Библиографическое описание:

Ковалёва М. В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 639-641.



На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных ценностей.

Как свидетельствуют исследования Р. С. Буре, основы культуры личности закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте приобретается нравственный опыт и воспитание форм культурного поведения [1].

Базисная культура личности — сложное многосоставное образование, включающее культуру поведения, речевую культуру, экологическую, музыкальную и т. д. Мы разделяем мнение авторов И. Н. Курочкиной и др., о том, что в старшем дошкольном возрасте наиболее важным является воспитание культуры поведения [2].

Культура отдельного человека проявляется в его сознании, поведении. И. А. Фурманов даёт следующее определение: «Поведение — это образ жизни и действий, отражающих сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания» [5].

Поведение — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества.

Таким образом, под поведением следует понимать — образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. В поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях, поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения.

И. В. Максимова рассматривает культуру поведения как соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, сформированность умения находить правильный тон в общении с окружающими людьми [3].

По мнению И. А. Фурманова, термин «культура поведения» в большей степени означает совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в общении, разных видах деятельности, в быту [5].

Культура поведения на занятии представляет собой составляющую культуры деятельности, заключающуюся в умении сотрудничать, проявлять предупредительность по отношению к сверстнику, умение взаимодействовать с педагогом, последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи.

По мнению автора И. В. Курочкиной к старшему дошкольному возрасту у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Дети учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами в разнообразных ситуациях общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т. д. [2].

Все это выступает базисом для формирования у них культуры поведения. Как считает Е. О. Смирнова, в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, помогающие формировать моральную регуляцию поведения [4].

В воспитании культуры поведения и гуманных отношений между детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной, разнообразной деятельности и положительного микроклимата. В таких условиях каждый из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам, ощущая при этом доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.

И. В. Максимова основными педагогическими условиями организации занятий по воспитанию культуры поведения считает следующие:

  1. Авторитет и культура воспитателей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.
  2. Правильная организация обстановки на занятии, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет более эффективно формировать правила поведения.
  3. Положительная эмоциональная атмосфера на занятии. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.
  4. Соблюдение требований к формированию правил поведения у дошкольников.

И. Н. Курочкина считает, что в процессе воспитания культуры поведения на занятиях важно формировать культуру общения, которая поможет устанавливать контакты со сверстниками и формировать у детей такие умения, как умение договориться друг с другом, обращаться с просьбой, оказывать взаимопомощь, уступать и ждать, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением [2].

С. Г. Якобсон указывает, что воспитание культуры поведение необходимо осуществлять поэтапно. В частности, автор выделят следующие этапы:

  1. Упражнения в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;
  2. Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению.

На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения [6].

Методами и приемами воспитания культуры поведения старших дошкольников на занятии могут выступать следующие. Р. С. Буре считает, что процесс формирования культуры поведения на занятиях является более эффективным при использовании обсуждения с детьми конкретных ситуаций, поиска выхода из них, опираясь на правила культурного поведения. Одним из активных приемов может быть прием моделирования, то есть графического изображения всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. При этом сюжет рассказа о поступке какого-либо литературного героя может быть представлен как последовательность определенных шагов или кадров, в которых герой заменяется знаком-заместителем [1].

Таким образом, анализ проблемы показал, что культура поведения на занятии представляет собой составляющую культуры деятельности, заключающуюся в умении сотрудничать, проявлять предупредительность по отношению к сверстнику, умение взаимодействовать с педагогом, последовательно осуществлять деятельность в рамках поставленной задачи.

Воспитание культуры поведения осуществляется с учетом следующих условий: правильной организации обстановки на занятии и создании благоприятного психологического микроклимата; если на занятиях и вне их педагог выступает основным «носителем» и «транслятором» образцов культурного поведения; обогащения представлений детей о правилах и формах культурного поведения, раскрытие их нравственного смысла; повышения профессиональной компетентности педагога по данной проблеме.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет [Текст] / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 124 с.
  2. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых [Текст] / И. Н. Курочкина. М. 2010. — 148 с.
  3. Максимова И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Максимова, Н. В. Полянская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 64–67.
  4. Смирнова, Е. О., Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. О. Смирнова, М.Т, Витюк // Дошкольное воспитание. 2014. — № 3. — С.14–18.
  5. Фурманов, И. А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии [Текст] / И. А. Фурманов. — Мн.: БГУ. — 2008. — 91с.
  6. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / С. Г. Якобсон. — М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle