Библиографическое описание:

Фарафонтова О. А., Козлова Е. В. Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 718-720.



Нелегкие времена переживают учебные заведения системы образования. Рыночная экономика неумолимо и безжалостно вторглась в нашу жизнь, безжалостно разрушив привычные каноны и традиции, общественные связи и просто нормальные человеческие отношения. Множество причин повлияло на качество проведения занятий, а ведь урок признан всеми, основной формой обучения. Все это, естественно, присуще и физическому воспитанию студентов. И все-таки, несмотря ни на какие трудности и преграды, школы, колледжи и вузы функционируют, педагоги несут свой нелегкий труд, и ежегодно из стен учебных заведений вступают во взрослую жизнь новые отряды молодежи. Представляем вам один из инновационных методов обучения — метод Кейс-стади, применяемый на занятиях по физическому воспитанию. Метод Кейс-стади выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группах и взаимный обмен информацией. Метод Кейс-стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств учащихся. Метод Кейс-стади выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии посредствам совместной деятельности учащихся идет процесс разрешения имеющейся проблемы. В Кейс-стади основанием для выявления проблемы и поиска путей ее решения служит Кейс, который выступает одновременно и в виде технического задания, и источника информации для создания вариантов эффективного действия. Кейс-стади, как метод реализует следующие функции:

 обучающую: закрепление знаний по изученному материалу, ознакомление со схемами анализа практических ситуаций, отработка умений и навыков, индивидуального и группового решения проблем и принятия решений;

 развивающую: развитие познавательных и творческих способностей, логического мышления, речи, способности адаптироваться;

 мотивационную: стимулирование готовности к новому, самостоятельному принятию решений;

 воспитывающую: формирование ответственности, самостоятельности, коммуникативности, рефлексии;

 контрольно-аналитическую: проверка качества усвоения учебного материала. Источниками кейсов является общественная жизнь во всем ее проявлении, многообразии и науке. Кейсы классифицируются на:

  1. Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  2. Кейсы, обучающие анализу и оценке;
  3. Научно-исследовательские кейсы.

Практические кейсы.

Основная задача: детально отразить жизненную ситуацию. Такие кейсы максимально наглядны и детальны.

Кейсы, обучающие анализу и оценке:

 Отражают типовые жизненные ситуации, с которыми придется столкнуться специалисту в своей профессиональной деятельности.

 Отражение жизни — с большими элементами условий, на первом месте — обучающие и воспитательные цели.

Научно-исследовательские кейсы: строятся по принципам исследовательской модели. Используются не для обучения, а для повышения квалификации и переподготовки профессионалов. Ситуация — случай, проблема из реальной жизни. Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или ситуации участников. Комментарии ситуации — вопросы или задания для работы с кейсом, приложения.

При использовании Кейс-стади, преподаватель помогает учащимся:

 изучить все аспекты вопроса, ситуации, проблемы предлагаемых практических приемов и методов;

 изменить существующие мнения или представления;

 развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые;

 разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые могут помочь им в работе.

Как выбрать кейс? Хорошая фабула, вызывает интерес, хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет, хорошо подобранный кейс вызывает сопереживание действующим лицам, хороший кейс содержит проблемы, понятные учащимся.

Метод Кейс-стади № 1. Практический кейс (отражает абсолютно реальные жизненные ситуации). Рассказ: «Хитрит? или болен?» На практическом занятии преподаватель определил цели и задачи. Когда подошло время для развития обшей физической подготовки, преподаватель использовал метод «Круговой тренировки». Прохождение 5-ти станций было трудным, но интересным заданием:

  1. прыжки через скакалку в быстром темпе — 30 раз.
  2. отжимание в упоре о гимнастическую скамейку — 10 раз.
  3. прыжки через препятствие — 20 раз.
  4. поднимание ног в висе на шведской стенке — 10 раз.
  5. лазанье (на радуге) на руках — 3 м.

На одном из этапов (3) студентка перепрыгнула 3 раза и перешла на следующий этап, на 5 этапе, она не смогла дойти до конца. При повторном прохождении круга студентка села на скамейку. Вопросы, которые появились в ходе выполнения задания. Вопрос: почему она села на скамейку? (Поочередно все высказывают своё мнение).

  1. Преподаватель позвал студентку. Вопрос: «Что сказал педагог?»
  2. Преподаватель сделал замечание студентке, и попросил продолжить задание. Вопрос: «Что ответила студентка преподавателю?» Ответы студентов: студентка высказала мнение о том, что ей трудно, она сегодня больна, у неё болит живот. Действия педагога. Вопрос: «Действия педагога?» Например:

 Педагог проверил пульс.

 Педагог сказал, что она хитрит.

 Педагог не обратил внимание.

 Педагог отправил студентку к врачу.

 Педагог заставил продолжать выполнять задание.

 Педагог громко при всех высказал негативное суждение о студентке — «слабая, дохлая».

Закончилось занятие. Педагог подводит итоги. Оценивает студентов. Практические занятия в форме Кейс-стади целесообразно рассматривать как дополнение лекционного курса. Желательно объяснить общие проблемы данной темы, дать широкий спектр информации, включая и те сведения, которые не заложены в материалы кейса. Лекция и кейс образуют как бы единое целое, эффективность каждого из этих видов занятий в отдельности снижается, если не провести другое.

Ведется и внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Существует неразрывная связь урочной и внеурочной работы. Умения и навыки, полученные студентами на занятиях, интерес, заложенный у них на занятиях физической культурой, являются определяющими и во включении студентов во внеурочную физкультурно-спортивную работу.

Метод Кейс-стади № 2. Вопрос: какова физкультурно-спортивная работа в новых условиях, что сейчас характерно для нее? Ответы студентов: …

Вопрос: Назовите основные направления в организации внеурочной работы. Ответы студентов: …

Преподаватель: определенно, можно выделить три таких направления:

  1. Преподаватели используют различные виды и средства — как традиционные, так и новые, не отдавая предпочтения какому-либо из них;
  2. Применяя несколько форм работы, преподаватели все же особый акцент делают на какой-то один из них;
  3. Внеурочная работа главным образом строится на одном виде физкультурно-спортивной деятельности или виде спорта.

Вопрос: формы подготовки? Ответы студентов: …

Преподаватель: формы подготовки самые разные — аэробика, шейпинг, гимнастика, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, турниры по армрестлингу, внеурочные секции по искусству рукопашного боя и восточным единоборствам и даже занятия боксом, турпоходы, первенства среди факультетов, «Кубок здоровья», «Школа выживания» и т. д. Вопрос: можно ли согласиться с педагогами, ссылающимися на безразличие студентов к участию во внеурочных мероприятиях? Ответы студентов: …

Преподаватель: «В каждом студенте, даже самом неуклюжем с виду тихоне, не говоря уже о физически одаренных, скрыты спортивная страсть, моторчик, которые необходимо помочь осознать и завести в прямом и переносном смысле. Обязательно создав, конечно, условия для реализации интересов студентов». Бесспорно, сделать это непросто. Вопрос: Действия педагога? Ответы студентов: …

Преподаватель: педагогу для этого необходимо быть и учителем, и психологом, и пропагандистом, и фантазером. И передовым педагогам это удается. Чем больше студентов мы охватим физкультурно-спортивной работой, тем больше нас будут искренне уважать, тем больше нам удастся выпустить из вузов разносторонне воспитанных личностей. А это так важно на современном этапе. Кейс-стади является важной формой совершенствования образовательного процесса. Он позволяет:

 применить результаты обучения в практической деятельности;

 получить опыт позитивного решения учебных задач;

 сплотить группы студентов путем совместной деятельности, направленной на решение поставленной проблемы.

Литература:

  1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент, 2005.
  2. Вейт М. А. Технологическая организация непрерывного профессионального образования оптимальное условие развития инновационных процессов. Теория и методика образования. История и современность. — Липецк, 2001.
  3. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие. Под. ред. А. П. Трапициной. СПб.: КАРО, 2006.
  4. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005.
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005.
  6. Прохоровой М. В., Катрич Е. В., Фёдорова Д. Ю. Характеристика педагогической позиции специалиста по физической культуре учебных заведений нового типа. Санкт-Петербург, 1995.
  7. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно — методическое пособие. Под. ред. А. П. Трапициной. СПб.: КАРО, 2006.
  8. Теория и технология обучения. — М.: Высшая школа, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle