Библиографическое описание:

Гузенко А. Ю. Информационно-психологическое воздействие сети «Интернет» на военнослужащих внутренних войск МВД России // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 322-324.



В статье проводится анализ сложившейся ситуации относительно негативного влияния информации, размещенной в сети интернет, на военнослужащих внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: информационная война, информационно — психологическое воздействие, средства массовой информации.

Информационная война не является чем-то новым для человечества. Наоборот, если «пушки» изредка всё же затихают, то запугивание, демонстративные действия, введение в заблуждение, целенаправленное разобщение и т.п. не прекращаются никогда.

Древнекитайские трактаты Сунь-Цзы полны рекомендаций по разрушению этноса противника:

 пытайтесь внести разложение во все ценное, вовлекайте людей в преступные дела;

 подрывайте положение авторитетов и их репутацию, навлекайте на них позор в глазах соотечественников;

 используйте даже самых низких и отвратительных людей;

 мешайте деятельности правительств;

 сейте разногласия и раздоры;

 восстанавливайте молодежь против стариков;

 сокрушайте старые традиции;

 не жалейте ни подарков, ни денег, ни обещаний — все окупится.

В течение многих веков первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось, расширяло область применения и в настоящее время стало неотъемлемой частью мировой политики.

Особое внимание феномену «информационной войны» уделяется в США. «В разработанной Комитетом начальников штабов вооруженных сил США «Единой доктрине противоборства в области управления и связи» термин «информационная война» определяется как совокупность мероприятий, принимаемых в целях достижения информационного превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, компьютерные сети, общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил, при одновременной защите своей информационной среды». [1]

Исторический опыт показывает, что одним из самых действенных инструментов достижения политических целей государства является армия. Поэтому, совершенно обоснованно вооруженные силы Российской Федерации — это один из важнейших объектов информационно-психологического воздействия.

Основным содержанием информационно-психологического воздействия на противника является целенаправленная дезинформация, дезориентация в окружающей действительности, сокрытие подлинной боеспособности своих сил и средств, истинных намерений; использование слабостей и трудностей для подрыва морального духа военнослужащих и формирование у них психологического состояния безысходности, бесперспективности предстоящих действий, невозможности достижения успеха.

По эффективности воздействия на психическое сознание военнослужащих и общество в целом средства массовой информации, бесспорно, занимают лидирующую позицию. Они включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику человека с целью формирования соответствующих психологических установок. К основным средствам массовой информации относятся: телевидение, интернет, пресса и радио.

Классическим примером информационной войны на её современном этапе развития, является развернутое США и Великобританией информационно-психологическое воздействие на вооруженные силы и население Ирака в 2003 году, целями которого являлось:

 снижение морального духа вооруженных сил и населения Ирака;

 подрыв авторитета власти С. Хусейна;

 воспрепятствование возможному развертыванию партизанского движения;

 нейтрализация действий органов государственной власти и военного управления.

Средствами оказания воздействия в основном являлись телевидение, интернет, радио, телефонная связь, пропагандистские листовки.

Такая массовая психологическая кампания, по оценке военного руководства США, была достаточно успешной. В её результате группы иракских солдат сдавались в плен, выросли противоречия в иракском руководстве, оно утратило контроль над ситуацией в стране.

Анализ опыта российских вооруженных сил показывает, что яркими примерами информационно — психологического воздействия на российских военнослужащих являются война в Чеченской Республике и Грузино — осетинский конфликт. В обоих случаях европейские СМИ освещали действия Москвы по обеспечению мира и безопасности на Кавказе, как неоправданные и чрезмерные, а истинных агрессоров, как жертв. В СМИ можно было встретить следующие заголовки:

 Зверские убийства мирного населения русскими солдатами;

 Страдания и лишения беженцев в палаточных городках;- Чеченский народ — жертва российской армии;

 Захватническая война русских, агрессия РФ;

 Нарушение Россией международных законов в Чечне;

 Россия применяет запрещенное оружие;

 Угрозы мирового сообщества президенту России;

 Партизанская война чеченцев — война за независимость;

 Дезертирство русских солдат и их переход на сторону освободительного движения Чечни;

 Комитет солдатских матерей России протестует против войны в Чечне;

 Исламский террор в России, религиозные причины освободительной войны против РФ;

 Россия бомбит Чечню;

 Россия штурмует Грозный;

 Разрушение федеральными силами Чеченских сел и городов;

 Потери федеральных сил;

 Охота на кавказцев как потенциальных террористов в России;

Медийные корпорации членов НАТО практически лишили общественность своих стран возможности объективно оценить ситуацию. Кроме того, подобная информация была обнародована и в ряде российских СМИ (в первую очередь в сети интернет). Все это безусловно негативно сказалось на авторитете правительства страны, в том числе и в вооруженных силах. Данные факты свидетельствуют о недостаточной подготовленности России к ведению информационной войны.

Необходимо отметить, что психологическое противодействие ведется не только накануне или во время боевых действий, с целью снижения авторитета власти государства, разобщения населения и снижения общего морально — психологического потенциала страны.

Как показывает практика, большинство военнослужащих, даже не предполагает, что, на первый взгляд, безобидный просмотр «ленты» новостей в интернете ежедневно подвергает их сознание мощному информационно — психологическому воздействию, которое формирует их отношение к политике государства, органам власти, государственным институтам, происходящим событиям и т.д.

С целью изучения источников информации, которые используют военнослужащие внутренних войск МВД России в настоящее время, с 13 по 18 апреля 2015 года офицеры научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем внутренних войск МВД России проводили в группировке внутренних войск, дислоцирующейся в республике Крым, социологическое исследование, результаты которого заставляют задуматься над проблемой информационного обеспечения военнослужащих внутренних войск.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, было предложено ответить по 7-балльной шкале на следующие вопросы:

  1. Какими источниками вы пользуетесь для получения различной информации?

Обобщенные ответы: телевидение — 5.49; интернет — 5.47; информирование в подразделении — 4.83; различные печатные издания — 4.5 (среднее значение); библиотека воинской части — 3.57.

  1. Какими источниками вы пользуетесь для получения информации о деятельности внутренних войск МВД России?

Обобщенные ответы: информирование в подразделении — 5.3; занятия по ОГП — 5.24; интернет — 5.15; войсковые печатные издания — 4.82; телевидение — 4.81; другие печатные издания — 4.55 (среднее значение); радио — 3.58; библиотека воинской части — 3.57.

В рамках проведения того же исследования офицерскому составу было предложено оценить источники информации, по их использованию при подготовке к проведению ОГП и информирования.

Обобщенные ответы: интернет — 5.99; телевидение — 5.85; информирование — 5.11; различные печатные издания — 4.89 (среднее значение); радио — 4.57; библиотека воинской части — 4.15.

Результат опроса указывает на то, что тем или иным путем именно интернет является первичным источником информации для военнослужащих. Это обусловлено несколькими, довольно вескими причинами:

  1. Военнослужащий сам выбирает время просмотра информации.
  2. Просмотр может быть организован практически в любом месте нахождения военнослужащего, через портативные средства коммуникации.
  3. Интернет — самая большая база информации в мире.
  4. Поиск информации по любому интересующему вопросу — относительно легкий и быстрый благодаря поисковым системам.

Данная ситуация безусловно негативно влияет на формирование у военнослужащих общей картины событий, происходящих в мире. Это связано с тем, что информация, которая поступает во всемирную сеть, практически не фильтруется. Напротив, чем более невероятным и скандальным является трактование, того или иного факта, тем дольше и тщательнее эта информация будет обсуждаться в различных источниках и, соответственно, иметь больший охват общества.

Боевой опыт убедительно доказал, что командирам, штабам, должностным лица органов по работе с личным составом необходимо принимать решительные меры по изучению приемов и принципов проведения противником информационно — психологических акций, осуществлять мероприятия по их упреждению и предотвращению.

Защита личного состава от информационно — психологического воздействия противника представляет собой деятельность командиров и органов военного управления по нейтрализации влияния негативных факторов на морально — психологическое состояние воинских частей, подразделений, и моральный дух отдельных военнослужащих и достижению морального превосходства над противником. [2]

Заставляет серьезно задуматься тот факт, что в настоящее время во внутренних войсках МВД России «мирному» воздействию различных источников на военнослужащих не уделяется должного внимания. Прежде всего это выражается в отсутствии целенаправленной работы должностных лиц по нейтрализации этого воздействия.

На мой взгляд, первичной и самой необходимой формой работы по защите личного состава от негативного воздействия сети интернет является разъяснение каждому военнослужащему понятий: информационная война, информационно-психологическое воздействие, роль средств массовой информации в данной деятельности.

В заключении необходимо отметить, что не зря XXI век называют веком информационных технологий. Привычные представления о войне устаревают, а им на смену приходят более изощренные способы противостояния. И чтобы выйти победителем из этой битвы технологий, внутренних войскам необходимо своевременно и качественно противостоять информационным атакам невидимого противника.

Литература:

  1. Волковский Н.Л. История информационных войн. ч. 1,2. СПб.: Изд. «Полигон», 2003.
  2. Морально-психологическое обеспечение деятельности подразделений внутренних войск МВД России. ч. 1. Под общ. Ред. В.Ю. Новожилова. СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011.
  3. Конрад Н.И. Искусство войны.М.: Изд. «Эксмо», 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle