Библиографическое описание:

Фэн Ц. Принципы семантизации художественного стиля современного китайского художника Автономного Района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики Юнь Си Вана // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 1092-1096.



Статья посвящена исследованию принципов художественного творчества современного китайского художника АРВМ КНР Юнь Си Вана. На основе изучения теорий стиля, художественного стиля и творчества раскрыты социокультурные принципы семантизации художественного стиля.

Актуальность исследования. Обсуждение проблем эволюции индивидуального стиля художника занимает в последнее время значительное место в отечественном и зарубежном искусствоведческом дискурсе. Это связано с острой актуальностью вопросов стиля, художественного стиля, художественного творчества, поднимаемых исследователями. К ним относятся В. Вельфлин, А. Ф. Лосев, А. Н. Соколов, А. Н. Литвинов и др.

А. Ф. Лосев дал классификацию первичных моделей художественного стиля и примеры современных классификаций художественных стилей [4]. Весомый вклад в разработку теории художественного творчества внесли М. В. Семенова [5]. Несмотря на значительный вклад вышеназванных исследователей в разработку и изучение художественного стиля, так и в исследовании художественных процессов, вопрос о социокультурных механизмах семантизации художественного творчества остался открытым.

В нашем исследовании особую роль играют труды А. Н. Соколова «Теория стиля» и Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве». А. Н. Соколов, исследуя стиль как художественную и эстетическую закономерность, отмечает, что в соотношении элементов целого в искусстве (произведение, творчество, направление) выражается определенный художественный закон [6, с. 34]. Стиль творчества художника — это не все его творчество, а проявляющаяся в нем художественная закономерность. Художественная закономерность стиля основывается на закономерности идейной. Поэтому полное понимание художественного смысла стиля достигается только при обращении к его идейным основам [6, с. 42]. Искусствоведческая концепция стиля как эстетической категории и художественной системы получила развитие в трудах А. Ригля «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908), Кон-Винера «История стилей изобразительных искусств»(1910), Г. Вельфлина «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве» (1915) [4, с.9].

В своих стилевых анализах Г. Вельфлин, изучая противоположные принципы стиля как линейность и живописность, плоскостность и глубинность, тектоничность и атектоничность (замкнутая и открытая форма), множественность и единство, ясность и неясность, показывает закономерные сочетания этих принципов в соответствующих стилевых системах. Так, живописность несовместима с плоскостностью и требует глубинности, а вместе с последней тяготеет к атектоничности [4, с. 30]. Такой стилевой системой является художественная система китайского художника Автономного района Внутренняя Монголия КНР Юнь Си Вана.

Юнь Си Ван (р. 1953) — художник из города Хух хото. Прекрасно владеет искусством рисования масляных и акварельных рисунков. Закончил институт искусств педагогического университета Внутренней Монголии, ныне является директором выставочного павильона искусств в данном учебном заведении, доцентом института искусств.

Уникальный стиль написания акварельных рисунков Юнь Си Вана начал проявляться после показа акварельной картины «Возвращение» на VI всенародной художественной выставки, состоявшейся в 80-е годы XX в.

u=1365052486,4227736730&fm=21&gp=0

«Возвращение» акварель 80x100, 1995г В 1986 году он отправился учиться искусству написания акварельных рисунков в Нанкинский педагогический университет. Он упорно обучался художественному мастерству, непрестанно добивался совершенства, постоянно изыскивал законы развития акварельных картин и языка живописи. Следует отметить, что высокое небо и отдаленные земли, снежные и песчаные бури Ордоса, безграничные широты северо-юга горы Иньшань, долины и стада степи Шилин-Гол, домики западных деревень, заложили в нем искреннюю любовь к красоте природы, красоте выразительности и тишины. Всё это заставило его неустанно изображать своей кистью степи, восхвалять жизнь в степи, создавая традиционные картины, отражающие веяния Внутренней Монголии.

В его картинах нет ветренности и хвастовства, но своими богатыми красками, гладкими движениями кисти, умелым созданием форм, он демонстрирует свой талант и мастерство. Он не забегает вперёд, и не торопится добиться успеха, но в то же время он умеет и скрывать и раскрывать индивидуальные качества. При написании картин он никогда не вникает в детали, а обращает особое внимание на то, чтобы его образы были живыми и вся картина даровала людям чувство бдительности и быстроты в делах.

u=804989549,1974185721&fm=15&gp=0

«Река Аргунь» акварель 50x65 2001г

В картине «Река Аргунь» в прозрачном и нежно-сером небе видна стая птиц, летящих вблизи и вдали, проносясь с неба, избавляя картину от большого серого однообразия, и оживляя всю картину и привлекая к ней внимание. Посередине хаотично расположены высокие и низкие, светлые и темные деревья. Несмотря на то, что мы не углубляемся в гравировку картин, однако среди оттенков, имеющих удивительные изменения, видны даль и близь, редкое и густое. Художник обращает внимание на гармонию и единство всех оттенков. Он выделил расстояние между ближним, средним и дальним фонами картины, кроме того не закрашенная часть рисунка наполняет произведение поэтичностью. Во всех других его трудах можно заметить эту особенность.

Юнь Си Ван использует технику гохуа, что придает его картинам идеальную и реальную красоту.Эта особенность явно выражена в произведениях «Дух высокогорья», «Весенний снег за пределами Монголии», «Река Аргунь» и «Возвращение». В картине «Дух высокогорья» в обработке фона использована традиционная техника написания китайских картин гохуа с целью придания чувства ритма изменения рисунка и удивительного единства цвета с черным тоном.

Нельзя не отметить, что любовь к природе и умение оживлять изображаемый объект — отличительные черты живописного наследия Юнь Си Вана. Картина «Весенний снег за пределами Монголии» больше похожа на пейзаж, изображенный тушью. Небо, занимающее больше половины полотна, представляет красивую композицию на фоне темных и светлых оттенках серого. На месте ущелья, изображенного различными густыми и бледными тонами, наложен слой черного цвета. При помощи холодных и теплых оттенков черного изображен плотный и редкий, близлежащий и отдаленный лес. Данная картина полна монохромическим очарованием китайских национальных картин.

Повышенная выразительность живописных работ Юнь Си Вана обусловлена многолетним упорным трудом, стремлением к совершенству и натренированности в технике написания акварельных рисунков, к единству рук и идей, духа и чувств, к сдержанности и опытности. В картинах «Возвращение пастуха» и «Покинутая» в светло-голубом небе свисают яркая луна и облака, подобные дымке. Подобные воде лучи луны падают на степи, освещая путь поздно возвращающегося пастуха. Раскинутые на четыре стороны одинокие пастбища в степи придают тишину и безмятежность.

Формирование художественного стиля Юнь Си Вана происходит под сильным влиянием условий степной жизни, об этом свидетельствуют круг сюжетов и характер живописных приемов. Идеальное и идиллическое начала живописи выражены в изображении луны, сокрытой густыми и бледными облаками. Его мастерство находится в единстве с выражаемыми мыслями и чувствами.

Утверждение образа родной природы, чувства природы как эстетической ценности представлено рядом работ. Картина «Песня пастуха», отмеченная бронзовой медалью на третьей всенародной выставке акварельных рисунков, является представительным трудом Юнь Си Вана. В небе с тусклыми густыми облаками стадо коров движется в одном направлении. Синтез и полнота их крепких и сильных телосложений, их продуманное расположение на заднем и переднем плане, и в целом выражение оригинальной композиции и богатой гармонии красок, дают нам почувствовать единство гармонии природы и животных.

В стиле Юнь Си Вана художественный канон в рельефном и живописном изображении выражан распластанностью фигур человека и животных на плоскости, особым положением тела, системой пропорций, иерархией размеров. Особенно ясно очерчена фигура степняка.

C:\Users\Administrator\Desktop\u=993584676,2724491407&fm=21&gp=0.jpgu=993584676,2724491407&fm=21&gp=0

«Душа степняка» акварель40х65 2006г

Объемность фигуры обозначает широту души человека степной культуры. Линия выступает как главное средство выразительности и гармонии цвета. Изображение животных при помощи акварельных красок придает ощущение выпуклости и объемности.

Таким образом, особенностями живописи Юнь Си Вана в отличие от стилей других китайских художников являются приемы сентиментализма: пейзажный фон, тихая мечтательность, естественность, лиризм эмоционального строя, сосредоточенность на внутреннем состоянии образа, совмещение показа природа и бытовых сцен: «Степь», «Пейзаж» и др.

4cb29d31t7bee8e2c7e36&690

«Пейзаж»акварель 100х123 2011г

u=4285662830,3635923670&fm=15&gp=0

«Степь» акварель 80х110 2003г

Пластическая активность формы для эмоционально-смысловой идейно-образной наполненности, динамичности художественного языка.

Благодаря синтезу техник гохуа и живописи акварелью Юнь Си Ван добился значительных успехов. Его произведения были отмечены на VI, VII и VIII всекитайских выставках изобразительного искусства. На I, II и III выставках его картины, написанные акварелью, получили серебряную, бронзовую медали и премию «Золотая лошадь». За последние 30 лет Юнь Си Ван создал множество прекрасных произведений.

Рассматривая исследовательскую литературу, оценивающую состояние художественного стиля современного китайского художника АРВМ КНР Юнь Си Вана, можно выделить такие принципы семантизации его художественного стиля, как линейность и живописность, плоскостность и глубинность, тектоничность и атектоничность (замкнутая и открытая форма), множественность и единство. Они проявляются в синтезе техник гохуа и живописи и приемах сентиментализма.

Литература:

  1. Визуализация пастбищ Внутренней Монголии. Издательский дом Центрального университета по делам национальностей, 2002. 63с.
  2. Искусство. Гранд. Издательство изобразительных искусств. Ляонин. 2012. 72с.
  3. Литвинов А. Н. Художественный стиль как феномен культуры. Автореф. Дисс. к. филос. Наук. Киев, 1992. 18с.
  4. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — К.: «Kollegium», «Киевская академия евробизнеса», 1994. 288с.
  5. Семенова М. В. Художественное творчество в контексте культуры: субъектные составляющие новоевропейской художественной культуры. Автореф. дисс. к.культ. Екатеринбург, 2011. 23с.
  6. Соколов А. Н. Теория стиля. М.: Издательство «Искусство», 1968. 224с.
  7. 中国水彩艺术中国美术学院出版社2014.8–56c
  8. 民族艺术研究云南省民族艺术研究所2010.10.63c
  9. 艺术教育首都师范大学2003.06.53c
  10. 美苑 鲁迅美术学院 2008.1.23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle