Библиографическое описание:

Мустафакулова Х. А., Рустамова З. М. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков // Молодой ученый. — 2016. — №7.2. — С. 104-107.



В статьи рассматриваются актуальные проблемы применения компьютерных технологий и достижений в современном образовательном процессе.

Новый век, новое время, новая идеология, реформирование старой школы, современные технологии в обучении и воспитании. Каждый день приносит перемены в мышлении, все это ставит перед учителями новые цели и задачи, достижение которых – залог успеха в обществе.

В настоящее время все передовые педагогические идеи, подходы, концепции направлены на формирование творческой личности, развитие личностных механизмов, адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному совершенствованию, к освоению новых областей профессиональной деятельности. У современного человека сегодня имеются широкие возможности учитывать и пользоваться огромным интеллектуальным и культурным потенциалом всего человечества.

Человек эпохи научно-технической революции и научно-информационных технологий должен быть творчески активным, способным самостоятельно ориентироваться в развивающемся потоке информации. От выпускников высших учебных заведений требуется высокая профессиональная ориентация и компетентность, творческая активность, наличие широкого кругозора и информированности.

В Узбекистане на протяжении многих лет большое внимание уделяется преподаванию иностранных языков. В системе двенадцатилетнего образования изучается как минимум три языка – государственный, русский и иностранный. Изучение языков – обязательная составляющая вузовских учебных программ и послевузовского образования.

Вопросы совершенствования языкового образования всегда были в центре внимания. Вышедшее в 2012 году Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков» дало импульс дальнейшему совершенствованию преподавания иностранных языков – английского, немецкого и французского.

Как известно, знание иностранного языка дает молодежи возможности приобщатся к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность студента, то есть практическое владение иностранным языкам. Задачи преподавателя – активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку студентов вузов является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.

Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение за рубежом или участие в конкурсах и олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентации.

На сегодняшний день большое внимание уделяется оснащению материально-технической базы общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений. При помощи лингафонного оборудования и мультимедийных материалов ставится произношение звуков иностранного языка. Мультимедийные материалы помогают все этапы объяснения материала и закрепления практических навыков – от простого к сложному.

Компьютер, в наше время, очень важная и независимая вещь. А также, компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет в систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Компьютер позволяет качественно изменить контроль деятельности студента, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает студентам в процессе работы, оценивает их знания и развитие.

Применение компьютера как инструмента для работы и информации очень разнообразно и многообразно. При помощи компьютера за несколько секунд можно посмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентам содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых студенты самостоятельно формируют знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти.

Использование мультимедийных средств на занятиях иностранных языков приносит большую помощь преподавателям. Этот метод делает занятия более интересными, стимулирует активность студентов мыслить логически, помогают решать многие задачи современной образовательной системы, различные способы и формы подачи учебного материала способствует доступности усвоения изучаемого материала.

Поэтому образовательный процесс на современном этапе, изменив предыдущую схему, строится в системе» студент – посредник - преподаватель». Роль посредника в настоящее время успешно выполняет компьютер. Именно использование компьютерных технологий в современной науке рассматривается в качестве эффективного источника оптимизации занятий (по английскому языку в том числе), т.е. такой их организации, при которой обеспечивается более качественное в сравнении с существующим владением языка каждым студентом в минимально необходимые для этого сроки.

Компьютеры сами по себе не несут педагогических идей, однако даёт возможность реализовать наработанных в педагогике концепций, которые не были осуществлены из-за отсутствия необходимых средств.

Использование компьютера в частности позволяет существенно повысить наглядность обучения, активизировать процесс овладения знаниями и индивидуализацию обучения, восполнить отсутствие речевой среды улучшить условия педагогического труда преподавателей и условия обучения студентов, что, в конечном счете, обеспечивает оптимизацию преподавания в целом.

Компьютерыпозволяют студентам получать необходимые сведениясправочного характера, предъявляют те или иные “ключи” дляуспешного выполнения задания. Они могут быть «собеседников» обучаемого, т.е.работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его речевое поведение.

Особенно эффективным оказывается использование компьютера как средства осуществления контроля и самоконтроля. Однако повышение эффективности занятий и использование компьютера может иметь место лишь при соблюдении преподавателями ряда условий оптимизации – методических и организационных. Методическими условиями оптимизации занятий как указывают методисты, следует признать следующие:

- использование компьютерной техники должно носить систематический, а не эпизодический характер, и, следовательно, названные средства следует рассматривать в качестве органической части системы занятий по иностранному языку;

- отобранные для занятия средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения и учитывать интересы студентов;

Организационным условием оптимизации занятий с использованием компьютера является готовность преподавателя к работе с такими средствами, что предполагает соответствующую квалификацию преподавателя и знанием им методических и технических возможностей компьютера.

Главная особенность современного учебного процесса – сочетание традиционных форм обучения с новыми, основанными на использовании компьютеров. Обучающие компьютерные программы получают все большее распространение в разных областях образования. Но назрела необходимость иметь такие обучающие программы, которые действительно способствуют повышению результативности учебной деятельности, формируют положительное отношение и интерес к изучаемому материалу.

Совершенствование методики преподавания английского языка с использованием компьютеров позволяет интенсифицировать процесс обучения, увеличить долю самостоятельной работы студентов. Кроме того, педагог сможет проверить уровень усвоения знаний и степень обработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, а так же вести дифференцированную работу с каждым студентом в его индивидуальном темпе.

С помощью компьютера можно изучать практически все темы языковедческих курсов, так как в память компьютера можно заложить любые схемы, таблицы, условные обозначения, справочный материал, и в нужный момент оперативно вывести на экран в качестве обучающего материала.

Компьютерные тесты – это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Для преподавателя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения. Студенты с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу уже получает оценку за свою работу. Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеет анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

А также студенты, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам: словарная работа, работа с текстами или художественной литературы, подготовка докладов по или иной темы, подготовка рефератов.

Использование интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес студентов к усвоению медиа – технологий создает атмосферу зрелищности и дозированный информативности). Интернет даёт огромные возможности для саморазвития, самообразования и студентов и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового коллективного общения и обучения.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность преподавателя заключается в управлении темпов подачи материала, акцентировании внимании студентов на наиболее важных моментах, повторении непонятных положений. Студенты в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляет конспект излагаемого материала.

У студентов, таким образом, формируется учебно-информационные умения и навыки.

Применение компьютера на занятиях иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При помощи компьютера лучше усваивается изучаемый материал, развивается логическое и творческое мышление, формируется и совершенствуется языковые навыки, развиваются навыки самостоятельной и исследовательской работы, повышается мотивация и потребность в изучении иностранного языка, формируются коммуникативные навыки и культура общения.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012., Ташкент// газ. «Народное слово». -2012 г. № 240(5630). – 11 дек.
  2. “Iqtidorliyoshlar-taraqqiyotomili” mavzusdagiilmiy-amaliykonferensiyailmiyishlarto’plami. Jizzax, Ozbekiston. 24-24 fevral, 2014 yil.
  3. Чет тилларни ўқитиш ва ўрганиш муаммолари.Тошкент ТДПУ 2006 йил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle