Библиографическое описание:

Федоренко Н. Я. Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 720-723.



«Рисунок… есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [1, c. 197], эти слова принадлежат выдающемуся титану эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти.

В основе всех существующих видов изобразительного искусства лежит рисунок. С него начинается замысел картины художника-живописца, художника-декоратора, проект дизайнера, композиционные поиски мастера декоративно-прикладного искусства, поиск пространственно-пластического образа будущего произведения скульптора. Несомненно, владеть рисунком необходимо любому профессиональному художнику, независимо от направления изобразительного искусства, в котором он работает.

При подготовке учителей изобразительного искусства вопрос об овладении учебным академическим рисунком является не менее актуальным. Для успешной работы в общеобразовательной школе учитель должен овладеть изобразительной грамотой как профессиональной компетенцией, в основе которой лежит академический рисунок. «Для будущего преподавателя изобразительного искусства необходимо знание… методики выполнения рисунка, живописных набросков и композиционных построений» [7, с. 232].

Зачастую рисунок и процесс рисования рассматриваются как развлечение, однако «рисование как определённый вид деятельности человека представляет собой сложный процесс, включающий познание, изучение окружающей действительности и созидание, т. е. создание художественного образа». [2, с. 8.]

Обращаясь к истории происхождения и развития изобразительного искусства, следует обратить внимание на его роль в обществе и, соответственно, значение обучения рисованию.

Археологические находки и исторические памятники свидетельствуют о том, что с незапамятных времён умение изображать имело большое значение для человека и общества. «Почему же первобытный человек…затрачивает большие усилия для создания разнообразных художественных продуктов? Ведь если орудия труда и предметы быта необходимы людям для удовлетворения материальных потребностей в пище, жилище и т. д., то продукты художественной деятельности… не обладают подобной полезностью, они предназначены для удовлетворения духовных потребностей». [8, с. 16]. Юлдашев Л. Г. обосновывает появление искусства в результате трудовой деятельности как основы формирования эстетического чувства человека. «На основе возникшего эстетического чувства у человека появляется и эстетическая потребность, которая становиться стимулом к созданию изображений…» [8, с. 51]. Ярким примером этому служит наскальная живопись Альтамиры, Сахары и других древнейших памятников искусства, а также многочисленные и разнообразные находки археологов по всему миру.

Таким образом, в далёком прошлом зарождается художественная деятельность, в том числе и изобразительная, которая «отделяется от производства, становится специфической формой духовно-практического производства» [8, с. 63]. «К тому же художественное творчество развивается уже на собственной основе, устанавливается преемственность в развитии способов, методов художественного творчества, возникают новые общественные законы — законы развития искусства» [8, с. 64].

Руины древних городов с остатками величественных зданий, дворцов и храмов свидетельствуют о том, что их строительство требовало большого количества не только строителей, но и мастеров и художников. Следовательно, логичным является организация специальных школ для подготовки квалифицированных кадров. Например, в Древнем Египте существовали специальные художественные школы, где обучали рисованию и черчению. Востребованность данных учебных дисциплин объясняется специфичностью древнеегипетского искусства и самого характера иероглифического письма, требовавшего умения изображать.

Стоит отметить, что метод научного понимания искусства, основанный на наблюдении и изучении природы и её явлений был, заложен в Античности. Отрывочные сведения древних сочинений Плиния, Витрувия и других авторов упоминают о нескольких древнегреческих школах рисунка, готовивших художников. О высоком профессиональном уровне древних творцов мы можем судить по сохранившемся образцам греческого искусства и римским копиям. Качественный уровень античных произведений искусства говорит не только о мастерстве древнегреческих художников, но и о совершенном владении ими знаний по перспективе, пластической анатомии и пропорциях.

Общественные потрясения, войны, разрушения империй, смена формаций и религиозных воззрений далеко не лучшим образом влияют на состояние художественной культуры и изобразительного искусства. Искусство периода Раннего Средневековья наглядно отражает изменения, произошедшие в обществе. Произведения средневекового изобразительного искусства уникальны и обладают своими неоспоримыми художественными достоинствами, но, в общем, носили прикладной характер, так как достижения прошлых эпох были отвергнуты и повсеместно уничтожались.

Пришедший на смену Средним векам Ренессанс имел мировое значение. Гении эпохи Возрождения, стремясь возродить античную культуру, заново разрабатывали, теоретически обосновывали в своих трактатах основные положения научного понимания изобразительного искусства. «Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством, причём его научные положения (законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человеческого тела) надо было усваивать с карандашом в руках, сверяя с натурой» [3, с. 32]. Мастера Возрождения с помощью достигаемых ими знаний создавали величайшие образцы изобразительного искусства, вошедшие в сокровищницу мировой художественной культуры.

Возникшая в конце 16 века и существующая в наше время академическая система обучения рисунку, живописи, композицииимела первоначально цельсохранить всё то лучшее, что было достигнуто в период Возрождения. Именно благодаря академиям рисунок получил определение «академический». Академии художеств продолжили развитие научных основ изобразительного искусства, заложенных великими мастерами. Отрабатывалась и совершенствовалась методика обучения рисованию. Благодаря чёткой и организованной системе обучения в Академиях художеств и художественных школах достигались высокие результаты. К примеру, из стен Петербургской Академии художеств на протяжении 18 и 19 веков выходили многие известные художники, многие из которых вели педагогическую практику и внесли большой вклад в развитие изобразительного искусства и методики преподавания рисования.

Необходимо отметить особенность академического образования в то время, которая заключалась в том, что «если в современных художественных заведениях студент обязан выполнить программу курса в течение года, невзирая на успехи, то в академии 18 века, а также в первой половине 19 века воспитанник мог переходить из одного класса в другой… только достигнув определённых успехов» [4, с. 26]. По мнению Ростовцева Н. Н. такой метод заключал многие положительные моменты. Не научившись методически верно вести работу над изображением простейших предметов, неизбежны как следствие ошибки при работе над более сложными постановками, какими являются, например, портрет или фигура человека. Здесь все ошибки и искажения просто непростительны.

Период конца 19 — начала 20 века отмечен борьбой формалистических течений с академизмом. Результатом этой борьбы стало полное разрушение академической системы обучения рисованию. Поворот к реалистическому искусству произошёл только к 1930-м годам. Пришлось заново создавать школу реалистического рисунка.

Исторический опыт показывает, что изобразительное искусство, зародившись в глубокой древности, сопровождало человека во все времена. В периоды наивысшего расцвета культуры и искусства при подготовке профессиональных художников большое внимание обращалось методике обучения рисованию, прежде всего именно рисунку — основе основ, хотя самостоятельного значения как вид изобразительного искусства он не имел довольно долгое время.

В системе профессионального образования академический рисунок как предмет обучения занимает главное место и тесно связан с другими художественными дисциплинами профессионального цикла, такими как живопись, станковая композиция, ДПИ и другие, в которых рисунок является начальным и важным этапом работы над учебными заданиями. Как правило, научиться рисунку в сжатые сроки невозможно, это многолетний упорный труд. Вспомним древнегреческую школу в Сикионе, которую возглавлял Памфил. Обучение в его школе длилось в течение 12-ти лет.

Обучение академическому рисунку строится на основе изучения натуры, закономерностей строения природных форм и передачи изображения на плоскости. Мастера эпохи Возрождения утверждали, что лучший учитель — это рисование с натуры, так как именно рисуя с натуры, мы учимся наблюдать и сознательно воспринимать окружающую действительность.

Академический рисунок складывается из двух видов деятельности: длительного рисунка и краткосрочных набросков и зарисовок.

Длительный рисунок — сложный процесс, требующий определённой и строгой методической последовательности в работе над натурной постановкой, а также параллельного изучения таких дисциплин как перспектива и пластическая анатомия. При работе над длительным рисунком выделяют несколько общих последовательных этапов:

  1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа. Компоновка — является наиболее важным этапом, на котором нужно провести предварительный анализ натурной постановки. То есть, внимательно изучить натуру с разных точек зрения, отметив её характерные особенности, пропорции, движение, освещение. На данном этапе необходимо определить общий характер постановки, расположение предметов в пространстве и их соотношения друг к другу.
  2. Конструктивный анализ формы предметов и их пропорций. Построение формы натурных предметов ведётся последовательно от общего к частному, от больших форм к деталям. Этот длительный этап, требует внимания, умения рассуждать, сравнивать предметы или объекты между собой и грамотно применять на практике знания по перспективе, анатомии.
  3. Моделировка формы средствами светотени. Выявление объёма, материальности предметов, освещения и пространства происходит с помощью тона и воздушной перспективы. На данном этапе также необходимо соблюдать последовательность в работе. Только после того как найдены верные тональные отношения больших масс предметов возможна проработка деталей.
  4. Обобщение и завершение. Заключительный этап работы над рисунком не менее ответственный в сравнении с предыдущими этапами. Придание рисунку цельности, обобщение деталей, подчинение второстепенного главному, выделение композиционного центра, требует внимательности, вдумчивости и знаний оптических законов зрительного восприятия.

Практический опыт показывает, что строгое соблюдение последовательности работы над натурной постановкой позволяет успешно выполнить задачи академического учебного рисунка. Нарушение этапов работы над рисунком неизбежно ведёт к ошибкам и снижению качественного уровня учебной работы.

Рисование с натуры — это не механическое копирование, а осмысленное изучение натуры, которое требует рассуждения и анализа. «Художник, как и учёный, познавая мир, обобщает результаты своих наблюдений, ищет закономерное в природе. Достаточно вспомнить исследования Леонардо да Винчи, Дюрера и многих других художников эпохи Возрождения» [2, с. 61]. Таким образом, наблюдательность, мышление, терпение и усидчивость, глазомер, координация руки вырабатывается при длительном штудировании натуры.

Наброски и зарисовки — важный этап обучения, выполнение которых должно быть регулярным. Краткосрочные наброски ускоряют процесс усвоения умений и навыков рисования с натуры, приучают быстро мыслить, улавливать характерные особенности натуры, а также развивают наблюдательность и композиционное мышление. Использование различных материалов при выполнении набросков, таких как, кисть, перо, тушь, фломастер, уголь, сангина и др., различных сортов бумаги позволяет освоить различные технические приёмы их применения, и создают условия для творческого эксперимента. Тематика набросков разнообразна и зависит от учебных задач. Обычно содержание набросков соответствует теме длительного аудиторного рисунка либо наброски и зарисовки выполняются в качестве подготовительного материала для композиции. Особая роль отводится наброскам на пленэре, который даёт больше творческих возможностей для решения учебных задач.

Практически все художники различных эпох выдающиеся и малоизвестные выполняли наброски. К примеру, Серов В. А., Репин И. Е., Дейнека А. А. и многие другие всегда при себе имели альбомы для набросков. Терентьев А. Е. считал, что «успешное осуществление педагогического рисования в значительной степени зависит от умения профессионально выполнять наброски» [5, с. 27], и советовал завести «карманный альбомчик» для набросков. Ежедневное выполнение набросков — это также поддержание в форме профессиональных умений и навыков. Ченнино Ченнини в своём трактате о живописи писал: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу» [6, с. 38].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что академический рисунок постигается путём упорного длительного штудирования натуры, поддержание в «форме» изобразительных умений и навыков и их самосовершенствование требует постоянной творческой работы, серьёзная подготовка необходима не только художникам-профессионалам, работающим творчески, но и учителям изобразительного искусства, которые передают достоверные знания, умения и навыки подрастающему поколению. Многие художники-профессионалы занимались педагогической практикой, яркий пример тому Чистяков П. П., который был прекрасным художником и блестящим педагогом, воспитавшим плеяду известных русских художников, которые в свою очередь являются показателем его уровня педагогического мастерства. «Учитель не имеет права быть специалистом-ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приёмов рисования и лишь поверхностно знакомым с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий» [5, с. 5].

Литература:

  1. «Мастера искусства об искусстве». — М., 1966. — Т. 2.
  2. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, Валдос, 1995. — 239 с.: ил.- ISBN 5–09–004262–4.
  3. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение и рисование и труд». — М.: Просвещение, 1981.
  4. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1982. — 240 с., ил.
  5. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 175 с., ил.
  6. Ченнини Ченнино. Трактат о живописи. — М., 1933.
  7. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1979. — 303., ил.
  8. Юлдашев Л. Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М., «Мысль», 1969.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle