Библиографическое описание:

Чахчахова Е. А., Толстых В. В., Ансимова К. А. Способы привития семейных ценностей на уроке английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 723-725.



Семья и семейные ценности являются двумя понятиями, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности потеряют свое значение, если не будет семьи. А семья не может существовать без магистральных принципов, которые смогут сохранить ее духовное здоровье и целостность.

Привитие ребенку любви к семье и ее основным элементам это непосредственное дело родителей. Раньше в школах и детских садах уделялось очень мало времени этой теме. Однако в последнее время, принимая во внимание тот факт, что в обществе постоянно возрастает негативный фон, оказывающий непосредственное влияние на не сформированное детское сознание, образовательные учреждения начали вводить уроки семьи и ее ценностей. Это огромный шаг навстречу правильному развитию самосознания ребенка и для понимания им своего места в этом нашем мире [5, c. 14].

Именно поэтому у нас в стране наблюдается привитие семейных ценностей как школьников, так и дошкольников в том числе и на уроках иностранного языка. Ведь хорошо известно, что иностранный язык как учебный предмет обладает огромным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Прививать ученикам семейные ценности можно совершенно различными способами и практически во время всех как классных, так и внеклассных занятий.

Например, можно проводить тематические уроки английского языка направленные на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

Целью подобных занятий является формирование у учеников отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных ценностей и традиций. В ходе подобных занятий можно выстраивать ассоциативные ряды со словом «семья».

Для привития семейных ценностей можно использовать дискуссию, групповую и коллективную работу.Дискуссия — эффективный прием обучения иноязычному общению. Она вовлекает весь классный коллектив в активную речемыслительную деятельность. Дискуссия как методический прием ценна тем, что ее можно использовать при совершенствовании различных языковых навыков и речевых умений [3, c. 49].

Можно выносить на обсуждение такие вопросы, как:

  1. What is your meaning of the word «family»?
  2. Do you know any interesting stories about your relatives?
  3. Does your family have any legends?
  4. Are there any family stories related to the profession of your parents or other relatives, of your childhood, your parents' childhood?
  5. Do you like to come back home from trips, travels?
  6. Do you celebrate holidays with your family? WhatKind?

Ученикам можно давать задания создать «образ своей семьи»: нарисовать семейный герб, придумать девиз, представить увлечения членов семьи, формы совместного отдыха и т. д.

Еще одним способом привития семейных ценностей являются различные ролевые игры (например, «Я-семьянин»). Подобные уроки формируют у детей умения взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т. д.). Они расширяют знания ребенка о семейных традициях, особенностях взаимодействия членов семьи.В ходе подобной игры, каждый получает роль кого-то из членов семьи. Далее учащиеся выбирают имена каждому члену семьи, определяют свою фамилию. Затем каждый из членов семьи представляет свою семью и рассказывает об ее особенностях и о взаимоотношениях с другими членами своей «семьи». Благодаря этому заданию, можно понять, что действительно важно для учащихся, какие семейные ценности они ставят на первый план. Можно также обсудить какова семейная роль каждого из членов семьи и сделать вывод о значимости семьи как важнейшей человеческой ценности. [9,c.66]

Другим хорошим способом привития семейных ценностей является проектная деятельность, которую можно осуществлять как коллективно, так и индивидуально. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Учебный проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Среди проектов по привитию семейных ценностей в школе на уроках английского можно предложить следующий: «Thehistoryofmyfamily». Каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода. Ведь иногда именно в значении фамилии можно найти свои корни.

Эта работа объединяет всех учеников в классе с их семьями. Ведь чтобы узнать о происхождении своей фамилии зачастую приходиться связываться не только со своими родителями, бабушками и дедушками, но и дальними родственниками по всей стране, просматривать сведения из семейных архивов, собирать семейные фотографии. Этот проект может стать для многих учеников и их родителей открытием своей семейной истории, способствовать укреплению семейных традиций.

Также учащиеся на уроках английского могут принять участие в творческом проекте «Familytree». Предметом исследования должна стать родословная каждого ученика. Целью данного проекта является способствование закрепления интереса к своей семье, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй.

Работа над проектом способствует активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи. Благодаря данному проекту, дети расширяют свой кругозор. У них развивается интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствует воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа делает коллектив класса более сплочённым и дружным. Она научит быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы может стать яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», созданных своими руками.

Так же для формирования представления о семейных ценностях можно использоватьприем- дидактическая игра «Мои корни». Данный прием будет направлен на воспитание чувства гордости за своих предков. Ученикам будет необходимо рассказать интересные истории своих предков, истории которыми гордятся их семьи.

Можно использовать прием «Воспоминание», в данном случае «самое важное воспоминание детства». Благодаря этому упражнению, дети смогут вспомнить и нарисовать самое яркое событие их детства. Как правило яркие события детей связаны с их семьями, поездками, праздниками [2, c. 16].

Таким образом, можно сделать вывод, что урок английского языка может играть не маловажную роль в формировании семейных ценностей. Для их формирования на уроках можно использовать разнообразные приемы и методы: такие как метод проектов, дискуссии и ролевые игры, групповая работа и работа в сотрудничестве. Все эти приемы создадут благоприятные условия для развития семейных ценностей у школьника.

Литература:

  1. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука/ И. Л. Бим // Иностранные языки в школе.- 1988.-№ 4.- С. 10–17.
  2. Богословская В. С. Школа и семья: конструктивный диалог. — Минск, 1998.-345 c.
  3. Бурлак Г. Н. Моя родословная: Игра, посвященная истории семьи, родословной и генеалогическому древу //Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 3. — C. 35–39.
  4. Виноградова Н. В. Родительское собрание «Урок родительства» // Классный руководитель. — 2008.- № 2.- С.68.
  5. Горбунова Л. П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. — № 6.- C.13–21.
  6. Горбунова Л. П. Наш семейный очаг: литературный вечер, посвященный семье и семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 8.- С.19–26.
  7. Климантова Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политических трансформаций современной России. — М.: Триада ЛТД, 2001.- 453 с.
  8. Коржакова О. В. Система работы классного руководителя с родителями. // Классный руководитель. — 2005.- № 5.- С.46–54.
  9. Коркина М. В. Проект «Осознанное родительство» //Классный руководитель. — 2008. — № 7. — С. 67–75.
  10. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков: Пресском, 2004.- 398 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle