Библиографическое описание:

Старых С. А., Шатунова А. Р. Анализ концепции развития таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 989-991.



В статье проводится анализ концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрены основные положения плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования».

Ключевые слова: концепция, развитие таможенных органов РФ, дорожная карта, совершенствование таможенного администрирования.

Интеграционные направления последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.

В настоящее время проводится работа по решению организационных, систематических и других вопросов, связанных с созданием информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2012 г. были утверждены основные стратегические ориентиры развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [1, 2].

Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определяет задачи, направления, а также цели развития таможенных органов.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы России является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле [3–5].

Первый этап реализации Концепции (2013–2014гг.) был нацелен на создание необходимых институциональных основ и технологических условий, системно перевел Таможенную службу Российской Федерации на новый уровень развития.

Второй этап реализации Концепции (2015–2020гг.) предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы России. В рамках этого этапа продолжается развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры при создании новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов. Наряду с концепцией развития Таможенных органов России реализуется план мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», который призван упростить порядок перемещения товаров при их ввозе и вывозе с территории РФ.

Основной целью плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» является сокращение времени, стоимости и количества процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности (импорт/экспорт), в том числе:

– сокращение количества процедур, необходимых для оформления импорта/экспорта товаров;

– сокращение общего времени, необходимого для оформления импорта/экспорта товаров;

– снижение стоимости процесса оформления импорта/экспорта товаров.

Целевыми индикаторами указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации являются следующие:

– предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);

– предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);

– доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (с 40 процентов в 2012 году до 100 процентов к 2014 году);

– доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары (с 34 процентов в 2012 году до 65 процентов к 2020 году);

– количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (с 10 штук в 2012 году до 4 штук к 2018 году);

– доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (с 17 процентов в 2012 году до 11 процентов в 2020 году);

– результативность исполнения государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (с 14 процентов в 2012 году до 25 процентов к 2020 году).

На сегодняшний день в дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» был осуществлен ряд мероприятий:

— обеспечена передача в режиме реального времени из коммерческих банков в Федеральную таможенную службу России сведений о паспортах сделок по внешнеторговым договорам, что позволило создать реальные условия для освобождения предпринимателей от обязанности при декларировании товаров предоставлять в таможенные органы такие паспорта.

– обеспечение предуведомления, то есть предварительной информации в пунктах пропуска о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу, и использование этой информации в системе управления рисками для принятия решения о выпуске товаров, что в свою очередь влияет на сокращение сроков совершения таможенных операций в пунктах пропуска через государственную границу.

– время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пункте пропуска на границе Таможенного союза, сократилось в среднем на 40 минут и составляет 40–45 минут, более 90 % товаров оформляются в течение 24 часов, а товары, не облагаемые вывозными пошлинами, не более 4 часов.

Таким образом, основное содержание таможенной политики Российской Федерации составляет таможенное администрирование — организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов, осуществляемые в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела. Повышение эффективности работы таможенной службы Российской Федерации и ее совершенствование, в значительной мере, определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.

Литература:

  1. Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  2. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://ctu.customs.ru/index.
  3. Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
  4. Коварда В. В. Роль таможенных платежей в обеспечении экономической безопасности России // материалы III Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы». Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2015. С. 141–144.
  5. Старых С. А., Малюхова А. Ю. Особенности введения эмбарго на поставки сельхозпродукции из Польши в Россию в августе 2014 года // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 729–731.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle