Библиографическое описание:

Хатамова Д. А. К вопросу об идентификации некоторых литературоведческих категорий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1185-1188.



Отечественная теория литературы переживает время фундаментальных перемен. Она активно взаимодействует с мировым литературоведением. В нее вливается много новых понятий, а часть устоявшихся терминов требуют переосмысления с точки зрения современности.

Язык теории литературы — это термины и понятия. Овладение же этим языком — залог успешного анализа литературных произведений и всего литературного процесса в целом.

В одной из предыдущих статей мы говорили о неоднозначности и противоречивости даже традиционно устоявшихся терминов, как образ, сюжет, тема, направление, течение и т.д. В данной работе мы попытаемся охарактеризовать некоторые из них, которые являются основополагающими категориями теории литературы.

Обращаясь к средствам, с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ». Аристотель под образом разумеет подражание возможному и заключающее в себе единичное, для Платона образ в искусстве — копии реальных предметов, которые сами являются копиями вечных идей. По Канту, в основе образа лежат «сочетание и согласие» «обеих познавательных способностей — чувственности и рассудка» [1, с. 255]. В понимании Шеллинга образ — это тождество реального и идеального, бытия и значения, конечного и бесконечного. [2, с. 8]

В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо индивидуальные черты. Это точка зрения на образ вызвала внимание западной эстетики и литературоведения ХХ в. Решающий вклад в это направление внесли работы немецких и французских ученых Т.Рибо, В.Вундта, З.Фрейда.

Термин «художественный образ» сравнительно недавнего происхождения. Его впервые употребил Гёте. Но сама проблема образа является одной из древних. Мы, выше уже отмечали, что начало теории обнаруживается уже в учении Аристотеля. Широкое применение термин «образ» получает в работах Гегеля. Философ писал: «Мы можем обозначить поэтическое представление как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность». [3, с. 8] В его «Лекциях по эстетике» содержится развернутая теория художественного образа. По Гегелю, «искусство изображает истинное всеобщее, или идею, в форме существования, образа». [4, с. 18] Таким образом, Гегель решил вопрос о преобразующем воздействии художественного творчества на жизнь общества.

В современном литературоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Цель и назначение образа — передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее. Слово — основное средство создания поэтического образа в литературе. Художественный образ выявляет наглядность предмета или явления, и является исторически изменчивым понятием. В образах эпохи Возрождения выдвигаются на первый план титанические страсти, в классицизме — борьба чувств и долга, в эпоху просвещения — человек и рационализм, романтизм противопоставляет одинокую личность, меркантильным интересам своего времени, проявляя интерес к острым психологическим конфликтам. Классицизм открывает диалектику души, модернисты стремятся раскрыть «тайны индивидуального бытия», постмодернисты подчеркивают его многоплановость. Таким образом, структура художественного образа исторически изменчива. Но обеспечивают целостное восприятие художественной действительности и организуют композицию произведения «художественное время» и «художественное пространство», они являются важнейшими характеристиками художественного образа.

Конец ХIХ века характеризуется возникновением «антиобразной» теории искусства, отвергающей категорию образа на том основании, что она растворяет специфику художественного творчества в науке, философии, познании. Наряду с «антиобразной» теорией искусства действуют два довольно влиятельных направления в изучении образа на Западе — это феноменологическая школа и семиотическая. Первая берет за основу видение, а не воображение, отождествляя смысловое содержание художественного образа с «материалом», а понятие «образ» растворяет в понятии форма. Семиотика игнорирует категорию образа, а часть представителей признают образ особой разновидностью знака. Для семиотики художественный образ — знак средство коммуникации в рамках данной культуры.

На сегодняшний день в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику (образ, образность). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. Знак — это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета. С точки зрения В.Е. Хализева понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, более широкий смысловой контекст.

Таким образом, три основных направления западной эстетики ХХ века в своем подходе к образу ориентировались на три разных его аспекта: образ в акте творчества, образ в акте восприятия, образ в данности текста.

Если мы обратимся к воззрениям ученых ХХI века, то Л.М. Крупчанов характеризует образ как наиболее важный и непосредственно воспринимаемый элемент литературного произведения. «Образ является средоточением идейно-эстетического содержания и словесной формы его воплощения». [5, с. 39] По определению Л.В.Чернец и Скибы, художественный образ — категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов частей. [6, с. 210]

По Бореву, художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Художественный образ — элемент или часть произведения, обладающие самостоятельным существованием и значением. Художественный образ — самый способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности. [7, с. 462]

Мы же, подводя итоги всему сказанному, присоединяясь к вышесказанному, хотим закончить эту полемику словами В.П. Мещерякова, что образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается человеком как существующий на самом деле. [8, с. 18]

Начиная анализ художественного произведения, первое, с чем имеем дело, — это его тема. Любое художественное произведение в той или иной мере отражает реальную действительность. А тема является всеобщей характеристикой того, что в произведении содержится. [9, с.21] Тема по Виноградову — это вспомогательная категория, которая необходима при анализе идейного содержания художественного произведения. Она характеризует не какие-либо стороны содержания, а предмет отражения. Этим определением ученый подчеркивает субъективность писательской оценки при отображении действительности. Здесь уместно привести определение Ж.Куддона: «Тема — это абстрактный объект произведения; его центральная идея». [10, с. 457] В интерпретации Я.Зунделовича, напротив, тема — это основной замысел. Понятие «тема» не покрывается понятием «содержание». Тема — целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. [11,с. 457]

Если исходить из определения Ю. Борева, что содержание — это ядро художественного смысла произведения, то значит, тема и идея являются ядром художественного содержания. Есть утверждения, что темой в литературе принято считать значение ключевых слов или то, что ими фиксируется (В.Е. Хализев). Видимо, по этой причине В.М. Жирмунский мыслил тематику как сферу семантики художественной речи: «Каждое слово, имеющее вещественное значение, является для художника поэтической темой своеобразным приемом художественного воздействия». [12, с. 30] Существует и другое значение термина «тема» — являясь продуктом теоретических опытов прошлого, она характеризует не элементы структуры, а сущность произведения как целого. Тема — это фундамент художественного произведения или то, что стало предметом авторского интереса, его осмысления и оценки.

Но в теориях ученых двадцатого столетия распространен взгляд об отождествлении темы и проблемы. К примеру, определение Г.Л.Абрамовича «Тема — проблема, поставленная писателем в произведении» анализируется российским литературоведом О.И.Федотовым. Он приходит к выводу, что это определение вызывает сомнение, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, они могут совпадать лишь частично, так как понятие «тема» намного шире, чем понятия «проблема». Во-вторых, понятие «проблема» содержит в себе не только объективную констатацию того или иного жизненного факта, но и субъективное — личное отношение к нему писателя. Для правильного и грамотного анализа произведений мы должны четко разграничить понятия «тема» — «идея» — «проблематика» и главное — стоящие за ними уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. И этого мнения придерживаются многие литературоведы мира.

Итак, при идентификации интерпретаций термина «тема» выявляется, что разными учеными это понятие истолковывается по-разному. Одни считают, что тема — это идея произведения (Виноградов, Куддон). Другие утверждают, что тема — это основная проблема произведения (Г.Л. Абрамович, Л.И.Тимофеев, Д.Куронов). А третьи вполне правомерно, на наш взгляд, считают, что тема — это фундамент художественного произведения, все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки (Хализев, Томашевский).

Сегодня в литературоведении тема все-таки — одно из основных и центральных понятий в художественном произведении, характеризующих содержание и составляющих предметно-смысловой момент в поэтическом произведении, целостный образ мира, который определяет художественное мировосприятие писателя и скреплено его авторским замыслом. Тема ориентирует научную мысль на универсальную, собственно теоретическую характеристику познавательной стороны художественных произведений.

Идея — еще один структурный компонент содержания наряду с тематикой и проблематикой художественного произведения. Если тематика — это область отражения реальности, то идейный мир — область художественных решений, своего рода завершение художественного содержания. Это мысль произведения, выражающая посредством всей его образной системы. Именно способ выражения принципиально отличает идею художественного произведения от научной идеи. Идея художественного произведения неотделима от его образной системы, поэтому не так легко бывает найти адекватное абстрактное выражение, сформулировать его в отрыве от художественного содержания произведения. Следующее отличие идеи художественного произведения от научной состоит в том, что последняя требует четкого обоснования и строгого доказательства.

Идея от греческого «idea» — первообраз, идеал, идея — обобщающая, эмоциональная мысль произведения, лежащая в основе произведения искусства. Данное определение мы встречаем в «Литературном энциклопедическом словаре» 1987г. В основе этого толкования лежит определенное идейное осмысление художником характерностей жизни. И нужно отметить, что это единственное толкование, которое мы встретили в известных литературоведческих словарях русского и узбекского языков. Интерпретацию данного термина мы находим в учебниках по теории литературы. Г.Гегель в лекциях по эстетике, где он рассуждает о единстве формы и содержания, даёт следующее определение идеи: «Идея как художественно прекрасное есть идея с тем специфическим свойством, что она является индивидуальной действительностью, выражаясь иначе, она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее специфическим свойством являть через себя идею». [13, с.113]

И.Кант определяет эстетическую идею как «представление воображения, которое дает повод много думать, причем, однако, никакая определенная мысль, т. е. никакое понятие, не может быть адекватно ему и, следовательно, никакой язык не в состоянии полностью достигнуть его и сделать его понятным». [14, с.124-125]

В литературоведении термином «идея» было принято обозначать образно выраженные в произведении искусства авторские мысли и чувства — это эмоционально окрашенный содержательный центр художественного произведения.

Л.И.Тимофеев рассматривал тему, идею и проблему в единстве. В результате анализа художественного произведения, его характеров и событий приходишь к тому или иному определению его идейно-тематической сущности. Это и есть идея художественного произведения, заключает ученый. Но как мы уже указывали ранее, нельзя смешивать эти понятия, так как тема является объектом художественного изображения, кругом событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом, а идея — это главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Художественная идея, как правило, не имеет своего определенного места в произведении: погруженная в образы, она пронизывает его насквозь.

Во многих словарях и справочниках идея интерпретируется как идейность художественного произведения. В частности, в «Словаре литературоведческих терминов» И.А. Елисеева и Поляковой вместо термина «идея» дается понятие «идейность». В «Литературоведческом словаре» Тимофеева и Тураева аналогичное положение. В «Литературоведческом словаре» узбекского ученого Д.Куронова идея интерпретируется как один основных компонентов художественного содержания, несущая в себе образную, обобщенную мысль. В этом точка зрения Д.Куронова совпадает с определением А.Б. Есина «Художественная идея — главная обобщающая мысль или система таких мыслей». [15, с. 61]

В.Е.Хализев отождествляет идею с пафосом. Такого мнения придерживались В.Г.Белинский «поэтическая идея — это силлогизм, не догмат, не правило, это живая страсть, это — пафос. Но пафос — это прежде всего страсть». И это замечание великого критика предостерегает нас от того, что не следует сводить художественную идею в нравоучение и навязывать ее реципиенту. Здесь очень важно учесть первичность эстетической функции литературы. Литература — прежде всего, должна доставлять читателю эстетическое наслаждение. А теоретическая подкованность помогать читателю глубоко и грамотно анализировать прочитанное, раскрывать истинную сущность и ценность содержания художественного произведения.

Литература:

  1. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред.Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: СЭ, 1987. С.255.
  2. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред.Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: СЭ, 1987. С.255
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Сост. Николаев П.А., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2006. С.8.
  4. егель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Сост. Николаев П.А., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2006. С.8.
  5. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение. М.: ОНИКС, 2007. С.39.
  6. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины /Под ред. Чернец Л.В., Хализев В.Е. М.: Высшая школа. 1999. С.210.
  7. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы//Энциклопедический словарь терминов. М.:Астрель.2003.С.462.
  8. Мещеряков В.П. Основы литературоведения. М.: Дрофа, 2003. С.18.
  9. Виноградов И.А. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: МГУ, 1958. С.21
  10. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы//Энциклопедический словарь терминов. М.:Астрель.2003.С.457.
  11. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы//Энциклопедический словарь терминов. М.:Астрель.2003.С.457.
  12. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.С.30
  13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Сост. Николаев П.А., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2006. С.113.
  14. Кант И. Критика способности суждения // Сост. Николаев П.А., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2006. С.124-125.
  15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. С.61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle