Библиографическое описание:

Букреева Т. Н., Асеева А. Ю. Влияние международных отношений на развитие мирового туристического бизнеса (на примере России) // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 553-555.



В статье рассмотрено влияние развития дипломатических отношений на международный туристический рынок. В заключении сделан вывод, что международные отношения в политической, экономической сферах имеют прямое влияние на состояние мирового туристического бизнеса.

Ключевые слова: международные отношения, туризм, международный туризм, санкции.

Международные отношения — это совокупность отношений в разнообразных сферах деятельности: экономической, политической, правовой, идеологической, дипломатической, военной, культурной, а также туристической и других связей и взаимоотношений между акторами, действующими на международной арене. С каждым годом увеличивается влияние международных отношений на каждую из составляющих его сфер деятельности, в том числе и на туризм [1].

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности.

Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов, является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. В тоже время направления туристического рынка зависят от развития отношений между странами [2].

Рассмотрим несколько конкретных примеров влияния международных отношений на ситуацию на мировом туристическом рынке.

После подписания закона о ратификации договора о принятии Крымского полуострова в состав Российской Федерации 21 марта 2014 г., многие иностранные государства рекомендовали своим гражданам отказаться от посещения данного полуострова [3]. Госдепартамент США 16 июля 2014 г. выпустил распоряжение, в которомнастоятельно рекомендовал гражданам отложить поездки в Крым, подобная рекомендация была также направлена жителям ЕС и гражданам Японии.

Снижение численности туристов на полуостров также обуславливается географией отдыхающих: до 2014 г. основную часть туристов составляли граждане Украины. По политическим причинам после вхождения полуострова Крым в состав РФ количество туристов из Украины сократилось вдвое, что в целом привело к уменьшению общего количества туристов, посетивших Крым в 2014 г. В начале июня 2015 г. власти Украины предприняли меры, повлекшие за собой уменьшение потока туристов на полуостров Крым из стран дальнего зарубежья, в частности, 9 июля 2015 г. правительство Украины выпустило постановление, в котором сообщалось, что все иностранные граждане, которые хотят поехать в Крым через территорию Украины сделать этого не смогут. Государственная миграционная служба Украины сообщила, чтожелание отдохнуть в Крымуне является для иностранцев основанием для получения разрешения для въезда на полуостров с территории Украины.

Данные события являются наглядным примеров влияния международных политических отношений на туристический рынок. Проблемы в инфраструктуре, из-за действий Украины, пропаганда в иностранных СМИ об опасности посещения Крымского полуострова, санкции со стороны ЕС и США, послужили основными причинами снижения туристического потока на полуостров.

Другим событием, повлекшим за собой упадок туристического бизнеса в стране, является авиационная катастрофа, произошедшая 31 октября 2015 г. над центральной частью Синайского полуострова, ставшей самой крупной катастрофой в историиЕгиптаи самолетов Airbus A320: на борту самолета произошел взрывсамодельноговзрывногоустройства, в результате которого погибли туристы из России. Ответственность затерактвзяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)». После этих событий многие авиакомпании, в том числеEmirates Airline,Air France-KLM,Lufthansa,Flydubaiи сама «Когалымавиа», приостановили полеты по трассе над Синайским полуостровом до выяснения причин крушения российского лайнера. Это повлекло за собой череду событий: авиационные власти Великобритании, Ирландии и Германии запретили своим авиакомпаниям полеты над Синайским полуостровом и в Шарм-эш-Шейх; Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эш-Шейх; авиакомпанияTurkish Airlines сообщила об отмене ночных рейсов в Шарм-эш-Шейх.

6 ноября 2015 г. президент РоссииВ. Путин, по предложению Национального антитеррористического комитета, принял решение приостановить авиационное сообщение с Египтом «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения». Данное решение действует до настоящего времени, таким образом, полеты из России в Египет по-прежнему запрещены, из этого следует, что данное туристическое направление полностью закрыто для туристов из РФ.

Конфликт, который произошел между Российской Федераций и Турцией после уничтожения российского Су-24 турецкой стороной 24 ноября 2015 г. над территорией Сирии и расстрел летчика, имели последствия для разных отраслей деятельности, в том числе и на туристическую сферу [4, 5]. Последствиями данного инцидента стал ввод Россией санкций против Турции, оказавших прямое влияние на туристическую отрасль страны и повлекших за собой:

– приостановление деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

– приостановление деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания;

– Ростуризмисключил из федерального реестра 19 туристических компаний, связанных с турецким бизнесом;

– более 1300 гостиниц выставлено на продажу в Турции в связи с проблемами в туристической индустрии страны.

Турция после введения российских санкций, ощутила серьезные последствия для экономики. Ежегодно курорты этой страны посещало четыре миллиона российских туристов, но на данный момент все отношения в туристической сфере приостановлены. Ситуация с Турцией демонстрирует наглядный пример влияния изменений, происходящих на политической арене, на мировой туристический бизнес.

Экономические санкции, введенные ЕС и США против России, связанные с вхождением Крымского полуострова в состав РФ и конфликтом на Востоке Украины, а также падение курса рубля послужили причиной уменьшения туристического потока и в страны Европы. Немаловажным является и не всегда доброжелательное отношение к туристам из России в странах ЕС, сформировованное под давлением местных средств массовой информации и органов власти. Одним из положительных моментов в данной ситуации является рост патриотизма среди россиян, которые все чаще отдают предпочтение российским курортам.

Туристический поток из России в Европу и из Европы в Россию начал сокращаться уже с начала 2015 г. По данным Росстата, число россиян, посетивших европейские страны с туристическими целями, в первом квартале 2015 г. сократилось на 32 % [6]. Наиболее существенный ущерб в туристической сфере испытывает Финляндия, у которой поток туристов из России сократился на 60 %.

Уменьшение потока туристов из России коснулось и страны Балтии. В Эстонии количество туристов из РФ за 2015 г. уменьшилось на 34 %, в Литве за первые девять месяцев 2015 г. зафиксирован спад туристического потока из России на 33 %, в Латвии туристический поток снизился до 20 % за 2015 г. В первую очередь это связано с экономическим фактором, падением курса рубля, но нельзя не отметить, что это также связано с политической обстановкой и «русофобским настроением» властей и граждан.

В качестве примера можно привести тот факт, что президент Литвы Даля Грибаускайтеназвала Россию «террористическим государством», глава внешнеполитического ведомства Латвии Эдгар Ринкевич сравнил Россию с Третьим Рейхом.

Популярные курорты Испании, Италии и Греции потеряли 41 %, 31 % и 29 % туристического потока из России в 2015 г. соответственно; Австрия, Германия, Франция и Чехия потеряли от 50 до 30 % в 2015г.

На начало 2016 г. самыми приоритетными направлениями для туристов из России являются азиатские страны: Таиланд, Вьетнам, Китай, Республика Корея.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что международные отношения в политической, экономической сферах имеют прямое влияние на состояние мирового туристического бизнеса. От качества отношений между странами зависят предпочтения туристов, их интерес к той или иной стране, возможность выбора вида отдыха.

Литература:

  1. Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
  2. Финансово-экономический анализ туристического рынка [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://fd.ru/
  3. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rbc.ru/
  4. Мидцева М. В., Коварда В. В. Текущее положение Сирии и перспективы ее вступления в ЕАЭС // Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции «Юность и Знания — Гарантия Успеха — 2015», Курск, 2015. С. 390–392.
  5. Букреева Т. Н. Анализ основных причин возникновения международных конфликтов // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 358–359.
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): туристического потока, мирового туристического бизнеса, состояние мирового туристического, международных отношений, Крымского полуострова, потока туристов, прямое влияние, международные отношения, количество туристов, примеров влияния международных, Молодой ученый, развитие мирового туристического, уменьшение потока туристов, снижения туристического потока, уменьшения туристического потока, Уменьшение потока туристов, спад туристического потока, туристический рынок, Снижение численности туристов, упадок туристического бизнеса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle