Библиографическое описание:

Абдуллаева Ш. И., Сейитниязова А. А., Нурметов М. Р. Ретроспектива формирования и опыта реконструкции садов и парков Узбекистана и г. Ташкента // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1203-1207.



Изучая памятники садово-паркового строительства былых эпох, исследователи находили сведения в письменных источниках лишь о садах имущих классов, хотя, несомненно, создатели их — безыменные мастера-садоводы, по происхождению и социальному положению своему были тесно связаны с трудовым людом. Расплывчатые представления о садах средневекового Востока, отложившиеся в воображении европейцев из сказок Шахерезады и восточной поэзии, еще недавно были характерны для истории садово-паркового искусства. Отчасти это объясняется незначительным числом сохранившихся памятников. Сад при Альхамбре — Дженр эль-ариф («Гепералиф»), к примеру, так искажался, начиная с поздне-ренессанской эпохи, что от былого мавританского парка уцелели единственная аллея стройных кипарисов да узкое зеркало воды, в котором отражен замыкающий ее портик дворца. Парки при некоторых мавзолеях или дворцовых постройках Великих Моголов в Индии представляют лишь незначительную часть огромного числа некогда созданных там садов. Описанию Чарбага в Исфахане посвятили яркие страницы Шардеп, Пьетро де ла Балле, Олеарий и другие путешественники, но Флан-Ден и Кост застают его окончательно заброшенным уже в середине XIX в., а ныне на его месте пролегает торговая магистраль.

С этой точки зрения, сады и парки составляют частицу художественного наследия и народа, так как в них сконцентрированы огромный земледельческий опыт и эстетические замыслы безвестных народных мастеров.

О садах и парках на территории Узбекистана известно из трудов арабских историков Ибн Хаукаля и посла испании ко двору А. Тимура Рьюи Клавихо де Гозалеса и др. путешественников по средней Азии. На основе их рукописей, изображений миниатюр Бабурнаме и архелогических раскопов учёнными В. Л. Вяткиным, М. Е. Массоном, И. А. Сухаревым и Г. А. Пугаченковой было описано устройство садов и парков древней Мараканды и в частности садов Тимуридов вокруг Самарканда (15–16 веков) и сада Чор Баг.

1

Рис. 1. Реконструкция радиационного Чор-Бага по Г. А. Пугаченковой

2

Рис. 2.Реконструкция радиационного Чор-Бага по А. С. Уралову и К. Д. Рахимову

В историческом прошлом сады и парки начали активно строиться в период правления А. Тимура и тимуридов. Как известно, вокруг Самарканда Тимур приказал развести 15 садов, посвященных поэзии, наукам, путешествиям и пр. Дворцово-парковые комплексы А. Тимура носили яркие, тематические названия, парк Мира (боги Олам), парк раскрывающий сердца (боги Дилкушо), парк Ветров (боги Шамол), Новый парк (боги Нав), Нагорный парк (боги Баланд), парк Музыки (боги Наво) и др.

В период завоевания Туркестана Россией в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Коканде и др. исторических городах страны парки и бульвары строились русскими инженерами и архитекторами, преимущественно для элиты русского и узбекского общества. В центре Ташкента были разбиты общественные сады генерал-губернатора Кауфмана и Александровский сад, в прошлом ПКиО им. М. Горького, ныне на его территории находится Хокимиат г. Ташкента.

Первые сады и парки в городах и селах Узбекистана стали строиться в 30 годы прошлого века. Для этого периода был характерен небывалый трудовой подъемом населения.

Одним из первых в 1932 году по проекту арх. М. Семенова (рис. 3, 4, 5), было заложено строительство парка имени «Ленинского комсомола» (ныне Узбекистон миллий боги им. А. Навои). Для парка выбрали территорию недалеко от рынка Бешагач. Парк стал строиться и главным центром композиции парка было искусственное комсомольское озеро, котлован которого с небывалым энтузиазмом строили все жители города. Но так как большая часть нагрузки легла на молодежь, впоследствии озеро назвали Комсомольским и дало одноименное название парку. Парк был открыт для публики в 1937 году. Площадь водной поверхности парка составила — 9 га, а общая площадь парка около 25 га. Сейчас общая площадь парка составляет около 65 га. В композиционно-планировочное и композиционно-пространственное решение парка архитектор М. Семенов, заложил ландшафтный принцип. И хотя за немногими исключениями строительство парков подошло только к самым простейшим формам освоения парковых территорий, и лишь в немногих парках были созданы лишь небольшие фрагменты парковой архитектуры, еще не было художественно целостных парковых ансамблей.

Описание: Парк Л

Рис. 3. План парка им Л. Комсомола, арх. М. Семенова, 1932 г.

Описание: Фархадская ГЭС1

Рис. 4. Рытье котлована под озеро комсомольцами

Описание: Комсомольское озеро в Ташкенте1

Рис. 5. Открытие парка им. Л. Комсомола, фото Макса Пенсона1937 год

Задачи большой парковой архитектуры, заложенные в новом содержании социалистического парка и частично разрешенные в проектных предположениях, в первые годы советской власти был весьма недостаточен для полного разрешения всех задач, поставленных перед советскими паркостроителями; полноценное освоение территории на которых строились парки требовало нескольких десятков лет. И эти года настали. В начале ХХ века было характерно безудержное стремление к знаниям, культурным ценностям и общим делам. Взрослые, молодежь и дети занимались в разнообразных кружках и библиотеках-павильонах на открытом воздухе. В вечернее время парки оживали для массовых гуляний, в концертных представлений на площадках зеленых театров, в них устраивались праздники и карнавалы, парки были самыми оживленными местами городов. Люди приходили сюда «на других посмотреть и себя показать». Гуляние по паркам сопровождалось игрой духового оркестра, всеобщим весельем и радостью.

Описание: комс

Рис. 6. Вид парка в 60-ые годы ХХ века

Рис. 7. Виды парка в 60-ые годы ХХ века

Просвещение и воспитание населения в парках было первостепенным,вплоть до периода 70-ых годов прошлого века парк был излюбленным местом отдыха жителей города. Ныне он потерял свое прежнюю пейзажно-художественную привлекательность, т. к. пейзажный стиль требует постоянного внимания — корректировки форм растущих деревьев и обновления кустарниковой, почвопокровной и постоянной смены цветочной растительности. При отсутствии должного ухода, своевременной ландшафтной рубки стареющих деревьев и кустарников, подсадки молодняка, корректировки композиции растений, заботы о сохранение многоплановости пейзажных картин и пр. разрушение пейзажной ценности неизбежно.

Литература:

  1. Пуганченкова Г. А. Среднеазиатские сады и парки XV века.
  2. Адилова Л. А. Ландшафт архитектураси. Ўқув кўлланма. ИПТД «Узбекистан», Ташкент, 2009.
  3. Жирнов А. Д. «Искусство паркостроения», Львов. Высшая школа. 1977.
  4. Вергунов А. П. «Архитектурная композиция садов и парков». Под общей ред. М., Стройиздат, 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle