Библиографическое описание:

Назмеева О. А., Ахмадеева О. А. Проблема нехватки парковочных мест в Набережных Челнах // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 918-920.



С повышением уровня благосостояния жителей Татарстана заметно увеличилось количество автомобилей в городах. Уровень автомобилизации ‑это показатель оснащенности легковыми автомобилями населения страны, который рассчитывается как число индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей. Повышение уровня автомобилизации населения приводит к значительному изменению общественной инфраструктуры, увеличению мобильности людей и улучшению экономического положения людей. К негативным сторонам следует отнести влияние на экологическое состояние городской среды, загромождение улиц стоящими автомобилями.

За последние 5 лет автопарк Набережных Челнов вырос почти на 50 тысяч единиц. На начало 2015 в Набережных Челнах насчитывается около 281,8 машин на 1000 жителей. В начале 2014 года их было 248,8 машин на 1000 жителей тысяч, в 2013 году 228,1 машин на 1000 жителей, в 2012 году 208,6 машин на 1000 жителей [1, с.10]. В связи, с чем возникла проблема парковки во дворах. Их попросту стало не хватать. О проблеме парковок знают и строители, однако, в действующих строительных нормах и правилах есть лишь рекомендации по типу и размерам гостевых стоянок, а о количестве парковочных мест не сказано ни слова.

Когда машин в доме больше, чем парковочных мест во дворе, каждый спешит захватить территорию и закрепить за собой право единоличного пользования. Так появляются столбики, цепи, тросы и блокираторы.

Решение проблемы парковок, казалось бы, найдено — строить парковки под землей, сверху детские площадки с качелями и лавочками. Но даже там, где существуют подземные парковки, жители домов продолжают ставить машины у самых подъездов, перегораживая подходы к подъезду. Причиной этого служит стоимость одного парковочного места, которая равняется стоимости автомобиля, плюс три-четыре тысячи ежемесячно.

Недавно на сайте газеты «Челнинские известия» был представлен опрос на тему «Куда Вы ставите свой автомобиль на ночь?». По результатам опроса, 40,3 процента респондентов ответили, что оставляют свои автомобили на ночь во дворе или возле подъезда.

На сегодняшний день ситуация такова, что в большинстве дворов нашего города практически нереально найти свободное парковочное место. Согласно Постановлению «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Татарстан» количество машино-мест для хранения автотранспорта зависит от типа жилого дома по уровню комфорта. Так, например, для дома с типом массовой комфортности количество мест для постоянного хранения автотранспорта, машино-мест на 100 кв. метров общей площади квартир составляет 1,9 [2, c. 129]. Автомобили стали занимать не только проезды, но и тротуары, детские площадки, газоны.

Во многих дворах ширина проезда затруднена проезду одного автомобиля. В тех местах, где ширина проезда позволяет припарковать автомобиль, это обеспечивает беспрепятственный проезд других легковых автомобилей. При этом автомобилям служб ЖКХ и экстренного реагирования (скорая помощь, пожарная и др.) в случае необходимости не смогут проехать к нужному проезду, что создает уже не только неудобства, но и реальную опасность жизнью и здоровью людей.

Периодически проводятся рейды по выявлению подобных нарушений, но это можно назвать практически бесполезным занятием.

Во-первых, потому что чтобы наказать всех нарушителей хотя бы по одному разу, понадобится не один год работы. По данным СМИ, в Набережных Челнах ежемесячно за нарушение правил парковки наказываются немногим более 100 водителей автомобилей.

Во-вторых, даже заплатив штраф, ничего не мешает автолюбителям на следующий день опять припарковать свой автомобиль на том же месте. Поэтому, одним лишь методом кнута здесь ситуацию не изменить, нужны комплексные решения.

Многие советуют пользоваться услугами автомобильных стоянок для ночного хранения автомобилей. Однако подобные стоянки есть далеко не везде, к тому же часть из них за последнее время были закрыты. В городе Набережные Челны услугами по предоставлению стояночных мест занимаются 172 юридических лица. Общая емкость стоянок города по легковым автомобилям составляет 75 680 машино-мест. Количество пустующих мест по городу составляет 12 556 машино-мест. Таким образом, пустующими на автостоянках является 16,6 % машино-мест. Учитывая, что количество легковых автомобилей в личной собственности на начало 2015 г. составило 147 093 шт., получаем — 83 969 легковых автомобилей хранятся во дворах и гаражных обществах. Таким образом, парковочными местами обеспечено 75 680 автомобилей. По нормативу обеспеченность должна быть не менее 90 %. Сейчас во дворах хранятся 68 719 автомобилей при пустующих местах на стоянках 12 556 машино-мест. Следовательно, чтобы полностью очистить дворы от легкового автотранспорта с учетом полного наполнения имеющих стоянок необходимо дополнительно построить стоянки (разной конструкции) на 50547 легковых автомобиля [3, с. 46].

В качестве еще одного из решений в Набережных Челнах недавно были предложены так называемые «экопарковки». Они представляют собой участки, засеянные газонной травой и укрепленные газонной решеткой, защищающей газон от повреждения и придающей эстетический вид. Хорошее, казалось бы, начинание, но после первой же зимы экопарковки превратились в грязные болота, грязь из которой разносилась автомобильными шинами по всему двору. Для нашего климата это оказалось не очень подходящим решением.

Поэтому, для решения проблемы парковок все же необходимо увеличение количества парковочных мест. В новостройках нашего города все же имеются парковки для какого-то количества автомобилей. А вот со старыми домами все сложнее, большинство при проектировании получили 3–4 парковочных места во дворе, которых, разумеется, не хватает. Многие жители решают проблему путем отсыпания свободных участков во дворе щебенкой, на которую паркуются автомобили. Несмотря на архаичность данного метода, он, в отличие от тех же «экопарковок», избавляет от огромного количества грязи во дворах. Конечно, это всего лишь временные решения, которые не решают глобальной проблемы.

Более эффективными являются собрания жильцов, которые путем голосования сами решают, что им делать с придомовой территорией. В некоторых дворах, где жители проявили инициативность, удалось расширить проезды, найти свободные участки для оборудования дополнительных мест и улучшить ситуацию с парковкой, не разрушая при этом детские площадки и газоны.

Предложения в стратегии города Набережные Челны:

– Разработать программы по заполнению пустующих мест на стоянках.

– Разработать программы увеличения количества мест для стоянки автомобилей в жилых комплексах, в которых минимально допустимые размеры площадок для стоянки не удовлетворяют нормативным требованиям (на сегодняшний день норматив 0,8 м2/чел. на межмагистральной территории (в кварталах) многоквартирной застройки) [4, c.145].

– Предусмотреть постепенный переход к замене боксов и открытых стоянок, занимающих слишком большие территории и неприемлемые в эстетическом отношении, на современные многоэтажные гаражи и паркинги.

– Основными типами гаражей на расчетный срок программы предлагаются многоэтажные (4–5 этажей) гаражи на 500 машино-мест. В микрорайонах предлагается разместить подземные и полуподземные гаражи со средней вместимостью 50 машино-мест.

– На расчетный срок реализации программы осуществить строительство многоэтажных парковок закрытого типа, вдоль центральных проспектов города, которые должны иметь современный и оригинальный внешний вид, чтобы достойно смотреться на фоне архитектуры городских проспектов. Следует предусмотреть места для парковок автомобилей в подземных и цокольных этажах при проектировании и строительстве торговых центров, используемые как парковку для покупателей и как ночную автостоянку. При строительстве новых жилых домов предусматривать подземные парковки.

Конкретное размещение стоянок постоянного и временного хранения личных легковых автомобилей выходит за рамки программы. Все виды рассматриваемых автостоянок должны размещаться, как правило, в пределах селитебных территорий или непосредственно у их границ — в примыкающих коммунально-складских зонах, то есть в зонах пешеходной доступности — до 800 м. В противном случае, как показывает имеющийся опыт, стоянки становятся инвестиционно не привлекательными и их строительство и последующее использование становится проблематичным.

Литература:

  1. Проблемы транспорта // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/267 (дата обращения: 17.03.2016).
  2. Республиканские нормативы градостроительного проектирования. Утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от «27» декабря 2013 г. № 1071// Тэхэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/463307185 (дата обращения: 17.03.2016).
  3. Легковой автомобильный транспорт, места постоянного хранения и объекты обслуживания //. URL: http://docs.cntd.ru/document/463307185 (дата обращения: 17.03.2016).
  4. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР) Москва 2012. Утверждены распоряжением Минтранса России от 19.06.2003 г. № ОС-555-р

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle