Библиографическое описание:

Евсеева Д. О. Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1079-1081.



В статье рассматриваются работы алтайских художников второй половины XX века — начала XXI. Анализируются художественные образы, с помощью которых доставляется человеку эстетическое наслаждение.

В послевоенное время и позже на Алтай постоянно приезжали молодые художники. Ведущие художественные вузы и училища страны здесь организовывали студенческие пленэры. Набирает в эти годы творческую силу и Союз художников Алтая. В работах ведущих алтайских мастеров чувствуется преемственность с искусством художников начала ХХ века. В их полотнах образ Алтая нашел отражение как образ мира, исполненного гармонией единства Человека и Природы [1].

Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию — доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты [2].

Предметом исследования являются работы алтайских художников второй половины XX века и начала XXI, где наиболее выразительно отразилась главная тема творчества — алтайская природа.

В алтайской живописи второй половины ХХ — начала ХХI веков сохраняются традиции, заложенные первыми художниками Алтая. Ведущим жанром остаётся пейзаж, а главной темой творчества — алтайская природа. Основные представители алтайской живописной школы: классики алтайского искусства Г. Ф. Борунов, М. Я. Будкеев, М. Д. Ковешникова, Н. П. Иванов, Ф. С. Торхов, В. А. Зотеев и др., и художники последующих поколений: Б. Ф. Терещенко, А. В. Арестов и т. д. [3].

Геннадий Федорович Борунов (член Союза художников России, заслуженный художник РФ) — многогранный художник, с разносторонними интересами. Работал во всех жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Центральной темой творчества художника является человек. Это человек — труженик, любящий и возделывающий родную землю, в страшные годы защищающий ее, в мирное время прославляющий ее своим трудом. Его герои — алтайские мужики с обветренными, загорелыми во время страды лицами. Не раз художник писал их мужественных и героических, но однажды увидел иначе и на первый план выступили такие качества как настоящая мужская нежность, ласка и любовь. («Отец», 1969–1970) [4].

Пейзаж был одним из основных жанров, в котором работал Борунов. Через образы мест Алтая в картине «Березы над Обью» Геннадий Федорович передает любовь, теплоту и уважение своей малой Родине.

Творчество Михаила Яковлевича Будкеева обогатило искусство Алтая новыми темами и образами, новым художественным опытом, развивающимся на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Живопись художника обращена к современности, жизнь людей и образы природы предстают в произведениях М. Я. Будкеева преломленными через личное лирико-поэтическое мироощущение [5]. Большинство работ Будкеева посвящено Барнаулу: «Дом на Пушкинской», «Дом на улице Ползунова», «Старый Барнаул».

Ковешникова Майя Дмитриевна — живописец, член Союза художников России (1968), заслуженный художник России (1986). Родилась в 1926 в городе Новосиль Орловской области. Окончила Орловское художественное училище. С 1951 живет в Барнауле [6].

Работает в жанре тематического натюрморта и интерьера, особое место в творчестве занимают натюрморты, посвященные алтайскому хлебу («Красна изба углами», «В конце страды»), быту жителей Алтайского края, Горного Алтая. Живопись с сильным поэтическим началом раскрывает связь человека с природой, с миром окружающих вещей.

Николай Петрович Иванов — один из ведущих алтайских художников-живописцев 1960-х — 1980-х гг., продолживший в своем творчестве лучшие традиции русского реалистического искусства [7].

Н. П. Иванов работал практически во всех жанрах живописи (портрет, пейзаж, тематическая картина). Интерес художника к творческой личности воплотился в созданной им портретной галереи известных и выдающихся людей края («Портрет писателя Н. Г. Дворцова», «Портрет художника Д. И. Кузнецова», «Портрет художника Г. А. Белышева» и др.). Прекрасные и величественные образы природы Алтая нашли отражения в работах живописца «Катунь», «Телецкое озеро», «Закат на озере» и др. Одним из самых известных произведений является картина «Алтайское лето». Нежное утреннее солнце рассеивается мягко по долине, окрашивая все в золотисто-розовый тон. От работы исходит чувство спокойствия и умиротворения. В ней звучат темы счастья материнства, красоты природы, гармоничного единства человека и окружающей его среды.

Федор Семенович Торхов — Заслуженный художник России, живописец, посвятил свое творчество Алтаю и Монголии [8]. Тематический пейзаж — ведущий жанр в творчестве Ф. С. Торхова. Горные вершины, долины, озёра и реки, люди, живущие на просторах Алтая, — вот главные герои произведений Фёдора Семёновича. Еще одним жанром, в котором Ф. С. Торхов успешно работает, является портрет. Художник создает реалистически достоверные образы.

Виктор Александрович Зотеев — профессиональный художник, живописец, признанный мастер лирического пейзажа, вписавший свою страницу в историю изобразительного искусства Алтая [9].

Пейзаж — основной жанр, в котором работал Виктор Александрович Зотеев. Наблюдая за природой, учась у нее, художник тщательно выбирал мотивы для своих произведений. Он писал всегда с натуры, работал быстро и увлеченно, уверенно компонуя, сразу находя единственно верные отношения, расставляя акценты и разбирая детали.

22 августа 1937 г. в Риге родилсяЛеопольд Романович Цесюлевич — профессиональный художник, живописец, график, публицист и общественный деятель.

Леопольд Романович Цесюлевич работает в жанре тематической картины, пейзажа, портрета, создавая глубокие по замыслу, наполненные философским звучанием произведения.

Глубина, серьезность и вдумчивость присущи портретам Л. Р. Цесюлевича.«При написании человека я иду от его движения, его состояния. Стараюсь найти ту ситуацию, которая лучше всего раскрывает его внутренний мир. Люблю рисовать с натуры», — рассказывает о своей работе над портретами художник. Среди наиболее известных произведений этого жанра в творчестве живописца можно назвать такие работы, как«Страж Белухи. Профессор, доктор географических наук В. С. Ревякин» (1984), «Портрет дирижера Е. И. Борисова» (1997), «Учитель русской словесности — Руфина Серафимовна Овсиевская, народный учитель СССР» (2000), передающие возвышенный и значимый образ наших выдающихся современников [10].

Никитюк Юлия — живописец. Работает в жанре портрета, пейзажа. Участница краевых выставок с 1991 года и региональной «Сибирь» (1998), Красноярск. Имела две персональные выставки в Юбах — Паленберг (1999), Германия. Член Союза художников России с 1997 г.

Основные работы: «Состояние» (1990), «Леда» (1992), «Река забвения» (1993), диптих «Любовь», «Нелюбовь» (1998), «Бездна» (1999), «Портрет дочери» (1999), «Тет-а-тет» (1999), «Городской пейзаж» (1993), ГМИЛИКА [11].

Итак, в творчестве алтайских художников преобладают образы родной природы, портреты выдающихся земляков и простых рабочих, натюрморты, отражающие жизнь людей. На полотнах образ Алтая нашел отражение как образ мира, исполненный гармонией единства Человека и Природы. Этнографизм, как отображение форм народного быта, обычаев и обрядов, всегда был присущ алтайскому искусству. Тема малой родины с особой пронзительностью зазвучала в произведениях алтайских художников среднего поколения. В. Б. Терещенко тонкий проникновенный пейзажист, в своих полотнах воспевает неброскую красоту Степного Алтая [12]. Разнообразна природа Алтая, богата алтайская земля и талантливыми людьми, и своей уникальной историей, навсегда вписанной в историю России.

Литература:

  1. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/collection/altpainting.htm (дата обращения: 9.01.2016)
  2. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологи // Электронный словарь — 2003. — [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2516/Художественный (дата обращения: 09.012016)
  3. Государственный художественный музей Алтайского края [Электронный ресурс]. URL:http://ghmak.ru/index.php/collections/modern-art-of-altai/itemlist/category/23-zhivopis?start=16 (дата обращения: 10.01.2016)
  4. Официальный сайт Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/authorities/spisok/borunov-gennadii-fedorovich/ (дата обращения: 10.01.2016)
  5. Русская живопись. [Электронный ресурс]. URL: http://www.artsait.ru/art/b/budkeev/main.htm (дата обращения: 10.01.2016)
  6. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/639/rubric/141 (дата обращения: 10.01.2016)
  7. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/exhibitions/2013/ex03k_2013.htm (дата обращения: 10.01.2016)
  8. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/651/rubric/141 (дата обращения: 11.01.2016)
  9. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/exhibitions/2014/ex06i_2014.htm (дата обращения: 11.01.2016)
  10. Краеведческий портал Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им.В. Я. Шишкова. [Электроный ресурс]. URL: http://altlib.ru/427 (дата обращения: 11.01.2016)
  11. Издательский дом Алтапресс. [Электронный ресурс]. URL: http://altapress.ru/art/author/id/582/rubric/141 (дата обращения: 11.01.2016)
  12. Государственный художественный музей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL: http://muzei.ab.ru/collection/altpainting.htm (дата обращения: 11.01.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle