Библиографическое описание:

Ачилов Т. С. Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ жизни учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 590-592.



Health — the first condition of normal ability to live. Without maintenance of health of the person, the most valuable riches of a society, it is impossible to reach success in different spheres of activity.

Key words: sports, swimming sport, physical culture, trainings, method.

Здоровье — первое условие нормальной жизнедеятельности. Без обеспечения здоровья человека невозможно достигнуть успеха в разных областях деятельности. Исследование показывает, что на первый план должны быть выдвинуты:

  1. Формирование сознания учащихся, занимающихся плаванием, объяснение им личного и социального значения здоровья как важного компонента образа жизни;
  2. Ведение систематической и последовательной работы по соблюдения законов, нравственных принципов, сформированных на всем историческом пути нашего народа;
  3. Изучение и использование в соответствии с требованием современной жизни методов и средств, апробированных исторической практикой ведения здорового образа жизни наших предков.

Процесс формирования здорового образа жизни должен основываться на эволюции. При этом процесс воспитания здорового образа жизни должен начинаться с раннего возраста. Часть применяемых средств нужно направлять на формирование таких нравственных качеств, как организованность, дисциплинированность, дружба, товарищество. Другую — на выработку таких качеств как храбрость, отвага, ловкость. Они должны готовить к труду, семейной жизни, охране окружающей среды, соблюдению законов. Поэтому для развития и формирования здорового образа жизни необходимо развить в молодых людях любовь и интерес к физическому воспитанию, склонность к занятию каким-либо видом спорта.

Факты подтверждают, что одним из видов спорта, массовость которого возможна в нашей республике, является плавание. Одна из характерных особенностей плавания — его связь с эволюцией. В связи с этим надо внести ясность в некоторые аспекты:

 изучение и обобщение внешкольной работы, связанной с физическим воспитанием и спорта;

 выявление на основе практических фактов наиболее эффективных видов внешкольной работы в формировании здорового образа жизни.

Из исторических источников становиться ясно, что плавание как один из важных компонентов здорового образа жизни, рассматривалось как приоритетная проблема. Тому пример Александр Македонский, который усердно занимался физическим воспитанием и спортом. Имеются сведения о том, как еще в младшем возрасте он переплыл Босфор и укротил дикого коня. В процессе внешкольной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, такие сведения имеют большое значение. Нельзя забывать и о том, что наши предки жили не в тех условиях, в которых проживаем мы. Загрязнение воздуха и воды, шум городов, высокая скорость, смешенный ритм жизни, малоподвижность в быту и на производстве оказывают негативное влияние на формирование здорового образа жизни.

Одним из видов обеспечения здоровья является движение, которое обладает большой силой воздействия. Эта мысль нашла отражение и в произведения классиков. Низами Гянджеви, отдающий в своих произведениях особое предпочтение идее здоровья, неоднократно акцентирует внимание на великой силе физических действий, советует последующим поколениям посредством движения предотвратить вялость и лень. Учащимся надо объяснить, что основной целью человека, желающего вести здоровый образ жизни, является сохранение на долгие годы здоровья, бодрости.

Здоровый образ жизни не возможен без связи с движением. Общеизвестно, что самые важные качество личности формируются в школе. Опыт показывает, что у учеников, оставшихся в стороне от внешкольной работы по физическому воспитанию, появляются вредные привычки. Например, курение сигарет, вслед за которым начинает появляться тяга к наркотикам, а позднее — к спиртным напиткам.

Занятия физическим воспитанием и спортом, в частности плаванием, незаменимы в предотвращении появления такого рода плохих привычек. Для этого необходимо, в первую очередь, привлечь учащихся к физическому труду, здоровому образу жизни.

Естественно, воспитательная работа в этом направлении требует больших усилий и способностей. Поэтому учитель физического воспитания должен показать, на что способны формы занятий, связанные с физическим движением. Для этого от учителя требуются всесторонние знания и умения.

Устные беседы приглашенных на проводимые в процессе внешкольной работы мероприятия врачей, биологов и специалистов, демонстрация плакатов, диафильмов, кинофильмов бывают наиболее эффективными. Участники мероприятия наглядно видят, как безразличные к своему здоровью люди, ведущие ложный здоровый образ жизни, в конечном итоге доходят до преступления, опускаются до безнравственности.

Для подведения итогов в конце первого этапа внешкольных работ, направленных на формирование желания заниматься плаванием у учащихся, подготовив специальные вопросы, мы провели письменный опрос среди учащихся. Среди ответов были такие, которые удовлетворили нас и даже удивили оригинальностью. Интересным было то, что среди респондентов было много тех, кто обратился с вопросом. Например, в одном из них пишется «Быть здоровым, жить долго — естественное желание каждого человека. А используем ли мы свои возможности для достижения этой цели? К сожалению, нет! Наоборот, своим образом жизни, вредными привычками укорачиваем и без того короткую жизнь. Курение — самая распространенная вредная привычка, которая укорачивает и нашу жизнь, подвергает организм различного рода болезням». Говоря словами Р. Мансимова: «По расчетам ученых, никотин, входящий в состав табака, ничуть не уступает наркотикам и алкоголю. Напротив, в некоторых случаях оказывает более губительное влияние. Например, как определила медицинская наука, рак дыхательных путей и легких у курящих встречается чаще, чем у некурящих. Лицо курящего школьника желтеет, в большинстве случаев нарушается аппетит, страдают от частого воспаления верхних дыхательных путей, кашля».

На втором этапе внешкольной работы должны быть представлены теоритические вопросы. Учащимся необходимо усвоить основные положения, отражающие реальные показатели оздоровительного воздействия плавания:

 учащиеся должны осознать, что занятия плаванием являются одним из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития. Обыкновенное погружение человека в воду повышает функции различных органов: учащается дыхание, повышается сердцебиение, ускоряется обмен веществ.

 во время плавания группа больших мышц, в основном плечевого пояса, активно работает, что создает условия для развития функциональных возможностей мышц.

 занятия плаванием оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему, обеспечивают формирование крепкой нервной деятельности. Движения в воде создают условия для напряженной работы сердечно-сосудистой системы. Давление воды на тело облегчает ток крови из периферии к сердцу. Поэтому определенная дозировка действий в воде, является выгодной для слабой сердечной мышцы. Служит для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. Занятия плаванием оказывают большое влияние и на дыхательную систему. Давление воды на грудную клетку обеспечивает полной вдох и одновременно способствует развитию мышц. Все это приводит к увеличению жизненного объема легких и повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем пловца. При занятиях плаванием положительные результаты видны наиболее явно. Плаванием могут заниматься, начиная с 5–7 лет и до пожилого возраста, люди с различной степенью физической подготовки.

 это создает широкие возможности для укрепления здоровья подростков, работников и пенсионеров.

 плавание может быть удачно использовано при лечении ряда заболеваний, связанных с обменом веществ, ранних стадий болезней сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при улучшении осанки.

 занятия плавание можно использовать для гармоничного всестороннего развития человеческого организма.

 движениями, равномерно используемые при плавании с развитием выносливости, формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой.

За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.

Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоёмах в виде проплывов на разные расстояния. В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях, — это дети. Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок. Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3–4 раза и достигнуть 150–200 уд/мин.

При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств системы физического воспитания.

Литература:

  1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «академия», 2000. — 480 с.
  2. Актуальные вопросы современного плавания. — Волгоград: ВГИФК, 1993., 0,25 пл. (в соавторстве, авторские — 75 %).
  3. Балакши Т. М., Фомиченко T. Г., Медведев В. П. Управление произвольными двигательными действиями в локомоциях плавания. / Тез. докл. 1 межвуз. науч.-практ. конф. «Медицина, охрана здоровья. Физкультура и спорт» — Волгоград: Перемена, 1994. — 0,15 пл. (в соавторстве, авторские — 60 %).
  4. Фомиченко T. Г., Балакши T. М., Кукушкин А А. Структура силовой подготовленности спортсменов — пловцов групп спортивного совершенствования ДЮСШ плавания. / Метод. — рекоменд., для тренеров, специалистов по плаванию. — Волгоград: ВГИФК, 1996. — 0,75 п. л. (в соавторстве, авторские — 70 %).
  5. Фомиченко Т. Г., Балакши Т. М., Структура силовой подготовленности спортсменов-пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ плавания. / Метод — реком. для тренеров и специалистов по плаванию. — Волгоград: 1996. — 0,75 п. л. (в соавторстве, авторские — 70 %).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle