Маркетинг в стоматологической организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 24.03.2016

Статья просмотрена: 4727 раз

Библиографическое описание:

Исмаилов, А. А. Маркетинг в стоматологической организации / А. А. Исмаилов, А. М. Каратаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 390-395. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27449/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной работе представлены результаты SWOT-анализа стоматологической организации, с выделением сильных и слабых сторон в данный момент и угрозы и возможности стоматологических учреждений нейтрализовав угрозы найти пути развития с повышением качества оказываемой помощи и доступности населения к медицинским услугам стоматологического профиля.

Ключевые слова: стоматологическая служба, маркетинговая стратегия, мотивация персонала, конкурентоспособность, кадровый резерв.

This article represented results of SWOT- analysis of stomatological organization, with allotment of strong and weak sides at the moment, treats and opportunities stomatological establishment. Neutralizes threats with the help of strong side and get out roads development with increased quality to render assistance and access population to medical service stomatological profile.

Key words:dentaloffice, marketing strategy, staff motivation, competitiveness, human resourcesreserve.

Актуальность исследования. На новые социально-экономические условия стоматологическая служба отреагировала в числе первых и стала стремительно приспосабливаться к рыночным отношениям, вследствие чего заняла одно из ведущих мест в структуре предпринимательского сектора медицины [1, 7]. Реформы были мотивированы перестройкой всех отраслей, основанной на изменении ранее существовавших условий хозяйствования [2, 3, 5, 6].

Экономическая эффективность стоматологических клиник определяется их стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, так и для коммерческих структур [4, 8].

Появились предприятия и организации с разными формами собственности, ставшие альтернативой государственному сектору стоматологии. Население получило возможность свободного выбора врача-стоматолога, лечебного учреждения, формы оплаты лечебно-профилактических мероприятий В нынешних экономических условиях в стране недостаточное финансирование бюджетных стоматологических служб, слабая адаптация государственной системы здравоохранения к происходящим в ней процессам, отсутствие единого взгляда на суть изменений негативно сказываются на социально незащищенных слоях населения. В связи с этим наблюдается отсутствие четкого представления о том, какой объем бесплатных услуг может быть оказан населению в рамках Программы государственной гарантии по оказанию бесплатной медицинской помощи населению.

Важным инструментом, позволяющим определить маркетинговую стратегию стоматологической организации и выявить влияющие на совершенствование управления стоматологическим учреждением факторы, является SWOT-анализ.

Для оценки процессов развития стоматологических организаций автором выявлены сильные и слабые стороны. Полученные в ходе исследования данные были использованы для проведения SWOT-анализа (таблица 1).

В исходную матрицу SWOT-анализа включены наиболее значимые, на наш взгляд, факторы, характеризующие выявленные организационные преимущества и/или недостатки действующей системы организации стоматологической помощи в условиях крупного города.

Таблица 1

Исходная матрица SWOT-анализа деятельности стоматологической медицинской организации

Внешняя среда

T (угрозы)

O (благоприятные возможности)

Бюрократизм государственного механизма;

увеличение тарифов на технологическую энергетику;

снижение внутреннего курса сома;

отставание от мировых достижений;

отсутствие государственной предпринимательской политики и слабая поддержка целевых программ;

усиление конкуренции со стороны частных стоматологических клиник;

наличие неэффективных структурных подразделений;

рост дифференциации в уровне жизни населения;

усиление неравномерности социально-экономического развития города;

отсутствие профилактической направленности в деятельности стоматологических учреждений;

недостаточный управленческий опыт руководителей среднего звена

Наличие стоматологического факультета, как базы подготовки врачей-специалистов;

возможность участия руководителей и специалистов в государственных программах подготовки управленческих кадров с возможностью стажировки в зарубежных государствах;

уменьшение налогового бремени;

улучшение имиджа стоматологического учреждения;

развивающийся рынок стоматологических услуг;

использование платных стоматологических услуг для укрепления материально-технической базы и мотивации персонала;

благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований;

повышение конкурентоспособности стоматологического учреждения на рынке;

повышение качества жизни населения города;

устойчивое развитие социальной сферы;

приоритетное развитие здравоохранения;

развитие рынка услуг связи, доступа к информационным ресурсам

Внутренняя среда

W (слабые стороны)

S (сильные стороны)

Недостаток высококвалифицированных специалистов;

увеличение темпов инфляции;

низкое качество сырья и материалов;

низкий уровень технологий и оборудования;

недостаточный уровень организации производства (срыв сроков заказов, брак);

высокий уровень затрат;

медленное внедрение новых технологий;

слабая система сервиса;

недостаточный уровень материального и морального стимулирования, профессиональной подготовки; информационного оповещения по вертикали, горизонтали, контроля процессов развития;

значительный износ стоматологического оборудования;

изношенность инженерной инфраструктуры;

недостаточная конкурентоспособность с частными стоматологическими клиниками;

несоответствие фактического финансирования плановому;

недостаточная культура медицинского обслуживания

Опыт работы в бизнесе;

квалификационные кадры врачей-стоматологов;

ориентация на систему управления качеством;

налаженные контакты с покупателями, поставщиками;

развивающаяся инфраструктура бизнеса;

опыт организации стоматологических услуг в муниципальных учреждениях;

оказание медицинской помощи на бесплатной основе по программе ОМС;

ориентация на ресурсосбережение;

сложившийся стабильный коллектив;

политическая стабильность;

внедрение передовых технологий и использование современных материалов;

устойчивый экономический рост на протяжении последних лет

Заполнение матрицы SWOT-анализа позволило:

 определить основные направления совершенствования организации стоматологической помощи населению в амбулаторных условиях;

 сформировать задачи организационного, управленческого и технологического характера, подлежащие поэтапному решению (таблицы 2–4.).

Таблица 2

Реализация возможностей с помощью сильных сторон

Сильные

стороны

Благоприятные

возможности

Мероприятия

Квалификационные кадры врачей-стоматологов;

опыт работы в бизнесе;

ориентация на систему управления качеством;

налаженные контакты с покупателями, поставщиками;

развивающаяся инфраструктура бизнеса;

опыт организации стоматологических услуг в муниципальных учреждениях;

оказание медицинской помощи на безвозмездной основе по программе ОМС;

ориентация на ресурсосбережение;

сложившийся стабильный коллектив;

политическая стабильность;

внедрение передовых технологий и использование современных материалов;

устойчивый экономический рост на протяжении последних лет

Наличие стоматологического факультета;

возможность участия руководителей и специалистов в государственных программах подготовки управленческих кадров со стажировкой в зарубежных странах;

уменьшение налогового бремени;

улучшение имиджа стоматологической организации;

развивающийся рынок стоматологических услуг;

использование платных стоматологических услуг для укрепления материально-технической базы и мотивации персонала;

благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований;

повышение конкурентоспособности стоматологической организации;

повышение качества жизни населения города;

устойчивое развитие социальной сферы;

приоритетное развитие здравоохранения;

развитие рынка услуг связи, доступа к информационным ресурсам

Активизация профессиональной деятельности Ассоциации врачей — стоматологов города;

подготовка врачей для работы в стоматологических поликлиниках города;

подготовка управленческих кадров для стоматологических учреждений;

внедрение внутренней системы обучения специалистов для обмена передовым опытом, в том числе дистанционных форм;

внедрение системы материального стимулирования повышения

квалификации специалистов;

улучшение оснащенности оборудованием

и материалами

Таблица 3

Нейтрализация угроз с помощью сильных сторон

Сильные

стороны

Угрозы

Мероприятия

Квалификационные кадры врачей-стоматологов;

опыт работы в бизнесе;

ориентация на систему управления качеством;

налаженные контакты с покупателями, поставщиками;

развивающаяся инфраструктура бизнеса;

опыт организации стоматологических услуг в муниципальных учреждениях;

оказание медицинской помощи на безвозмездной основе по программе ОМС;

ориентация на ресурсосбережение;

сложившийся стабильный коллектив;

политическая стабильность;

внедрение передовых технологий и использование современных материалов;

устойчивый экономический рост на протяжении последних лет

Бюрократизм государственного механизма;

увеличение тарифов на технологическую энергетику;

снижение внутреннего курса сома;

отставание от мировых достижений;

отсутствие государственной предпринимательской политики и слабая поддержка целевых программ;

усиление конкуренции со стороны частных стоматологических клиник;

наличие неэффективных структурных подразделений;

рост дифференциации в уровне жизни населения;

усиление неравномерности социально-экономического развития города;

отсутствие профилактической направленности в деятельности стоматологических учреждений;

недостаточный управленческий опыт руководителей среднего звена

Взаимодействие с территориальным управлением фонда по расширению спектра импортных пломбировочных материалов в программу ОМС;

внедрение современных технологий и материалов в стоматологии;

участие в целевых программах всех уровней бюджета;

централизация управленческих процессов, в том числе по организации снабжения, развитие логистики;

совершенствование ценообразования на услуги, внедрение гибкой системы бонусов;

создание клиентоориентированной компании;

совершенствование оплаты труда персонала

На основе разработанных в ходе исследования данных подготовлены рекомендации по расширению территориальной программы ОМС в части оказания стоматологической помощи населению.

Таблица 4

Использование благоприятных возможностей для преодоления слабых сторон

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Мероприятия

Недостаток высококвалифицированных специалистов;

увеличение темпов инфляции;

низкое качество сырья и материалов;

низкий уровень технологий и оборудования;

недостаточный уровень организации производства (срыв сроков заказов, брак);

высокий уровень затрат;

медленное внедрение новых технологий;

слабая система сервиса;

недостаточный уровень материального и морального стимулирования, профессиональной подготовки, информационного оповещения по вертикали, горизонтали, контроля процессов развития;

значительный износ стоматологического оборудования;

изношенность инженерной инфраструктуры;

недостаточная конкурентоспособность с частными стоматологическими клиниками;

несоответствие фактического финансирования плановому;

недостаточная культура медицинского обслуживания

Наличие стоматологического факультета, как базы подготовки врачей-специалистов;

возможность участия руководителей и специалистов в государственных программах подготовки управленческих кадров с возможностью стажировки в зарубежных государствах;

уменьшение налогового бремени;

улучшение имиджа стоматологического учреждения;

развивающийся рынок стоматологических услуг;

использование платных стоматологических услуг для укрепления материально-технической базы и мотивации персонала;

благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований;

повышение конкурентоспособности стоматологического учреждения на рынке;

повышение качества жизни населения города;

устойчивое развитие социальной сферы;

приоритетное развитие здравоохранения;

развитие рынка услуг связи, доступа к информационным ресурсам

Внедрение наставничества среди молодых специалистов; организация прохождения практики для студентов, в том числе по управлению стоматологической организацией;

направление руководителей и специалистов для повышения квалификации по государственным программам подготовки управленческих кадров;

развитие корпоративной культуры, внедрение программ стимулирования лояльности к компании;

укрепление договорной дисциплины, совершенствование взаимоотношений с поставщиками оборудования, сырья и материалов, развитие сервиса;

планирование потока пациентов к специалистам различного профиля;

укрепление позиции коллектива, профессиональных объединений сотрудников;

повышение конкурентоспособности муниципальных стоматологических поликлиник относительно негосударственных учреждений, развитие социальной сферы, программ для охраны здоровья сотрудников с целью привлечения квалифицированных и опытных специалистов

Перечисленные мероприятия способствуют повышению конкурентоспособности стоматологического учреждения, созданию стабильного коллектива, повышению качества и эффективности стоматологической помощи (таблица 5).

Таблица 5

Снижение неблагоприятного воздействия сочетания угроз и слабых сторон

Угрозы

Слабые Стороны

Мероприятия

Бюрократизм государственного механизма;

увеличение тарифов на технологическую энергетику;

снижение внутреннего курса рубля;

отставание от мировых достижений;

отсутствие государственной предпринимательской политики и слабая поддержка целевых программ;

усиление конкуренции со стороны частных стоматологических клиник;

наличие неэффективных структурных подразделений;

рост дифференциации в уровне жизни населения;

усиление неравномерности социально-экономического развития города;

отсутствие профилактической направленности в деятельности стоматологических учреждений;

недостаточный управленческий опыт руководителей среднего звена

Недостаток высококвалифицированных специалистов;

увеличение темпов инфляции;

низкое качество сырья и материалов;

низкий уровень технологий и оборудования;

недостаточный уровень организации производства (срыв сроков заказов, брак);

высокий уровень затрат;

медленное внедрение новых технологий;

слабая система сервиса;

недостаточный уровень материального и морального стимулирования, профессиональной подготовки, информационного оповещения по вертикали, горизонтали, контроля процессов развития;

значительный износ стоматологического оборудования;

изношенность инженерной инфраструктуры;

недостаточная конкурентоспособность с частными стоматологическими клиниками;

несоответствие фактического финансирования плановому;

недостаточная культура медицинского обслуживания

Создание внутреннего кадрового резерва управленческих кадров; проведение опроса среди сотрудников для подготовки программы повышения квалификации;

«инвентаризация» кадрового потенциала для выявления кадрового резерва управленческих кадров;

создание «профессионального портрета» коллектива;

внедрение на базе учебного центра программу подготовки управленческих кадров с привлечением собственных кадров;

законодательная инициатива о включении стоматологической помощи населению в Национальную программу «Ден-Соолук»;

включение в программу государственных гарантий расширенный перечень инструментария и расходных материалов для стоматологической помощи;

укрепление договорной дисциплины; совершенствование деятельности конкурсной комиссии по отбору поставщиков с целью усиления ответственности последних за качество поставляемого сырья и материалов;

разработка модели конечных результатов деятельности структурных подразделений стоматологического учреждения;

инвентаризация технологического оборудования и разработка программы замены устаревшего оборудования,

совершенствование системы оплаты труда, внедрение материального стимулирования инноваций

Таким образом, SWOT-анализ послужил основой для разработки модели оптимизации оказания стоматологической помощи населению.

В целом анализ организационных и экономических показателей стоматологических учреждений, их положения на рынке свидетельствует о недостаточном уровне организации и позволяет выделить ключевые направления его совершенствования:

а) формирование системы управления конкурентоспособностью отрасли;

б) повышение эффективности внутриполиклинического управления организацией.

Литература:

1. Алимский А. В. Перспективы и возможные направления трансформирования государственной стоматологической службы страны // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2010. — № 30. — С. 44–50.

2. Герасимова С. В. Управление конкурентоспособностью в сфере услуг стоматологических клиник //Автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 — СПб., 2009. — 19 с.

3. Дмитриева Л. A., Максимовский Ю. М. Терапевтическая стоматология: национальное руководство — М., 2009. — 908 с.

4. Шведенко И. В. Управление ресурсами стоматологической службы на примере Приморского края //Автореф. дис.... канд. мед. наук: 14.00.33 — Хабаровск, 2009. — 24 с.

5. Allen F. Embedding a population oral health perspective in the dental curriculum // Community Dentistry & Oral Epidemiology. — 2012. — Vol. 40, Suppl. 2. — P. 127–133.

6. Dental case manager encounters: the association with retention in dental care and treatment plan completion / Lemay С. А., TobiasС., Umez-Eronini А. А.[еt al.] // Special Care in Dentistry. — 2013. — Vol. 33, № 2. — P. 70–77.

7. Myron Allukian Jr., AdekugbeО. The Practice and Infrastructure of dental public health in the United States // Dental Clinics of North America. — 2008. — Vol. 52, № 2. — P. 259–280.

8. Harris R., Bridgman С. Introducing care pathway commissioning to primary dental care: the concept // British Dental Journal. — 2010. — Vol. 209, № 5. — P.233–239.

Основные термины (генерируются автоматически): стоматологическая помощь, стоматологическое учреждение, повышение конкурентоспособности, стоматологическая организация, государственная программа подготовки, материал, мотивация персонала, социальная сфера, Сторона, услуга.


Похожие статьи

Анализ основных тенденций российского рынка...

российский рынок, услуга, стоматологическая помощь, учреждение, направление воздействия, негативное воздействие, уровень воздействия, Россия, медицинский персонал, современное оборудование.

Потребность в стоматологической помощи лиц преклонного...

Хотя именно в этот период их нуждаемость в стоматологической помощи наиболее велика.

Программы должны реализовываться в рамках базовой программы ОМС и входить в состав программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Оценка конкурентоспособности персонала предприятия

Оценка конкурентоспособности конкретных работников организации, сравнение значений между собой и с нормативом. Разработаны специальные методические материалы по проведению балльной оценки конкурентоспособности персонала.

Критерии оценки стоматологической помощи населению

Ключевые слова: стоматологическая помощь, периодонтальный индекс, зубочелюстная система, стоматологическое здоровье.

Обследование проводилось в общесоматических стационарных медицинских учреждениях, на организациях.

Оценка развития рынка стоматологических услуг

Ключевые слова: здравоохранение, стоматологические услуги, эластичность спроса

Очевидная актуальность роста значимости сферы услуг находит отражение во многих

Анализ рынка позволяет управляющим структурам стоматологических организации не только...

Социальная политика компании как инструмент мотивации...

Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание

дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг [7, с.81].

Мотивация обращения пациентов за пародонтологической...

9. Организация стоматологической помощи населению [Текст]: учеб.пособие для врачей-стоматологов / под ред. А. С. Оправина, А. М. Вязьмина. –Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2011.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Внутренние потребители образовательных услуг — студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета.

Социальные комментарии Cackle.

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

Задачи: ‒ рассмотреть правовые вопросы медицинского страхования при оказании стоматологической помощи (услуги); ‒ показать права и обязанности медицинских работников стоматологических учреждений принципы и положения их...

Похожие статьи

Анализ основных тенденций российского рынка...

российский рынок, услуга, стоматологическая помощь, учреждение, направление воздействия, негативное воздействие, уровень воздействия, Россия, медицинский персонал, современное оборудование.

Потребность в стоматологической помощи лиц преклонного...

Хотя именно в этот период их нуждаемость в стоматологической помощи наиболее велика.

Программы должны реализовываться в рамках базовой программы ОМС и входить в состав программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Оценка конкурентоспособности персонала предприятия

Оценка конкурентоспособности конкретных работников организации, сравнение значений между собой и с нормативом. Разработаны специальные методические материалы по проведению балльной оценки конкурентоспособности персонала.

Критерии оценки стоматологической помощи населению

Ключевые слова: стоматологическая помощь, периодонтальный индекс, зубочелюстная система, стоматологическое здоровье.

Обследование проводилось в общесоматических стационарных медицинских учреждениях, на организациях.

Оценка развития рынка стоматологических услуг

Ключевые слова: здравоохранение, стоматологические услуги, эластичность спроса

Очевидная актуальность роста значимости сферы услуг находит отражение во многих

Анализ рынка позволяет управляющим структурам стоматологических организации не только...

Социальная политика компании как инструмент мотивации...

Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание

дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг [7, с.81].

Мотивация обращения пациентов за пародонтологической...

9. Организация стоматологической помощи населению [Текст]: учеб.пособие для врачей-стоматологов / под ред. А. С. Оправина, А. М. Вязьмина. –Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2011.

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине...

Внутренние потребители образовательных услуг — студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета.

Социальные комментарии Cackle.

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

Задачи: ‒ рассмотреть правовые вопросы медицинского страхования при оказании стоматологической помощи (услуги); ‒ показать права и обязанности медицинских работников стоматологических учреждений принципы и положения их...

Задать вопрос