Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 618-623.



В современной отечественной педагогике XXI в. содержание понятия «патриотизм» кардинальных изменений не претерпело. Так, А. С. Козлова, высказывая свою точку зрения, пишет: «Патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям. Культуре, к своему дому».

Воспитание в детях патриотизма к своей Родине сложная проблема в педагогике вообще и в дошкольной в частности. Несмотря на сложность, связанную, прежде всего, с самим понятием патриотизма, в отечественной дошкольной педагогике патриотическое воспитание всегда занимало одно из ведущих мест [1].

Проблема патриотизма нашло свое отражение и в некоторых современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», «Я — человек» и др.

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения с ранних лет востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Педагоги всех времен, в т. ч. и в наши дни, уверенно говорят, что патриотизм (любовь к Родине, своему дому, природе) берет свое начало в семье, в родном доме. Данной проблемой занимались В. А. Сухомлинский, М. Рубцова, С. А. Козлова, Л. Ф. Островская, которые отмечали, что на формирование патриотических чувств детей оказывает сильное влияние использование в воспитательной работе произведений народного творчества, русские народные праздники. Сущность данного аспекта направлена ознакомление дошкольников с традициями, обычаями и культурой своего народа [2].

Из всего вышесказанного мы определены основные направления в нашем исследовании с детьми пяти-шести летнего возраста:формировать любовь к Родине, своему народу, традициям, обычаям. Познакомить детей с русским народным промыслом и играми.

На основании этого, на первом этапе нашей работы, мы определили уровень представлений о русских народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Аленушка» п. Усть-Абакан. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей составляли экспериментальную группу, 20 детей — контрольную группу. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня знаний, умений и навыков по формированию представлений о русских народных традициях. Цель, оценка знаний дошкольников о традициях русской народной культуры, проводился на основе диагностической методики М. Д. Маханевой и О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Анализ результатов, показал, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах дети старшего дошкольного возраста имеют выраженный средний уровень представления о русских народных традициях.

На основании этого, мы наметили ряд мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными праздниками и их традициям.

Нами был составлен план мероприятий, который представлен в таблице 1

Таблица 1

Рабочий план мероприятий по ознакомлению детей с русскими народными праздниками

Название

Краткое содержание

Сроки

Фольклорные праздники: Медовый Спас

Яблочный Спас

Рябинник

Знакомство детей с обычаями и традициями проведения календарных праздников

Яблочный Спас, Медовый Спас, Рябинник.

Август

Сентябрь

Осенины на Руси

Познакомить дошкольников с осенними обрядами, традициями проведения праздника «Осенины» в старорусские времена народными песнями, играми, танцами, старинными приметами осени, элементами народного календаря, осенними явлениями природы, прививать любовь и уважительное отношение к традициям старины.

Октябрь

Развлечение

«Покров»

Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы

Октябрь

Кузьминки — об осени одни поминки.

Знакомство детей с особенностями проведения праздника «Кузьма и Демьян», его приметах и обрядах

Ноябрь

Новый год у ворот

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках для родных, составление письма Деду Морозу, проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями), составление рассказов на тему «Новогодние традиции нашей семьи», акция «Покормим птиц» (вместе с родителями).

Декабрь

Развлечение

Зимние Святки

Знакомство детей с традициями проведения рождественских праздников, колядки, «На Рождественских посиделках»

Январь

Богатыри земли русской

Театрализованное представление, конкурс рисунков, коллаж, знакомство с былинами, легендами. Викторина.

Февраль

Широкая Масленица

Знакомство с обрядами и традициями встречи Масленицы, коллективное изготовление чучела Масленицы, хороводы и игры. Театрализованное представление Масленица

Март

Сороки — птички весне поют заклички

Знакомство детей с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек

Март

Куклы наших бабушек

Беседы о традициях русского народного рукоделия. Конкурс-выставка поделок.

Март

Пасхальные вести

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки.

Беседы о празднике Пасха, раскрашивание яиц, игры с яйцами, изготовление пасхальных открыток.

Апрель

Нет в мире краше — Родины нашей

Конкурсно-развлекательная программа с родителями, знакомство с пословицами и поговорками о Родине, семье, дружбе.

Апрель

Конкурсно — игровая программа

«Русские узоры»

Знакомство с традициями в быту: русский народный костюм, посуда. Выставка аппликаций «Гжель», «Палехские узоры», раскрашек «Хохломская роспись на ложках». Конкурс-выставка на лучшее украшение детьми и родителями поделок русским орнаментом. Викторина «Промыслы России».

Апрель

Развлечение

«Троица»

Беседа о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок»

Май

Конкурсно — игровая программа

«Самовар кипит — уходить не велит»

Знакомство детей с традициями русского чаепития, хлебопечения, русского гостеприимства Знакомство с пословицами и поговорками. Традиции проведения хороводов и русских народных

Май

Семейный праздник

«Красен обед пирогами, река — берегами, а семья — традициями»

Укрепление семейных отношений через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

Май

Кроме праздников проводились конкурсы, игры, викторины, беседы, выставки.

IMG_1831

Рис. 1. Праздник «Яблочный Спас»

DSC07310

Рис. 2. Рождественские посиделки

DSC07005

Рис. 3. Театрализованное представление «Богатыри земли русской»

Для мероприятия «Самовар кипит — уходить не велит», цель знакомство детей с историко-культурной традицией русского народа. Кроме чаепития и сервировки стола, были использованы беседа, загадки, поговорки, рисование, игра, хоровод, чтение художественной литературы: «Забавы вокруг печки» И. Морозова; творческая деятельность: рисование угощений, игра «Сложи салфеточку». Также была организована работа с родителями, они должны были дома провести с ребенком беседу о правилах чаепития и гостеприимства и подобрать пословицы и поговорки по этой тематике.

Цель праздника «Широкая Масленица» — побуждение детей радоваться пробуждению природы, провожать зиму, петь весенние песни. В рамках этого мероприятия были использованы следующие формы работы с детьми: разучивание песен, коллективное изготовление чучела, аппликация «Тарелка с блинчиками», чтение художественной литературы. Родители совместно с детьми приготовили блины на праздник, а также помогали воспитателю в изготовлении чучела и пошива костюмов. Некоторые из них были главными героями в празднике.

H:\Хачевой\P1050286.JPG

Рис. 4. Знакомство с традициями и обрядами проведения праздника «Масленица»

G:\Чудо - масленица 2.JPG

Рис. 5. Праздник «Широкая Масленица»

IMG_1538

Рис. 6. Семейный праздник

«Красен обед — пирогами, река — берегами, а семья — традициями»

Рис. 7. Конкурс-выставка «Куклы наших бабушек»

Содержание всех проведенных мероприятий способствовало расширению знаний о русской народной культуре: дети познакомились с семейными традициями, узнали о русских народных промыслах, об особенностях русских праздников, русских народных игр, познакомились с особенностями русского характера (через знакомство с былинными героями); узнали пословицы и поговорки, характеризующие национальную культуру русского народа.

После проведенной работы мы отметили, что постепенно сведения о родной стране у детей расширяются, такая форма работы с детьми приемлема и эффективна.

Подводя итоги, хочется отметить главное — зародить в душе ребенка великое чувство гордости за свою Родину, страну, за свой народ.

Литература:

  1. Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015г.) /отв. ред. Я. В. Макарчук. — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. — 238 с.
  2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle