Библиографическое описание:

Ропотан С. В., Шпурик С. С., Акимова А. К. Формирование расчетных операций организации в сфере торговли // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 948-950.



Статья позволяет оценить вопрос актуальности и правомерности расчётов с поставщиками, покупателями, особенно актуален данный вопрос в организации сферы торговли.

Ключевые слова: товар, стоимость, себестоимость, затраты, расходы, расчеты, поставщик, покупатель

Актуальность темы можно обусловить тем фактом, что каждая современная организация стремится к максимизации прибыль, то есть — желает получать максимально возможную выгоду от результата своей деятельности.

С точки зрения самой организации прибыль может быть максимизирована только при условии покрытия доходами расходов, а для покрытия расходов необходимо получить желаемую выручку [1].

Каждая организация реализую работы, услуги, товары или готовую продукцию ставит цель повышать ежегодно выручку.

С точки зрения анализа суммы выручки, важно на первом этапе провести анализ товарооборота организации.

Анализ необходимо начать с факта определения экономической значимости товарооборота для деятельности организации.

Товарооборот представляет собой экономическую составляющую, которая характеризует движение товаров. То есть по своей природе товарооборот состоит из товаров и лежит в основе выручки. Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Организация образует товарный запас на всех этапах деятельности движения товаров: на складе производственного предприятия, в пути, на складе оптовой и розничной организаций и предприятии.

Соотношение спроса и предложения может быть достигнуто за счет товарного запаса. Товарный запас в оптовой и розничной торговле должен служить реальному предложению товару, который бы обеспечивал их непрерывную реализацию.

Важность факта создания товарного запаса может быть подтверждена рядом факторов, таки как:

 сезонное колебание в процессе производства и потребления товаров;

 отсутствие соотношений производственных и торговых перечней товаров;

 особенность в территориальном расположении производственных предприятий;

 условие транспортировки товара;

 возможность хранения товаров и т.п.

Что касается анализа, как основы принятия управленческого решения, можно говорить о том, что именно процесс анализа товарооборота позволяет провести оценку соответствия всех товаров, которые имеются на предприятии уровню потребительского спроса. Соответствие спросу важно с точки зрения оптимизации структуру товарооборота, а значит и с точки зрения увеличения объема продаж.

Проведя анализ товарооборота, важно затронуть несколько общепринятых экономических коэффициентов [1].

Коэффициент ритмичности товарооборота можно определить по формуле:

Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж, (1)

При анализе коэффициента ритмичности объем реализации можно учесть как в абсолютной сумме в денежном выражении, так и в виде удельного веса уровня реализации в отдельные периоды в общем объеме продаж.

Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.

Прогнозы экономической обоснованности товарооборота за каждый квартал способен представить основу для дальнейшего ритмичного удовлетворения спроса потребителя, также для обращения денежной наличности и для того, чтобы обеспечить рост товарооборота, как основы торговой деятельности предприятия.

После того, как годовой товарооборот будет проанализирован поквартально, необходимо приступать к прогнозу товарооборота о отдельным группа товара, учитывая при необходимости сезонность и уровень спроса различных категорий потребителей.

Например летний период показывает спад потребления мяса, но в то же время растет потребление молочных продуктов, фруктов и овощей. Анализируя товарооборот розничной торговой организации, можно говорить и об уровне спроса во время отпусков, которые также приходят в большей степени на лето — именно в период отпусков наблюдается спать потребления многих категорий товаров, как продовольственных, так и непродовольственных.

Анализируя товарооборот нельзя обойти стороной коэффициент ритмичности, методика расчета которого приведена выше, в формуле.

Коэффициент ритмичности способен соотнести фактическое и прогнозное значения ряда показателей торговой деятельности.

Для начала анализируется товарооборот на момент превышения прогнозного значения, если же превышение не наблюдается, или очевидно изменение по отдельным категориям товаров, то возникает необходимость расчета данного коэффициента.

После анализа коэффициента ритмичности, необходимо осознание того, что если показатель стремится к единице или же принимает значение 1, то можно говорить о том, что уровень товарооборот ритмичен, если же значение принимает значение ниже единицы, то ни о какой ритмичности нет речи.

Анализ прогноза продажи товаров поквартально необходимо дополнять анализом продажи товаров помесячно.

Такой анализ позволит промести оценку равномерности уровня реализации прогноза товарооборота внутри квартала, важно своевременно выявлять причину наметившегося расхождения фактического уровня данных прогнозируемым и принять соответствующие меры [2].

Также важно отметить, что процесс анализа товарооборота заключен в несколько этапов, одни из которых является факторный анализ.

Проводя аналогию анализа различных экономических показателей, важно отметить, что в первую очередь проводят анализ динамику, затем оценивается структура или определение удельного веса. На третьем же этапе проводится анализ влияния факторов на результат.

Так на заключительном этапе анализа ритмичности продаж необходимо определять уровень снижения товарооборота в результате нарушения ритмичности продаж.

Далее для продолжения и детализации анализа общего объема товарооборота важно изучить ассортимент и структуру товарооборота. Положительный результат деятельности торговой организации находится в прямой зависимости от значения обоснованности формирования ассортимента товара, которые в полном объеме соответствует требованиям покупателей. Ассортимент товара — это перечень наименований товаров. Выделяют ассортимент полный, групповой, внутригрупповой, основной и дополнительный. Основной ассортимент включает в себя товары, которые формируют основную часть товарооборота торговой деятельности организации.

Дополнительный ассортимент формируется для того, чтобы оказать покупателю дополнительные или сопутствующие услуги и источники прибыли.

Оценивая ассортимент также важно проводить анализ коэффициента обновления ассортимента, который покажет уровень отношения новых товаров к общему числу разновидности товаров. Говоря об ассортименте, также производится расчет выполнения плана по ассортименту.

Для расчета уровня среднего значения по ассортименту важно подразделить товарооборот, засчитанный в счет плана, на сумму планового товарооборота. Уровень выполнения планового значения по ассортименту не всегда показывает уровень выполнение плана по его структуре.

Анализируя товарооборот торговой организации по товарной структуре необходимо обратить внимание на количественную и стоимостную оценку уровня реализации отдельной группы товаров и товарных групп в общей совокупно всего товарооборота, а также важно определить уровень динамики структурных сдвигов.

Результат анализа применяется при оценке влияния структуры товарооборота на основные показатели деятельности: валовую прибыль, уровень издержек, уровень прибыли и определение соответствия структуры товарного предложения спросу покупателей, то есть в целом оказывает прямое воздействие на составление заказа поставщику и выбор самого поставщика. Анализ товарооборота по отдельным товарным группам и отдельным товарам способен быть проведен на основе экономической информации квартальных и годовых отчетов об уровне продажи товаров. Определение результата способствует развитию положительной стороны детальности, закреплению и развитию предприятия в планируемом периоде, а также помогает определять и устранять недостатки.

Установив изменения в структуре товарооборота, важно определять причину, которая становится основой изменения товарооборота. Это стало важным моментом анализа товарооборота. Влияние на объем товарооборота показателей товарного баланса можно рассчитать балансовым методом путем исчисления разницы между фактическими и плановыми (базисными) величинами. Анализ товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.

Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление запасами предполагает:

 их нормирование — т. е. разработку и установление их необходимых размеров для каждого вида товарных запасов;

 их оперативный учет и контроль — ведется на основании действующих форм учета и отчетности (карточки учета, статистические отчеты), в которых отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные о поступлении и продаже;

 их регулирование — поддержание их на определенном уровне, маневрирование ими.

Следовательно, вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определение соответствия этой величины потребностям товарооборота весьма актуален.

Расчетные операции — это операции, предполагающие взаиморасчет между двумя взаимосвязанными сторонами. Расчётные операции могут быть как внутри организации. Так и за ее пределами. Так, например расчеты с персоналом по оплате труда можно отнести к внутренним расчетам, а расчеты с поставщиками и покупателями к внешним [1].

Среди внешних расчетов значимую роль грают поставщики и покупатели, так как именно данные категории обеспечивают организации бесперебойную работу, поставщики являются источников исходного материала, а покупатели являются потребителем изготовленной продукции, работы или услуги.

Таким образом, можно утверждать, что расчеты с данными категориями — одни из самых важных расчетов на предприятии или в организации. Обобщая приведенный материал, можно заключить тот факт, что товарооборот представляет собой движение товарных запасов в организации, значимость товарооборота и его анализа обуславливается тем, что товарооборот представляет собой основный фактором, влияющим на уровень получаемой прибыл. Поэтому так важно оценивать оптимальность товарооборота, выполнение и прогнозных значений, оценку влияния структурных сдвигов.

Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта — кредитной организации. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 861-885), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ и нормативные акты Банка России.

Литература:

1. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/tovarnye-zapasy.html Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров

2. Система показателей товарооборота и их анализ http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/sistema_pokazatelej_tovarooborota_i_ikh_analiz/5-1-0-15

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle