участником событий. Однако, далеко не все факты о главном герое мы узнаем от него, поскольку и сам Коулмен Силк выступает в качестве рассказчика. Данное чередование повествователей не всегда удается проследить, что создает некую сложность и запутанность текста.

Итак, роман Ф. Рота «Людское Клеймо» с точки зрения жанрового разнообразия является произведением сложным и неоднозначным. В нем гармонично переплетаются элементы различных, среди которых на первый план выступают психологический, социальный, философский и биографический роман, отображающие сложные взаимоотношения человека и общества, что позволяет говорить о жанре «нового философского романа» в контексте постмодернизма.

Литература:

  1. Денисова, Т. Экзистенционализм и современный американский роман / Т. Денисова. —Киев: Наукова думка, 1985. —248 с.
  2. Карасик О. Б. Этническое своеобразие романов Филипа Рота: автореф. дис.... канд. фил. наук: 10.01.03. — Казань, 2006.
  3. Панкова, Л. И., Шурыгина С. Специфика психологического романа (По произведению Ф. М. Достоевского «Подросток») // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2007. — № 8. — С. 65–70.
  4. Roth Philip. The Human Stain. — Boston: Houghton Mifflin, 2000. — 352 с.
  5. Филип Рот (PhilipRoth) // Лаборатория фантастики. URL: https://fantlab.ru/autor10178 (дата обращения: 22.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle