К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 29.03.2016

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, М. В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях / М. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 639-641. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27541/ (дата обращения: 24.04.2024).



На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных ценностей.

Как свидетельствуют исследования Р. С. Буре, основы культуры личности закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте приобретается нравственный опыт и воспитание форм культурного поведения [1].

Базисная культура личности — сложное многосоставное образование, включающее культуру поведения, речевую культуру, экологическую, музыкальную и т. д. Мы разделяем мнение авторов И. Н. Курочкиной и др., о том, что в старшем дошкольном возрасте наиболее важным является воспитание культуры поведения [2].

Культура отдельного человека проявляется в его сознании, поведении. И. А. Фурманов даёт следующее определение: «Поведение — это образ жизни и действий, отражающих сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания» [5].

Поведение — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества.

Таким образом, под поведением следует понимать — образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. В поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях, поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения.

И. В. Максимова рассматривает культуру поведения как соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, сформированность умения находить правильный тон в общении с окружающими людьми [3].

По мнению И. А. Фурманова, термин «культура поведения» в большей степени означает совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в общении, разных видах деятельности, в быту [5].

Культура поведения на занятии представляет собой составляющую культуры деятельности, заключающуюся в умении сотрудничать, проявлять предупредительность по отношению к сверстнику, умение взаимодействовать с педагогом, последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи.

По мнению автора И. В. Курочкиной к старшему дошкольному возрасту у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Дети учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами в разнообразных ситуациях общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т. д. [2].

Все это выступает базисом для формирования у них культуры поведения. Как считает Е. О. Смирнова, в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, помогающие формировать моральную регуляцию поведения [4].

В воспитании культуры поведения и гуманных отношений между детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной, разнообразной деятельности и положительного микроклимата. В таких условиях каждый из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам, ощущая при этом доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.

И. В. Максимова основными педагогическими условиями организации занятий по воспитанию культуры поведения считает следующие:

  1. Авторитет и культура воспитателей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.
  2. Правильная организация обстановки на занятии, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет более эффективно формировать правила поведения.
  3. Положительная эмоциональная атмосфера на занятии. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.
  4. Соблюдение требований к формированию правил поведения у дошкольников.

И. Н. Курочкина считает, что в процессе воспитания культуры поведения на занятиях важно формировать культуру общения, которая поможет устанавливать контакты со сверстниками и формировать у детей такие умения, как умение договориться друг с другом, обращаться с просьбой, оказывать взаимопомощь, уступать и ждать, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением [2].

С. Г. Якобсон указывает, что воспитание культуры поведение необходимо осуществлять поэтапно. В частности, автор выделят следующие этапы:

  1. Упражнения в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;
  2. Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению.

На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения [6].

Методами и приемами воспитания культуры поведения старших дошкольников на занятии могут выступать следующие. Р. С. Буре считает, что процесс формирования культуры поведения на занятиях является более эффективным при использовании обсуждения с детьми конкретных ситуаций, поиска выхода из них, опираясь на правила культурного поведения. Одним из активных приемов может быть прием моделирования, то есть графического изображения всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. При этом сюжет рассказа о поступке какого-либо литературного героя может быть представлен как последовательность определенных шагов или кадров, в которых герой заменяется знаком-заместителем [1].

Таким образом, анализ проблемы показал, что культура поведения на занятии представляет собой составляющую культуры деятельности, заключающуюся в умении сотрудничать, проявлять предупредительность по отношению к сверстнику, умение взаимодействовать с педагогом, последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи.

Воспитание культуры поведения осуществляется с учетом следующих условий: правильной организации обстановки на занятии и создании благоприятного психологического микроклимата; если на занятиях и вне их педагог выступает основным «носителем» и «транслятором» образцов культурного поведения; обогащения представлений детей о правилах и формах культурного поведения, раскрытие их нравственного смысла; повышения профессиональной компетентности педагога по данной проблеме.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 124 с.
  2. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст] / И. Н. Курочкина. М. 2010. — 148 с.
  3. Максимова И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Максимова, Н. В. Полянская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 64–67.
  4. Смирнова, Е. О., Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. О. Смирнова, М.Т, Витюк // Дошкольное воспитание. 2014. — № 3. — С.14–18.
  5. Фурманов, И. А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии [Текст] / И. А. Фурманов. — Мн.: БГУ. — 2008. — 91с.
  6. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / С. Г. Якобсон. — М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культуры поведения, воспитания культуры поведения, культурного поведения, культуру поведения, культуры поведения детей, культура поведения, воспитание культуры поведения, формировании культуры поведения, воспитании культуры поведения, воспитанию культуры поведения, культуры поведения старших, формирования культуры поведения, Воспитание культуры поведения, форм культурного поведения, дошкольном возрасте, Культура поведения, моральную регуляцию поведения, устойчивых форм поведения, культуры деятельности, детей старшего дошкольного.


Похожие статьи

Задать вопрос