Библиографическое описание:

Камнева Ю. Н., Безверхая О. Н. Состояние, тенденции и перспективы развития отрасли пухового козоводства в Оренбургской области // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 300-304.



Ключевые слова: пуховое козоводство, себестоимость продукции,проблемы реализации пуха, аграрная политика.

Козоводство — это важная подотрасль животноводства, которая ничуть не уступает по значимости отрасли крупного рогатого скота, а по некоторым показателям даже стоит на «голову выше». Издавна козоводство в Оренбургской области было обычной отраслью сельского хозяйства. Развитию данной отрасли помогали огромные пастбищные угодья, которые находились в степях. В силу региональных особенностей рельеф данных пастбищ является сложным и обладает маленькой кормоемкостью, что не является помехой, а наоборот благоприятствует их содержанию.

Козоводство дает народному хозяйству разнообразную ценную продукцию. И если от овец получают шерсть (основная продукция), мясо, сало, молоко, шубно-меховое сырье, каракуль, то основной продукцией, получаемой от коз, является пух (основная продукция), шерсть, шкуры-козлины, мясо и молоко [1].

Пух является наиболее значимым среди всей продукции козоводства, так как благодаря определенным свойствам его считают самой значимой разновидностью волокна для пряжи. Козий пух — дорогостоящий сырьевой материал для получения неплотных нежных выделок, трикотажа и велюра. Причем ведущими выделками являются плетеные и узорные платки, которые согревают дам как нашей страны, так и многих других стран.

С 1939 года фабрика оренбургских пуховых платков вяжет для населения изделия из пуха: палантины, оренбургский пуховый платок, пончо, шали, паутинки, перчатки, варежки, жилетки для детей и взрослых, носки и другую пуховую продукцию [6].

В Оренбургской области разводят пуховых коз (оренбургская порода) и зааненскую молочную породу [4].

Оренбургская порода коз дает в среднем 300 грамм пуха, иногда от 160 до 400 граммов. Количество начесанного пуха прямо пропорционально возрасту козы, условиям проведения чески, наличию необходимых инструментов, качеству кормов и климату [1].

Поголовье овец и коз во всех категориях хозяйств Оренбургской области колеблется по годам: самая высокая численность была в 1975 году — 2605,9 тысяч голов. В 1999 году поголовье овец и коз составило всего 175,2 тыс.голов [2, с. 49]. Данные о динамике поголовья коз и овец представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика поголовья коз иовец вОренбургской области, тыс.голов

Показатели

1999г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Все категории хозяйств

175,2

280,1

287,0

298,0

315,8

319,7

334,8

в т. ч.: -общественный сектор

115,8

58,9

49,2

43,8

44,7

39,2

39,1

-хозяйства населения

55,0

174,4

184,9

194,9

209,6

215,7

224,4

-крестьянские (фермерские) хозяйства

4,4

46,7

52,9

59,3

61,5

64,8

71,3

На основе данных таблицы 1 видно, что на конец 2015 года численность овец и коз достигла — 334,8 тыс.голов, в том числе: в сельхозорганизациях — 39,1 тыс.голов, в хозяйствах населения — 224,4 тыс.голов, в фермерских хозяйствах — 71,3 тыс.голов [5].

Сформировавшаяся болезненная политика цен спровоцировала то, что на данный момент времени выращивать коз стало маловыгодно и даже накладно. Между тем выработка пуха находится в непосредственной зависимости от количества поголовья коз и продуктивности, приходящейся на одну голову.

Рентабельная и результативная деятельность предприятий сельскохозяйственного назначения по Оренбургской области предопределена формированием себестоимости животноводческой продукции.

Себестоимость козьего сырья — это первостатейный фактор экономической отдачи сельскохозяйственного предприятия, занимающегося разведением коз. Данный фактор воссоединяет в своем составе все грани народного функционирования, обобщает результаты всех задействованных в производстве ресурсов.

Отрасль пухового козоводства Оренбургской области подвержена таким проблемам как: диспаритет цен на продукцию, проблемы реализации пуха и увеличение себестоимости продукции.

Предприятия, занимающиеся переработкой пуха, сокращают закупки. Цена 1 кг пуха ниже мировых в четыре — пять раз, но даже столь низкие цены негативно сказываются на покупке сырья. Это стало весомой причиной прекращения деятельности ЗАО «Фабрика оренбургских пуховых платков» и Оренбургского шелкокомбината ООО «Орентекс».

На данный момент лидирующим предприятием по производству пуха коз в Оренбургской области является СПК (колхоз) «Донской», расположенный в селе Донское Беляевского района Оренбургской области. Вместе с тем, предприятие осуществляет продажу поголовья коз в живом весе, и в небольшом количестве в переработанном виде (мясо коз).

В современной действительности в колхозе сокращается количество поголовья коз, а также их продуктивность. Только за последние несколько лет сбыт коз на убой значительными темпами превышает размеры их разведения. В связи с этим важно помнить, что на возобновление поголовья коз потребуется огромный период времени.

Так, в 1999 г., на тот момент еще в ОАО «Донское», имелось 4422 головы коз. Это было самое крупное козоводческое хозяйство области, которое составляло 29 % от общего поголовья коз по области. В 2014 г. в составе колхоза числилось 8225 голов коз.

Итоги деятельности колхоза очень подвержены природно-климатическим условиям. Плохие погодные условия влияют на значительные сокращения при уборке урожая, снижают качество и производительность труда, приводят к большим затратам и отрицательно влияют на животных. Так за 2012–2014 года СПК (колхоз) «Донской» развивался нестабильно, это проявлялось в увеличении выручки одновременно с увеличением себестоимости, что прямо пропорционально поспособствовало снижению рентабельности уже в 2013 г. и убыточности основной деятельности в 2013 и 2014 годах.

Наглядно проследить изменение себестоимости единицы продукции в стоимостном выражении по колхозу можно рассмотрев таблицу 2.

Таблица 2

Расчет уровня затрат на 1 рубль товарной продукции козоводства СПК (колхоз) «Донской» Беляевского района

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

Темп роста 2014г. к 2012г.,%

Пух козлиный

Объем продаж пуха в ценах реализации, тыс. руб.

4370

5200

5935

135,8

Общая сумма затрат, тыс. руб.

5577

9597

8902

159,6

Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, руб.

1,28

1,85

1,50

117,2

Исходя из таблицы 2 можно сделать вывод, что объём продаж пуха в 2014 г. по сопоставлению с 2012 г. увеличился на 35,8 процента. Однако, темпы роста затрат за исследуемый период опередили темпы роста выручки и составили в 2014 г. к уровню 2012 г. 159,6 процента. Темпы роста уровня затрат на 1 рубль товарной продукции в 2014 г. к 2012 г. составили 117,2 процента. Таким образом, для СПК (колхоз) «Донской» производство пуха козлиного экономически нерентабельно, так как издержки превышают объёмы выручки.

Аграрная политика сегодня направлена на то, чтобы сделать отрасль козоводства высокоэффективной, конкурентоспособной, существенно повысить надежность обеспечения страны собственной продукцией козоводства, улучшить ее качество.

Чтобы в полной мере обеспечить нужды людей в целебном козьем мясе и молоке, а также ничуть не менее полезном пухе, должен быть организован хороший сбор сочных кормов, овса, ячменя и кукурузы (для производства концентрированного корма), веточных кормов и других видов сельскохозяйственной растительности. Таким образом, чтобы развить отличную кормовую базу для коз, первоочередной задачей станет увеличение производства комбикормов и сочных кормов. Важное решение данной задачи имеет точный и согласованный по времени учет затрат в отрасли растениеводства.

На сегодняшний день, сокращение себестоимости представляет собой большую задачу не только для предприятия, занимающегося разведением коз, но и для любого другого предприятия. Изучение факторов, влияющих на себестоимость продукции козоводства, служит отправной точкой при реализации мероприятий по развитию, увеличению, повышению производства козьего сырья и наращиванию его эффективности.

Так одним из приоритетных направлений выхода из кризисного положения и развития отрасли козоводства являются меры по сохранению племенных стад и увеличению поголовья коз в области. Актуальной остается проблема отсутствия на предприятиях баз по переработке продукции козоводства. Особенно важно выращивать коз в Оренбургской области, где развит пуховый промысел. Дабы не допустить окончательного развала отрасли козоводства, необходимы новые решения по реализации и переработке пуха в местах его получения, также необходимо помнить, что пух очень благотворно воздействует на человека и может оказаться очень ценным при производстве подушек, одеял и т. д. В связи с этим очень важно проводить учет затрат на предприятиях, занимающихся козоводством, а затем, на основе проведенного анализа, устанавливать резервы для снижения издержек.

Резервами повышения эффективности производства и реализации продукции в Оренбургской области являются:

– снижение затрат на производство и реализацию;

– повышение закупочных цен на продукцию [2, с. 126].

Одним из способов сокращения себестоимости продукции козоводства и увеличения экономической отдачи является усовершенствование агропромышленного объединения. В выработанных условиях, когда предприятия области переживают трудности в реализации козоводческой продукции, обработка и переработка ее непосредственно в месте получения экономически небезвыгодна, так как способствует выигрышному использованию всего полученного сырья и продукции и привлечения ее в товарооборот.

Впрочем, чтобы рационально использовать производительность как внушительных, так и менее заметных перерабатывающих организаций, и вместе с тем, преодоления местного монополизма в сфере переработки, следует совершенствовать кооперацию и интеграцию производителей сельскохозяйственной продукции и переработчиков козоводческого сырья посредством формирования объединенных структур, таких как агрофирмы, различные ассоциации и агропромышленные объединения.

Одним из методов, способствующих разрешению этой ситуации может стать интеграция тех предприятий области, которые непосредственно занимаются производством козьего пуха и ОАО «Ореншаль» на объединенной основе. Обособленность интересов товаропроизводителей и переработчиков товаров из пуха лишает сил компаньонов, при этом дает хорошую возможность для получения больших прибылей структурам коммерческого характера.

ОАО «Ореншаль» города Оренбурга держит контрольный пакет акций. В связи с чем, она диктует цены, степень которых не позволяет получать сельскохозяйственным товаропроизводителям прибыль. Как результат, происходит неумолимое сокращение производства пуха, что также оказывает воздействие и на экономику самой фабрики. Необходимо менять ситуацию в благоприятную сторону для производителей пуха, которые на данный момент лишены контрольного пакета акций ОАО «Ореншаль».

С развитием рыночных отношений перед предприятиями стоят задачи выживаемости в условиях рынка и налаживания производства таким образом, чтобы они могли плодотворно вести свою деятельность, добиваясь при этом хорошей прибыли.

Так, чем выше качество сырья, тем выше цена реализации и рентабельность производства. К сожалению, на предприятиях продукция до сих пор остается все еще недостаточно высокого качества. Мы предлагаем увеличить до 70–80 % сдачу пуха 1 класса, при этом можно сократить пух 2 класса, а так же свести до минимума пух 3 класса. Следовательно, выход пуха увеличится, и будет достигать больших цифр, вплоть до 95 %. Это поспособствует увеличению средней цены реализации 1 кг пуха. Соответственно предприятия получат больше прибыли. Однако на сегодняшний день нет государственной приемки пуха, отсутствует подразделение пуха на 1, 2 и 3 классы. Рассчитывается средняя цена реализации всего продажного пуха. Продать пух по необходимой для предприятий цене очень трудно [2, с. 144].

Очень важным моментом для предприятий должна стать организация переработки собственного пуха на местах и изготовления конкретных изделий при помощи мастериц народного промысла. Данное направление развития пуховых предприятий поспособствует решению извечно актуальных для сел проблем занятости населения. Сохраняя и приумножая опыт старых мастериц по вязке пуховых изделий к промыслу будет привлекаться и молодежь, соответственно у данного направления появится будущее, а молодежь будет задерживаться на селе.

Непременным фактором развития продукции козоводства в условиях неустойчивости аграрного рынка может стать маркетинг, так как он способствует повышению планки продажи продукции, взяв за основу исследование рынков, дабы удовлетворить запросы покупателей. Маркетинговая служба должна помочь в решении следующих проблем:

– изучение факторов, способствующих изменению запроса покупателей при покупке пуха;

– создание важнейших сфер развития козоводства в колхозе, взяв за основу требования рынка;

– изучение и помощь в определении потребности в продуктах переработки козоводства;

– оправдание каналов реализации козоводческого сырья.

Как только начнет развиваться и увеличиваться производство продукции коз, а так же развиваться ее переработка, возможно будет увеличить деятельность ассоциации путем ввода в ее состав нескольких козоводческих регионов (по горизонтали), а так же путем воссоединения с хозяйствами легкой промышленности (по вертикали). Благодаря этому возможно будет создать и приумножить в России один единственный рынок продукции козоводства.

Для упрочнения и усовершенствования отрасли козоводства, а также производства пуха, необходима концепция средств государственного содействия предприятиям области, которая охватывала бы: государственное отслеживание и поддержку методов ценообразования; устранение диспаритета цен на продукцию; помощь в такой сумме, которая способствовала бы покрытию издержек при производстве и продаже козоводческой продукции; льготное налогообложение и такое же кредитование; обеспечение охраны местного рынка от товаропроизводителей из-за рубежа.

Основным резервом повышения эффективности производства продукции козоводства в СПК (колхоз) «Донской» является уменьшение затрат.

Себестоимость продукции зависит от валового производства пуха коз, то есть чем выше получено пуха с 1 головы коз, тем ниже затраты на его производство. Основной статьей затрат на производство 1 ц пуха в СПК (колхоз) «Донской» является стоимость кормов, они составляют в структуре себестоимости за 2014 г. — 32,6 процента. Причем рацион кормления животных маточного возраста и молодняка явно не сбалансирован, например в структуре рациона отсутствует фураж. Производство пуха коз является убыточной отраслью в связи с высокой себестоимостью продукции, низкой ценой реализации, низким уровнем производства пуха.

Кроме того, ежегодно направляются средства на зооветобслуживание, привлечение своих работников для помощи в проведении вакцинации животных позволило бы сократить расходы по данной статье на 44 тыс. руб.

Кроме внутренних резервов сокращения затрат на производство продукции козоводства, на наш взгляд, необходима помощь государства.

Производство продукции козоводства является убыточной отраслью в связи с высокой себестоимостью продукции, низкой ценой реализации, низким уровнем производства. Поэтому мы считаем, что необходимы дотации государства по снижению себестоимости продукции козоводства. Например, в животноводстве (крупный рогатый скот) при производстве молока государственной программой предусмотрены дотации по снижению себестоимости 1 ц молока.

Для регулирования поголовья коз в СПК (колхоз) «Донской» и выработки козоводческого сырья необходимо предпринять цепочку последовательных мер:

1) располагать целенаправленным правительственным содействием;

2) созидать новейшую инфраструктуру рынка пуха;

3) сократить отпускную цену производимой продукции, и первостепенно, это касается пуха;

4) нарастить конкурентоспособность козоводческой продукции [2, с. 136].

В течение последних нескольких лет СПК (колхоз) «Донской» потерял прежний рынок сбыта, главной причиной этого стало отсутствие интереса у производителей из-за невыполнения гарантий по контрактам заказчиками. Колхоз заключает договора на короткий период с предприятиями, занимающимися переработкой и торговлей. К сожалению, на прямые связи с потребительским рынком колхоз практически не выходит. С начала 90-х годов СПК (колхоз) «Донской» использовал такой канал как реализация пуха за рубеж, связующим звеном при этом являлась ассоциация «Руно» г. Оренбурга. Затем пух реализовывали практически только в ОАО «Ореншаль». Совсем недавно начались поставки пуха в Китай. Однако продажу пуха за рубеж нужно рассматривать как негативный момент, в связи с тем, что пух — наша гордость, достояние и богатство. Мы считаем, что нужно вернуть пух с внешнего рынка на внутренний. Нельзя давать возможность этой уникальной отрасли, обладающей мировой известностью и сложившейся исторически, стать просто неэффективной.

Таким образом, необходимо обозначить следующие главные принципы функционирования и формирования рынка пуха в Оренбургской области:

– на рынке необходимо присутствие большого количества участников — производителей продукции козоводства, ведущая роль при этом должна оставаться за СПК (колхоз) «Донской»;

– основными факторами при установлении цены должны быть спрос и предложение;

– при перемещении пуха по территории страны должен сохраняться принцип свободы и независимости;

– необходимо объединение организаций для переработки, хранения и сбыта козьего пуха;

– государство должно поддерживать предприятия субсидиями и дотациями.

На сегодняшний день рынок пуха старается следовать данным принципам, но все же значительная их часть по-прежнему не реализуется. В связи с этим изучение задач, появляющихся при производстве пуха в области, а вместе с тем и в СПК (колхоз) «Донской» — это значимый момент, которому нужно следовать при образовании рынка пуха.

Положительный ответ на вопросы о том, как увеличить экономическую эффективность производства продукции козоводства в Оренбургской области в большинстве своем зависит от степени обоснованности ее теоретических концепций и является своего рода ключевой задачей, стоящей перед предприятиями в непростой кризисной ситуации.

При проведении предложенных мероприятий, направленных на снижение себестоимости пуха коз, возможно повышение эффективности деятельности предприятий, в частности, в СПК (колхоз) «Донской», что приведет к увеличению объемов производства и реализации пуха, а также поможет сохранить позиции на местном рынке, не прибегая к отправке пуха за рубеж.

Литература:

  1. Арсеньев Д. Д., Орехов А. А., Ерохин А. И. Козоводство: учебное пособие / Д. Д. Арсеньев, А. А. Орехов, А. И. Ерохин [и др.]; под ред. Д. Д. Арсеньева. — М.: Издательство МСХА. — 2001.
  2. Афанасьев В. Н., Алямкина Е. А. Эффективность производства и переработки пуха коз в Оренбургской области: учебное пособие / В. Н. Афанасьев, Е. А. Алямкина. — Оренбург: ОГАУ. — 2002. — 204 с.
  3. Концевой Г. Р. Совершенствование нормирования и управленческого учета затрат в сельскохозяйственном производстве / Г. Р. Концевой // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2015. -№ 1. — С.54–64.
  4. Породы пуховых коз [Электронный ресурс] // http://www.ya-fermer.ru/porody-puhovyh-koz
  5. Статистический сборник «Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области 2015" [Электронный ресурс] // http://orenstat.gks.ru
  6. Фабрика Оренбургских пуховых платков [Электронный ресурс] // http://orenshal.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle