Библиографическое описание:

Чигвинцев И. А. Распространение порнографических материалов в сети интернет: проблемы правового регулирования // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 536-538.



Ключевые слова: административноеправонарушение, компьютерное преступление, порнографические материалы, сеть интернет.

Современное российское общество живет в век компьютеров и информационных технологий. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность свободного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть интернет, общения в информационных социальных сетях и получения неограниченного объема информации самого различного характера. Никто не будет отрицать, что интернет важная информационная база, но в сети интернет есть контент, который не должен быть доступен для граждан, особенно для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Прежде всего, мы говорим об информационных ресурсах, содержащих порнографические видеоматериалы, а также об порнографических видео-чатах.

В Российской Федерации существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих сферу защиты от нежелательной информации. Так, в статье 15.1. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что целях ограничения доступа к сайтам в сети интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — реестр) [1].

Основанием для включения в данный реестр сведений является решение федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Отметим, что закон прямо указывает на сведения распространения, которых является причиной для включения в реестр. Это материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера [1].

В законе нет указания на запрет распространения порнографических материалов. Данное обстоятельство фактически является пробелом в законодательстве. Отметим, что в Уголовном Кодексе Российской Федерации есть статья 242. «Незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов», которая предусматривает запрет на незаконное распространение порнографических материалов [2, с. 496], на основании чего Роскомнадзор производит блокировку сайтов сети интернет.

Обратим внимание, что законодательно не установлено, что понимать под порнографическими материалами и предметами. В науке уголовного права под порнографическими материалами принято понимать живописные, графические, литературные и иные издания, в которых крайне непристойно, цинично, вульгарно, натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и или физиологические подробности полового акта, акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов. Под порнографическими предметами понимаются предметы, грубо, натуралистически детально изображающие половые органы человека [3].

Рассмотрим судебную практику. Так, прокурор Апастовского района Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено. Прокурор выступил с требованием заблокировать более 130 сайтов с порнографическими материалами.

Интересно, что прокурор помимо выше перечисленных законов также сослался на международные правовые источники. А именно на Международную Конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.), которая была подписана СССР в 08. 07. 1935 года [4]. Россия как государство правопреемник СССР автоматически присоединяется к положениям данного акта.

Суд постановил заблокировать предложенный перечень сайтов, путем внесения их в реестр [5]. Как мы видим, механизм борьбы с распространением порнографических материалов существует, но он не развит и не распространен. Судебная практика, касающиеся борьбы с порнографией в сети «интернет» практически отсутствует.

Блокировка сайта в сети интернет является единственным способом борьбы с распространением порнографических материалов в интернете, так как нет действующего механизма привлечения физических лиц к уголовной ответственности. В Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) отсутствует статья о привлечении юридических лиц за распространение порнографического контента.

Существует не урегулированные законодательно вопросы, касающиеся порнографических видео чатов в сети интернет.

На данных интернет-ресурсах работают так называемые «модели», лица мужского, женского, а также трансгендеры, которые в режиме «онлайн» выполняют различные действия. Это такие действия, которые направлены на возбуждения половых инстинктов, отчетливо делается акцент на половых органах. При этом действия выполняются за плату исключительно через специализированную валютную систему. Валюта приобретается через перевод денег на счет поставщика услуг.

Система видео-чатов согласно условиям соглашения, на сайте в сети интернет представляет собой договор оказания услуг. Понятно, что при заключении таких договоров, поставщик услуг получает существенный доход. Данные действия можно расценивать как предпринимательскую деятельность.

Встает вопрос, насколько законен такой вид предпринимательской деятельности. Со стороны уголовного законодательства видео-чаты не подпадают под распространение порнографических материалов, так как нет распространения никаких материалов или предметов, в данном случае оказываются услуги. Под понятие проституция оказание исследуемых услуг не подпадает, так как под проституцией традиционно понимают вступление в половую связь из корыстных побуждений [6, с. 5].

Поэтому автор солидарен с мнениями тех ученых, которые считают, что порнографические видео-чаты негативно воздействуют на нравственную систему ценностей, а их создание и содержание в сети интернет является правонарушением, которое в зависимости от тяжести наступивших последствий можно отнести как административным проступкам, так и к компьютерным преступлениям [7, 8, 9, 12, 13, 14].

По нашему мнению, свободный доступ к порносайтам в первую очередь угрожает психике и здоровью несовершеннолетних лиц, формируя у них неправильное представление о человеческом общении в интимной сфере, а также низкую правовую культуру и инфантильное правосознание.

Кроме того, автор поддерживает точку зрения ученых, утверждающих, что с компьютерными преступлениями и административными правонарушениями, включая распространение порнографических материалов в сети интернет, следует бороться как на государственном, так и на муниципальном уровне, делая акцент на профилактических мерах, а также привлекая волонтерские молодежные движения для мониторинга сети интернет с целью поиска и блокирования незаконного контента [10, 11].

В связи с вышесказанным, автором предлагается совершить следующие законодательные изменения:

  1. Во-первых, в перечень оснований для внесения единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено включить информационные ресурсы, на которых имеются порнографические материалы и сведения.
  2. Во-вторых, в КоАП РФ необходимо предусмотреть ответственность юридических лиц, являющейся владельцами сайтов в сети интернет, на которых имеются порнографические материалы и предметы.
  3. В-третьих, требуется в КоАП РФ включить статью 6.20.2, предусматривающую ответственность за создание порнографических видео-чатов.

Данная административно-правовая норма должна быть сформулирована таким образом:

  1. Создание, управление, администрирование порнографических видео-чатов в сети интернет влечет блокировку видео-чата, а также административный штраф от пятидесяти до ста тысяч рублей для физических лиц.
  2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные юридическим лицом, влекут блокировку видео-чата, административный штраф от ста до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Лица, непосредственно оказывающие услуги в видео-чатах (модели), должны быть приравнены к лицам, занимающиеся проституцией.

Таким образом, распространение порнографических материалов, предметов, а также иные действия, связанные с порнографией должным образом не урегулированы законодательно. Данная информационная сфера требует вмешательства законодателя, а также развития правоприменительной практики. Без должного регулирования исследуемой сферы, общество будет нравственно разлагаться и деградировать.

Литература:

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 29 июля.
  2. Уголовный кодекс РФ: федер. закон от 13 июня. 1996 ФЗ: [в ред. от 30.12.2015] // Российская газета. — 1996. — 25 июня.
  3. Комментарий к уголовному кодексу российской Федерации (постатейный) // под ред. И. А. Чучаева. М. Юридическая фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2011. 768 с.
  4. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 года). [Электронный ресурс] // Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения 23.03.2016).
  5. Приговор по гражданскому делу № 2-132/2015: решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2015 г № 2-132/2015 2-132/2015~М-59/2015 М-59/2015 // Архив Верховного суда Республики Татарстан.
  6. Герасимов Н. В. Понятие проституция // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. № 71. 2010. С. 1-5.
  7. Евдокимов К. Н. К вопросу о понятии, структуре и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 1(24). С. 128-139.
  8. Евдокимов К. Н. Причины компьютерной преступности в современной России // Российский следователь. 2015. № 3. С. 33-37.
  9. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // ГлаголЪ правосудия. 2015. № 2(10). С. 62-64.
  10. Муниципальное право России: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. ‒ Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. ‒ 327 с.
  11. Пархоменко С. В., Евдокимов К. Н. Предупреждение компьютерной преступности в Российской Федерации: интегративный и комплексный подходы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 2. С. 265-276.
  12. Смирнова И. Г., Евдокимов К. Н., Егерева О. А., Коломинов В. В., Машков С. А., Сачков Д. И., Судакова Т. М., Якимова Е. М. Киберпреступность: криминологический, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминалистический анализ: монография / Научный редактор И. Г. Смирнова. — Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2016. — 312 с.
  13. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. –239 с.
  14. Юрковский А. В. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 287 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle