Библиографическое описание:

Хидоятов Р., Хакимов О., Исакобулов Р. Ю. Духовная просвещенность руководителя: проблемы и их решения // Молодой ученый. — 2016. — №7.2. — С. 96-99.



Как известно, под словом руководитель мы понимаем сотрудника, работающего от начальника какого-нибудь учреждения и организации вплоть до заведующего отделом. Под их руководством работает определённое количество подчиненных лиц, и они ими управляют, координируя их деятельность. В самом малом субъекте гражданского общества – в семье также имеется место руководителя, роль которого выполняет мужчина или отец семьи. Исходя из этого, можно сказать, что в обществе или социуме существуют множество управленческих мест и руководящих должностей и их место и роль в социальной, экономической и политической жизни весьма существенна.

Узбекистан является страной молодежи. Поэтому её будущее в руках последних. Под молодежью мы понимаем лиц в возрасте до 30 лет. Однако часто в данную категорию относят лиц в возрасте 17-30 лет (в различных источниках граница возраста приводятся по-разному). Некоторые социологи включает в молодежь лиц до 35 лет. В Узбекистане молодежь можно поделить в несколько категорий исходя из вида образования: дети до дошкольного возраста, ученики общего образования, средне-специального и профессионального образования, студенты высших учебных заведений, рабочая и служащая молодежь, интеллигентная и руководящая молодежь.

Руководители являются решающей силой, доверием и опорой Узбекистана. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислам Каримова на различные руководящие посты государственного и общественного управления назначаются в основном молодые кадры. Примером может служить возрастающее число молодых лиц в органах законодательной, исполнительной и судебной власти государственного управления. Также, в институтах гражданского общества, общественных организациях также все более возрастает место и роль, а также авторитет молодежи. Значит, регулярно увеличивается количество молодых предводителей и руководителей в государственных и негосударственных учреждениях, организациях.

Если цель управления является оказание услуг населению, обеспечение приоритета интереса человека, и, если у руководителя уровень духовной просвещенности высок и соблюдается философия руководителя, то можно достичь ожидаемых результатов. Вместе с тем, руководитель должен иметь некую культуру. Имеются различные виды культуры: социальная культура, трудовая культура, культура общения, культура одевания (дресс-код), экономическая культура, правовая культура и другие. Самое важное для руководителя среди них – культура управления. Если у руководителя не хватает искусства, навыки, культура и духовная просвещенность управления, то работа обречена на погибель или теряется достоинство человека. Одной из культур, которой должен иметь руководитель – это политическая культура. Политическую культуру можно понимать в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле, обычно, понимается культура управления, лидерства и руководства в узком круге. В этом аспекте, как сказано выше, примером может служить культура управления определенным учреждением или организацией, семьей или группой. Политическая культура в широком смысле – это способность понимать политику, тонкостей управления государством и обществом, оценивать политических процессов в стране и регионе или во всем мире. Значит, говоря проще, политическая культура – это становление культурным, духовно просвещённым человеком с широким кругозором.

Необходимо отметить ещё и то, что руководитель, имея духовную просвещенность и политическую культуру, должен воплощать в себе принципа толерантности. Это означает осознания руководителями места и роли обеспечения мира, стабильного прогресса в стране и обществе, ведения управления на основе толерантности, обеспечения укоренения толерантности среди всех сотрудников.

Толерантность, от латинского слова tolerantia, означает «быть терпимым». В качестве термина понимается быть терпимым в отношении различного рода образа жизни, поведения, обычаев и традиций, эмоций, веры и мысли. Толерантность означает готовность беспрекословно признать мнение, точку зрения, культуру и мировоззрение других людей. Толерантность может быть по-разному: социальной, экономической, политической, национальной, религиозной, расовой, региональной, научной, культурной и другие. Любой духовно развитый, просвещенный человек, в частности, руководитель, должен воплощать в себе всех вышеназванных видов толерантности.

Какое научное и практическое значение имеет высокая политическая культура и толерантность руководителя? Во-первых, данная тема достаточно не изучена научными исследователями в нашей стране. Изучение зарубежного опыта, национальные и местные условия, специфика в данном направлении и представление их для широкой общественность, создает прочную основу для формирования у них представлений и опыта по данному вопросу. Во-вторых, практическое значение вопроса в том, если у граждан, у представителей институтов гражданского общества и государственных организаций не формируется политическая культура и толерантность, то в обществе могут возникнуть гражданское, межнациональное, межрелигиозное и межрегиональное столкновение, а это в свою очередь приведет к падению, упадку, нестабильности, разброду общества. Поэтому одним из необходимых условий становления ведущей нации и развитого государства – быть духовно просвещённым. Поэтому Президент И.А. Каримов отмечает: “Духовность – сила и воля отдельного человека, народа, общества, государства. Где нет духовности, там нет счастья”[1].[1.12с.] Раз так, повышение духовности и просвещенности, его пропаганда, обогащение, обеспечение высокого уровня духовности каждого гражданина является одним из актуальных вопросов.

Служебные обязанности руководящих кадров касаются интересов государства, общества и граждан. Это в свою очередь повышает ответственность их действий, деятельности и их социальных последствий.

Необходимо признать то, что чем выше управленческий статус должностных лиц, тем сильнее влияние решений, принятых этим должностным лицом в жизнь граждан. Вместе с тем, выбор определенного пути в решении проблем в определенной мере связано с личным мнением, волей и субъективной оценкой руководителя. В данной ситуации не только приоритетны правовые нормы, но и повышается значение таких моральных факторов как долг, совесть, честь и достоинство.

Значит, руководитель, в частности, молодые руководители имеют решающее значение в жизни общества и государства. Если они имеют высокую духовную просвещенность, зрелую политическую культуру, и данная культура опирается на принцип толерантности, значит, данное государство и общество ждет подъем.

На вопрос «Кто может стать руководителем?» искали ответ тысячелетиями. Старался дать ответы наш великий предок, энциклопедический ученый Абу Насер Ибн Мухаммад Фараби в своем произведении «Город образованных людей»:

В первую очередь, руководитель должен быть практически здоровым, чтобы без препятствий и легко смог выполнять все на себя возложенные задачи.

Во-вторых, руководитель должен быть «по природе сообразительным и обладающим тонким вкусом, проницательным, должен суметь быстро понять, осознать слово и мысли собеседника, четко представлять себе общую картину обстоятельства».

В-третьих, «он должен полностью сохранить в своей памяти все осознанные, увиденные и услышанные вещи, никогда не забывать всех подробности».

В-четвертых, «он должен иметь острый ум, быть проницаемым и быстро заметить неосязаемые признаки любого обстоятельства и осознать, что эти признаки означают».

В-пятых, «он должен четко и внятно излагать свои мысли и выразить их красивыми словами».

В-шестых, руководитель «должен получить образование у преподавателей, быть ненасытным и завистливым к знанию, просвещенности, неустанным в обучении, не должен избегать его трудности».

В-седьмых, «он не должен быть обжорой в еде, в спиртных напитках и голодной в женщинах, наоборот, должен быть сдержанным, отдаленным от азартных игр».

В-восьмых, «он должен любить правду, справедливых и правдивых людей, ненавидеть ложь и обманщиков».

В-девятых, руководитель «должен быть знающим свою цену и человеком, обладающим чувством собственного достоинства, выше всех подлостей, врожденным благородным, великим, должен стремиться к высшим работам».

В-десятых, «он не должен интересоваться богатствам, динарам и дирхамам этого мира (не погнаться за богатством)».

В-одиннадцатых, руководитель, обязательно «должен быть истинным сторонником правосудия, поборником справедливости, ненавистником гнета, деспотизма и тирании, быть правдивым и в отношении своих людей и чужих, призывать всех к справедливости, оказывать содействие без вины виноватым, любить людей, желать всем добро и красоту. Он должен быть непримиримым к любой несправедливости и подлости и справедливо вести свое дело».

Лишь люди с высокой духовностью, моралью, поведением и просвещенностью живут ради Родины и Отчизны, считает счастьем и добрым делом оказать другим великодушие, благородство, щедрость, содействие и показать праведный путь нуждающимся лицам. Люди, имеющие высокую духовность, стараются угодить лицам в трудной жизненной ситуации, решить проблемы, удовлетворить потребности. У духовно просвещённых людей сильны чувства национальной гордости, чести и достоинства. Люди с такими качествами считают своим долгом защиту интереса, чести и достоинства своей нации, народа, населения. В случаи угрозы их Родине, в пути её защиты не щадят свое богатство, даже жизнь, показав примеры настоящего патриотизма и истинного героизма.

По данной причине с первых дней Независимости не зря уделяется столь пристальное внимание к духовному просвещению. Ислом Каримов по данному поводу выразил нижеследующие мысли: «Духовность – придаёт человеку равновесие в жизни, не даёт человеку к стремлению к материальным богатствам, бережет во время бедствий и закаляет волю. В духовности проявляются такие человеческие качества как, нравственность и внутренний мир человека. Осознать долг перед Родиной и народам знак высокой духовности. Духовно богатый человек будет благодарен жизнью, за то, что он совершил очень много добрых дел» [2. 32с.].

В заключении хотелось сказать, что предстоит ещё больше работать, чем проделанные работы в сфере духовного просвещения. Духовные наши недостатки на сей день больше чем наши проблемы в экономической сфере, но не меньше.

Как выразил глава нашей страны, «Одним из основных задач государства – это воспитание духовно развитой личности, в усовершенствование вырастить в основе национального пробуждения, духовно нового поколения» [3. 174с.]. Поэтому с первых лет Независимости изменение сознания и мышления граждан, преобразование их образа мысли рассматривалось как гарант эффективности проводимых реформ.

Литература:

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Ташкент: Маънавият, 2008 г. – 174 С.
  2. Каримов И.А. Янгича фикрлаш ва ишлаш – давр талаби. Т.5. – Ташкент: Узбекистан, 1997. – 384 С.
  3. Каримов И.А Ўзбекистон ХХI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолотлари.– Т.: Узбекистан, 1997. 326 С
  4. Каримов И.А Инсон, унинг ҳуқуқ ва эркинликлари ҳамда манфаатлари- энг олий қадрият. Т.: Узбекистан, 2005. 48 С.
  5. Каримов И.А Бизнинг бош мақсадимиз- жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, мамлакатни модернизация ва ислоҳ этишдир Т.: Узбекистан, 2005. 96 С.
  6. Каримов И.А. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида Т.: Узбекистан 2011. 430 С.

[1] Миллий ғоя: тарғибот технологиялари ва атамалар луғати. “Академия”. Т.: 2007 год 185 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle