Библиографическое описание:

Патрикеева Э. Г., Кудакова О. В. Подростковые субкультуры: синдром одиночества // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 331-334.



В наше время существует большое количество различных субкультур. Субкультура — это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Все субкультуры можно классифицировать по самым разным критериям, например, по характеру их проявления в обществе, по стадиям внутреннего развития [2], по степени открытости [1]. Также, можно систематизировать их по жанрам музыки, по стилю одежды, по мировоззрению и другим увлечениям. Представители субкультур отличаются друг от друга стилем одежды, поведением, интересами, мировоззрением. У них существуют своя особая лексика и система жестов, непонятных стороннему человеку. Известно, что большинство представителей субкультур являются молодыми людьми, значительная их часть едва достигла раннего юношеского возраста, а многие моложе шестнадцати лет.

В жизни каждого ребенка неизбежно наступает период, когда он начинает стремительно меняться и взрослеть: меняется внешность, поведение, ценности, появляются новые интересы и знакомые. Родители начинают переживать, что ребенок отдалился от них, волнуются по поводу новых друзей, которые «плохо влияют». Естественно, за этим следуют запреты и конфликты: «не смей красить волосы в этот ужасный цвет», «я не разрешаю тебе с ними общаться», «не смей туда ходить!» и пр. Подростки резко реагируют на такое поведение даже самых значимых взрослых. Вместо того, чтобы послушаться, они проявляют негативизм, вступают в оппозицию с родителями, запретный плод становится сладким и манящим [7]. Возникает напряжение в отношениях с родителями, обиды, непонимание, отчуждение.

Для того чтобы избежать непонимания между родителями и детьми, взрослым необходимо разобраться в причинах, которые побуждают подростков вступать в субкультуры. Также, важно осознавать, что неформальные молодежные организации могут оказать не только негативное влияние [6]. Подростки, состоящие в субкультуре, получают там поддержку, внимание со стороны других людей, чувство единства, больше узнают о себе и ищут свое «Я». Поэтому избежать негативного влияния молодежного сообщества на взаимоотношения с подростком поможет искренний, открытый диалог взрослых с ним, в котором родители могут выразить свои опасения, эмоции, привести разумные аргументы в пользу своей точки зрения, побудить молодого человека к размышлению. Взрослым также важно найти достоверную информацию о субкультуре, которой интересуется их ребенок.

Что же заставляет подростков становиться членами неформальных молодежных организаций? Данный вопрос поднимали в своих работах А. И. Кравченко,

С. И. Левикова, В. Т. Лисовской, А. В. Мудрик и др. Каждый их этих авторов предпринимал попытку уточнить определение термина «субкультура». Так, например, профессор Кравченко А. И. в «Словаре по культурологии» дает определение молодежной субкультуре как совокупности взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущим индивидам в возрасте от 13 до 19 лет и старше.

С. И. Левикова считает, что субкультура — это культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя. В качестве цели формирования данных объединений она отмечает нужду в самореализации, самоидентификации, выработке социальных ролей и наработке статуса [3]. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского термин «молодежная субкультура» понимается как «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [3].

А. В. Мудрик понимал субкультуру как автономное относительно целостное образование. Молодежные объединения, по его мнению, должны иметь особые признаки, которые могут быть явно выраженными или совершенно незаметными на первый взгляд. Л. Л. Супрунова считает, что молодежная субкультура является составной частью общечеловеческой культуры. Автор объясняет это развитием молодежных организаций в конкретном временном и цивилизационном пространстве. С. К. Бондырева сформулировала определение субкультуры как «суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения» [4].

В качестве главной причины присоединения к субкультурам исследователи выделяют одиночество подростков. Молодые люди стремятся найти единомышленников, «родственную душу», то есть человека, с которым можно поговорить обо всем и быть понятым. Не менее важны и такие причины, как поиск себя и путей самовыражения: для одних — это творчество, для других — внешняя атрибутика, такая как одежда, особая манера поведения.

Предпосылками вступления подростков в молодежную субкультуру чаще всего являются: во-первых, негармоничные детско-родительские отношения в семье, чрезмерный контроль со стороны родителей или наоборот предоставление молодому человеку излишней свободы. Во-вторых, неудовлетворяющие подростка взаимоотношения в подростковой группе. Это могут быть не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями (трудность в нахождении общего языка, антипатия). В-третьих, избыток свободного времени, от безделья, когда молодые люди ищут себе занятие, хобби, заполняют свободное время, стремясь к самовыражению, самоутверждению и самореализации [5].

Исследование факторов, влияющих на вступление в субкультуру подростков 13–15 лет, было организовано на базе МБОУ «Гимназия» в городе Арзамасе в феврале 2016 года. Нами была выдвинута гипотеза, что главным фактором, мотивирующим подростка на присоединение к какой-либо субкультуре, является желание найти понимание среди людей со схожими интересами. Всего в опросе приняли участие 42 человек (22 девочки и 20 мальчиков) 13–14 лет. Для респондентов была разработана анонимная анкета.

В ходе анализа результатов анкетирования были получены следующие фактические данные, с помощью которых можно судить о факторах, влияющих на вступление подростков в субкультуры (таблица 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на вступление подростков всубкультуры

Вопрос

Варианты ответа

%

«Можете ли Вы отнести себя к стороннику какой-либо молодёжной субкультуры?»

Да

19 %

Нет

38 %

Не знаю

43 %

«Что на Ваш взгляд свидетельствует о принадлежности к той или иной субкультуре?»

Интересы и ценности

55 %

Внешние атрибуты

30 %

Манера поведения, общения

15 %

«Как Вы считаете, какие критерии для классификации субкультур самые важные?»

Образ, стиль жизни

33 %

Интересы

23 %

Имидж

17 %

Мировоззрение

15 %

Хобби

8 %

Предпочитаемая музыка, наличие противостояния обществу, религия

0 %

«На Ваш взгляд, какие причины вступления в субкультуры молодежи самые главные?»

Найти понимание среди людей со схожими интересами

27 %

Найти новых знакомых

23 %

Желание самоутвердиться

17 %

Выделиться из серой массы

7 %

Организовать свободное время

7 %

Непонимание в семье

6 %

Уход от проблем

5 %

Непонимание в обществе

5 %

Выражение протеста

3 %

«Может ли влиять принадлежность ученика к той или иной субкультуре на успешность его обучения в школе»

Да

71 %

Нет

29 %

«Если принадлежность ученика к той или иной субкультуре влияет на успешность его обучения в школе, то как?»

Отрицательно

47 %

Положительно

13 %

(не влияет)

40 %

«Если влияет, то почему?»

Получение образования теряет свою важность, появляются другие ценности

27 %

Создается круг общения, который ограничивается только рамками субкультуры

20 %

Внешний вид представителей субкультур часто пугает окружающих, их судят по атрибутике, а не по уму

6 %

Свой вариант

7 %

(не влияет)

40 %

«Какие жизненные трудности испытывают представители молодежных субкультур?»

Унижение, презрение

10 %

Непонимание друзей

55 %

Противопоставление основной культуре

25 %

Не испытывают трудностей

10 %

Среди ответов респондентов на вопрос анкеты «Что такое, по вашему мнению, «молодежная субкультура?» можно выделить следующие: молодежная субкультура — это то, к чему человек имеет отношение; определенное течение, объединяющее подростков; группа людей со схожими интересами (подобное определение было дано несколько раз); другое мировоззрение; сообщества молодежи, связанные с нетрадиционной культурой; общество молодых людей; определенный стиль поведения, одежды, иное мировоззрение; совокупность признаков, объединяющих людей.

В ходе анкетирования было выявлено, что подростки, которые причисляют себя к субкультурам, состоят в следующих молодежных организациях: рокеры, реперы, анимэшники и альтернативщики. На вопрос «Что на Ваш взгляд свидетельствует о принадлежности к той или иной субкультуре?» были получены следующие ответы: 55 % подростков считают, что интересы и ценности членов субкультур свидетельствуют об их принадлежности к неформальным молодежным объединениям; 30 % опрошенных полагают, что внешние атрибуты являются подобным критерием; 15 % выбрали «манера поведения, общения».

После этого опрашиваемым необходимо было выбрать важнейшие, по их мнению, критерии (три критерия) для классификации субкультур.

Главным критерием по мнению подростков, являются «образ, стиль жизни», этот ответ выбрали 33 % участников. Следует отметить, что многие посчитали важными еще и интересы, имидж, мировоззрение и хобби. Такие критерии, как предпочитаемая музыка, наличие противостояния обществу, религия не выбрал никто.

Далее, респондентам было предложено указать главные причины вступления подростков в субкультуры. В ходе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что подростки присоединяются к неформальным молодежным организациям для того, чтобы общаться с людьми, которые могут понять их мысли, чувства, разделить увлечения. Данный ответ выбрали 27 % респондентов. Наименее значимой причиной является «присоединение к субкультуре как протест против ограничений со стороны взрослых». Расположив причины по степени значимости, можно сделать вывод, что представители различных молодежных субкультур в первую очередь страдают от отсутствия взаимопонимания среди их обычного окружения. Подчеркнем также и желание подростков завести новых друзей, расширить круг своего общения.

В ходе анкетирования нас интересовало мнение респондентов по поводу влияния субкультур на успешность обучения в школе. Большинство подростков (71 %) на вопрос «Может ли влиять принадлежность ученика к той или иной субкультуре на успешность его обучения в школе» ответили утвердительно и отметили, что влияние субкультуры на учебную деятельность является отрицательным. Многие из них осознают, что обучение в школе должно стоять на первом месте, а для хобби и увлечений нужно выделять свободное время, причем не в ущерб учебе. Так, главной причиной отрицательного влияния увлечения субкультурой на учебную деятельность, по результатам анкеты, является то, что получение образования теряет свою важность, появляются другие ценности (27 %).

Респонденты отмечали также, что приобщение к субкультурам вызывает проблемы во взаимодействии и коммуникации с окружающими, ограничивает круг общения (20 %); что внешний вид представителей субкультур часто пугает окружающих, вызывает непринятие и отторжение, часто о них судят «по одёжке», по атрибутике, а не по уму (6 %). Одна девушка ответила в графе «свой вариант» следующее: «кто-то умеет совмещать субкультуру с образованием», т. е. важно научиться правильно распределять время и расставлять приоритеты, чтобы и в учебе не отстать, и иметь возможность заниматься любимым делом. В качестве основной жизненной трудности, которую испытывают представители молодежных субкультур, подростки выделили непонимание друзей и близких (55 %), что является тяжелым испытанием для молодых людей.

В заключение подчеркнём, что субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие найти молодым людям единомышленников, уйти от одиночества и удовлетворить потребность в насыщенном общении, порой молодежная субкультура с её нестандартной и эпатажной атрибутикой становится своеобразным «убежищем» от конфликтных отношений в семье подростка. В качестве продолжения исследования ключевых позиций данной проблемы хотим отметить необходимость изучения установок толерантности подростков к различным субкультурам, установок по поводу взаимоотношений различных молодёжных субкультур и общества в целом и государства, установок по отношению к радикальным субкультурам.

Литература:

  1. Карпиленя, С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества / С. С. Карпиленя.– Ростов-н/Д., 2009. — 34с.
  2. Латышева, Т. В. Феномен молодежной субкультуры: Сущность, типы / Т. В. Латышева. // Социологические исследования. — 2010.- № 6. — С. 93–101.

3. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С. И. Левикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС,2004.

  1. Мосиенко Л. В. Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л. В. Мосиенко // ВЕСТНИК ОГУ. — 2011. — № 2.
  2. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Ценность профессионального образования в молодежной среде (гендерный подход) // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2. — С. 63–67.
  3. Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, Е. Н. Трухманова // Психология обучения. 2014. № 3. — 87 с.
  4. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle