Библиографическое описание:

Попов М. О. Эффективное управление привлеченными ресурсами коммерческих банков // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 934-937.



В статье определяются основные цели и направления формирования ресурсной базы коммерческого банка. Проводится анализ ключевых принципов формирования политики, стратегии и тактики управления привлеченными ресурсами банка. Исследуются основные методы управления ресурсами и определяются основные актуальные проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: коммерческий банк, привлеченные ресурсы, ресурсная база, финансовая политика, стратегия формирования ресурсов, методы управления ресурсами, источники финансирования.

Текущая ситуации на банковском рынке, характеризующаяся высоким уровнем конкуренции между коммерческими банками, высокой степенью зависимости их от внешних источников финансирования, а также ужесточением требований к показателю банковской ликвидности требует от кредитных организаций особенно пристального внимания к политике формирования ресурсной базы, постоянного развития, актуализации и совершенствования используемых форм, методов и инструментов привлечения источников финансирования, а также максимально эффективного управления данной сферой деятельности.

Управление привлеченными ресурсами в кредитной организации включает и балансовое отражение пассивных операций, и управление потоками денежных средств, составляющих ресурсную базу.

Процесс управления привлеченными ресурсами включает в себя формирование оптимальной структуры ресурсной базы, включающей денежные средства юридических и физических лиц (включая средства, привлекаемые из сторонних банков), конечной целью которой является поддержание ликвидности конкретного банка и всей банковской системы. В реальности коммерческие банки стремятся к достижению максимального уровня прибыли при сохранении достаточного уровня ликвидности.

Привлеченные средства коммерческих банков формируются из депозитов (вкладов) и займов. Депозиты являются для банка основным источником финансовых ресурсов и подразделяются на вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады. Вклады до востребования предполагают возможность их изъятия вкладчиками в любой момент времени. Срочные вклады размещаются на депозитных счетах банка и характеризуются начислением и выплатой процентов по ним. Сберегательные депозиты представляют собой процентные нечековые вклады с возможностью немедленного изъятия.

Одной из основных проблем, присущих банковской системе Российской Федерации, являются диспропорции по срокам размещения и привлечения, приводящие к отсутствию дешевых долгосрочных финансовых ресурсов. На практике в наибольшей степени используются краткосрочные ресурсы, обладающие сравнительно низкими рисками. Однако в некоторых случаях данные ресурсы используются для осуществления среднесрочных и долгосрочных активных операций, что крайне рискованно, поскольку средства клиентов на расчетных счетах, вклады до востребования и прочие срочные ресурсы должны размещаться только на короткие сроки, под низкие ставки в наиболее надежные активы (депозиты в Банке России, овернайты на межбанковском рынке) [1, с. 48–49].

В первую очередь функцией управления привлеченными ресурсами является формирование механизма быстрой мобилизации денежных средств требуемого качества. Уровень ликвидности банка в свою очередь оказывает значительное влияние на стабильность финансирования банка субъектами финансового рынка.

Политика формирования ресурсной базы в коммерческом банке, как правило, носит многоуровневый характер, и разрабатывается по основным источникам привлечения финансовых ресурсов из внешних источников. При привлечении ресурсов одно из важнейших значений имеет уровень депозитного процента и установление соотношений между уровнями процентных ставок по кредитным и депозитным операциям.

Банк может использовать стратегию депозитного, долгового, кредитного финансирования при привлечении внешних ресурсов, комбинируя их, и дополняя внутренними источниками. При этом наилучшие результаты приносит диверсификация источников привлечения ресурсов.

Что касается типа финансовой политики, то здесь могут быть использованы агрессивный, умеренный или консервативный подход. В зависимости от стратегии привлечения ресурсов и типа финансовой политики происходит формирование портфеля ресурсов конкретного банка, характеризующегося определенной степень риска и направлением использования данных ресурсов.

Агрессивный тип политики ориентирован на максимизацию скорости мобилизации ресурсов и величины дохода вне зависимости от их качественных характеристик, что сопровождается обычно высоким уровнем финансовых рисков. При умеренном типе банк нацелен на получение среднеотраслевых результатов при среднем уровне риска по сделкам, источники привлечения при этом диверсифицированы, уровень ликвидности поддерживается на среднем уровне.

При консервативном типе политики управленческие решения нацелены на минимизацию возможных рисков, для него характерна низкая динамика роста объёмов привлеченных ресурсов, недостаточно высокий уровень доходности, надежный портфель ресурсов, высокий показатель ликвидности.

На практике редко используется какой-либо из перечисленных типов в чистом виде. Как правило, использование того или иного типа применимо для различных направлений привлечения и зависит от текущих условий рынка. Для отдельных клиентов банком могут применяться также индивидуальные стратегии.

Помимо стратегической политики не менее важное значение имеет также тактика поведения банка в вопросах привлечения, включающая реализацию конкретных целей кредитной организации в разрезе субъектов управления (отделов, филиалов, представительств) на определенном банковском рынке в отдельности по каждому источнику в определенный отрезок времени.

Вне зависимости от выбранного типа стратегии и тактики для банков характерны следующие основные принципы формирования ресурсов [4, с. 62]:

 формирование привлеченных ресурсов осуществляется с соблюдением законодательных и нормативных требований и ограничений;

 источники ресурсов должны максимально быстро трансформироваться в капитал, приносящий прибыль;

 деятельность по привлечению внешних источников финансирования должна быть актуальной и постоянно корректироваться с целью выработки оптимальной тактики и стратегии поведения на рынке;

 ресурсная база должна быть максимально диверсифицированной;

 политика привлечения ресурсов должна быть нацелена на обеспечение и поддержание достаточного уровня ликвидности за счет сбалансированности активных и пассивных операций по срокам;

 тактика и стратегия привлечения ресурсов должна стимулировать юридические лица и население хранить денежные средства в банке;

 значительное внимание должно уделяться разработке и внедрению новых продуктов, максимально соответствующим актуальным требованиям рынка и спросу вкладчиков;

 важнейшее место в депозитных операциях банка должны занимать срочные депозиты, являющиеся основой стабильности и ликвидности баланса;

 при осуществлении депозитных операций резервы свободных (не задействованных в активных операциях) средств на депозитных счетах были минимальными;

 существенное значение должно иметь повышение качества обслуживание, имиджа и репутации банка, способствующие привлечению депозитов.

В процессе формирования источников финансирования кредитная организация может использовать различные методы управления, которые подразделяются на административные и экономические.

Административные методы управления предполагают в первую очередь формирование внутренних регламентирующих документов, отражающих политику и стратегию привлечения ресурсов. Это может быть как отдельный документ, посвященный депозитной политике банка, так и ряд нормативных документов по виду привлекаемых ресурсов. Административные методы управления должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации и отражать исполнение интересов владельцев финансовых ресурсов [5].

Экономические методы управления подразделяются на аналитические, специфические и маркетинговые методы. Аналитические методы включают в себя метод структурного анализа, коэффициентный анализ, метод группировок, метод факторного анализа. Основное их назначение состоит в получении объективной оценки ситуации, выявлении тенденций и проблем, необходимых для регулирования политики формирования ресурсов банка.

Маркетинговые методы используются для изучения спроса и предложения на депозитные продукты, выявления актуальных потребностей клиентов и оценки ситуации на рынке, а также для стимулирования владельцев финансовых ресурсов к размещению средств. К данным методам можно отнести формирование клиентской базы, организация высокого уровня обслуживания, реклама банковских продуктов, мониторинг рынка, формирование имиджа кредитной организации. Использование экономических методов сопряжено с применением различных инструментов управления ресурсами (ограничения, блокировки, комиссии, процентные ставки, дисконты, дополнительная плата за обслуживание и др.). [3, с. 89]

Помимо перечисленных методов на практике используются также такие методы как диверсификация портфеля, фондирование, лимитирование, тарификация и прочие.

Управление привлеченными ресурсами осуществляется не только внутренними структурами кредитной организации, но внешними структурами, призванными способствовать развитию экономики, исполнению интересов граждан и организаций, поддержанию стабильности банковской системы. Данные функции государства в максимальном объёме реализуются через Центральный банк путем установления требований и ограничений в отношении деятельности коммерческих банков.

На основании всего вышеперечисленного необходимо отметить, что коммерческие банки в настоящий момент имеют в своём арсенале значительный набор методов и инструментов управления привлечением источников финансирования, которые в свою очередь постоянно развиваются и совершенствуются под влиянием общей экономической ситуации в стране и роста конкуренции. Однако по-прежнему далеко не всегда политика привлечения ресурсов носит сбалансированный характер и является высокоэффективной, что особенно ясно проявляется в кризисные периоды. Однако требования рынка постепенно стимулируются развитие данной системы в большинстве коммерческих банков и повышение её уровня.

Литература:

  1. Ковалев П. П. Банковский риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2009.
  2. Котыхов М. П., Шевченко И. В. Построение ликвидной позиции коммерческого банка // Финансы и кредит. — 2002. — № 23.
  3. Лаптырев Д. А. Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы — задачи — модели — методы. — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005.
  4. Тавасиев А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2007.
  5. Хашиева Л. Х-М. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития // Финансы и кредит. — 2005. — № 28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle