Библиографическое описание:

Коваль А. Н., Малыгина А. Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 645-648.



В статье анализируется влияние систематической работы учителя по созданию ситуации успеха у первоклассников на успешность адаптации к школьному обучению. Рассматриваются некоторые «приемы», позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Представлены данные исследования, подтверждающие предположение о том, что ситуация успеха — предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению.

Ключевые слова: первоклассники, ситуация успеха, школьное обучение, адаптация.

В настоящее время, как и во все предыдущие периоды, первоклассники, переступая в первый раз порог школы, полны надежд на признание и уважение их сверстниками, на лёгкое усвоение нового материала. Однако, многие из «вчерашних» дошкольников не знают, что игр, к которым они так привыкли, больше не будет, вместо этого их ждут: новые правила, режим; учитель, которого нужно слушаться; сверстники — которые относятся не так доброжелательно, как бы этого хотелось…

Именно поэтому так часто возникают вопросы у родителей первоклассников: Почему ребенок в скором времени теряет интерес к обучению в школе? Почему он порой и вовсе замыкается в себе и отказывается посещать образовательное учреждение? Хороший ли учитель «достался» их ребенку? Какие методы он использует в своей работе и какое настроение он создает у ребенка на уроке и вне его?

Считаем, что выбор учителем методов и форм работы с первоклассниками играет первостепенную роль для формирования интереса учеников к учебе, а так же предпосылок к успешной адаптации.

Адаптация к школе — это привыкание к новым условиям, которые каждый ребенок переживает и осознает по-своему. В норме период адаптации длится 6–7 недель [3]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что адаптация первоклассника к школе будет проходить более успешно, если педагог обеспечит ситуацию успеха и самореализации. В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения [5]. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Успех в учении — это единственный источник внутренних сил и желания к достижению новых знаний. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Когда ученик переживает ситуацию успеха, у него повышается мотивация учения, он чувствует удовлетворение от учебной деятельности. Ощущая себя успешным, первоклассник приобретает значимость в глазах сверстников, уверенность в своих действиях, снимает состояние тревожности и страха перед публичными выступлениями и др., тем самым успешнее проходя адаптацию к школьному обучению [2].

Существует различные приемы, которые помогают создавать ситуацию успеха при обучении в школе. Одним из таких «приемов» выступает дифференциация обучения, главным признаком которой является создание разноуровневых групп обучающихся с определенной целью. Данный подход базируется на различиях в задатках и способностях младших школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в своих силах [1].

Еще одним действенным педагогическим приемом создания ситуации успеха выступает предоставленная ученикам возможность выбора предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции тревожности по поводу отметки может использоваться прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки, облегчая адаптацию к школьному обучению.

Значительно снизить напряжение, тревожность и неуверенность в своих силах ребенку поможет использование педагогом коллективных форм обучения. Ведь вероятность выполнить работу успешнее будет в паре, нежели по одному. Подобная форма создания ситуации успеха не только снижает эмоциональное напряжение, но еще способствует созданию благоприятного микроклимата в малых группах и сплочению коллектива [6].

Не малую помощь и педагогу, и ученикам окажет акцентирование успехов каждого обучающегося и отслеживание его продвижения в учебной деятельности. Целесообразно с первого класса каждому ученику индивидуально завести папку «Мои успехи и достижения», в которую вкладывать наиболее успешные работы, признанные окружающими. Подобное портфолио следует составлять на протяжении всего обучения в школе. Каждому ученику хочется, чтобы его папка была самой наполненной, поэтому у школьников есть мотив совершенствоваться и становиться успешнее в глазах сверстников.

С целью подтверждения гипотезы о влиянии ситуации успеха на адаптацию первоклассников к обучению, нами был использован проективный тест «Домики» О. А. Ореховой [4].Он позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Это, на наш взгляд, поможет сравнить и выяснить, влияет ли создание ситуаций успеха на успешную адаптацию школьников или нет. Тест проводился в двух классах. В одном из них — педагог целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого ребенка в классе, а в другом — учитель не акцентировал на этом внимание, лишь иногда прибегая к охарактеризованным выше «приемам».

Для проведения методики школьникам раздавались листы и цветные карандаши: синего, красного, желтого, зеленого, фиолетового, серого, коричневого и черного цветов. Процедура исследования состояла из 3 заданий. В первом задании перед детьми стояла задача раскрасить 8 прямоугольников любым цветом. Во втором задании детям представлены домики, в которых живут их чувства. Чувства назывались по порядку (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение) и дети раскрашивали их. В третьем задании — по очереди читались предложения, и первоклассники должны были подобрать соответствующий, по их мнению, этому предложению цвет. Обозначения домиков: 1) цвет твоей души; 2) твое настроение, когда идешь в школу; 3) твое настроение на уроке чтения; 4) на уроке письма; 5) на уроке математики; 6) твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем; 7) твое настроение, когда общаешься с одноклассниками; 8) твое настроение, когда находишься дома; 9) твое настроение, когда делаешь уроки. Процедура обработки методики начинается с первого задания. Чтобы вычислить аутогенную норму, то есть индикатор социального благополучия, нужно вычислить сумму цветов каждого домика, раскрашенного ребенком. Черный цвет — 4 балла, коричневый — 3 балла, серый — 3 балла, фиолетовый — 2 балла, синий — 2 балла, красный — 2 балла, зеленый — 1 балл, желтый — 1 балл. Задания № 2 и № 3 расшифровывают эмоциональную сферу ребенка и дают ориентацию в проблемах адаптации. В задании № 2 в норме считаются основные цвета, негативные — коричневый и черный. Задание № 3 направлено на расшифровку отношения ребенка к себе, школе, учебной деятельности, учителю и одноклассникам. При наличии проблем в какой-либо сфере, ученик раскрашивает домик в негативные цвета.

В исследовании принимали участие первоклассники 1 «А» класса в количестве 21 человека и ученики 1 «Б» класса в количестве 22 человек. Диагностическое исследование проводилось в начале ноября 2015–16 учебного года. Результаты диагностики представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Выявление адаптации кучебному процессу упервоклассников

Критерии

1 «А» (создание ситуаций успеха),%

1 «Б» (традиционная система обучения),%

Физиологический компонент адаптации

1 «А»

1 «Б»

Аутогенная норма

  • Больше 20 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  • 10–18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  • Менее 10 — Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Больше 20 баллов — 5 человек (23,5 %)

От 10 до 18 баллов — 9 человек (42,3 %)

Менее 10 баллов — 7 человек (32,9 %)

Больше 20 баллов — 8 человек (36 %)

От 10 до 18 баллов — 9 человек (40,5 %)

Менее 10 баллов — 5 человек (22,5 %)

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 19 человек (89,3 %)

частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 2 человека (9,4 %)

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 16 человек (72 %)

частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 6 человек (27 %)

Эмоциональная сфера

У 17 человек –позитивные чувства (79,9 %)

У 4 человек –негативные чувства (18,8 %)

У 14 человек –позитивные чувства (63 %)

У 7 человек –негативные чувства (31,5 %)

Отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю, одноклассникам

15 человек с положительным отношением к школе (70,5 %)

4 человека с амбивалентным отношением (18,8 %)

2 человека с негативным отношением (9,4 %)

11 человек с положительным отношением к школе (49,5 %)

5 человека с амбивалентным отношением (22,5 %)

4 человека с негативным отношением (18 %)

По результатам диагностики среди учеников 1 «А» класса только у 5 человек (23,5 %) имеются трудности и переживания и лишь у 2 человек (9,4 %) негативное отношение к школе. А среди учеников 1 «Б» класса плохое настроение и трудности имеют уже 8 человек (36 %) и 4 человека (18 %) настроены негативно по отношению к школьному обучению. Число не адаптировавшихся или частично адаптировавшихся учеников в 1 «А» классе было значительно ниже, чем в 1 «Б» классе. В классе, в котором ситуации успеха создавались целенаправленно, уровень аутогенной нормы, эмоционального состояния и в целом отношение к школе, учителю и сверстникам, значительно отличается от класса, в котором использовались с традиционные методы и приемы работы, в положительную сторону.

Отсюда можно сделать вывод, что в классе, в котором учитель целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого первоклассника, уровень успешной адаптации выше, чем в классе, в котором подобная работа проводилась бессистемно.

Таким образом, создание ситуации успеха — это не только метод, делающий урок интереснее, разнообразнее, повышающий самооценку, создающий уверенность в своих силах, улучшающий взаимоотношения в классе, но и — предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению. Создание ситуации успеха помогает решить ребенку многие личностные трудности: застенчивость, неуверенность в себе, помогает улучшить отношение к обучению в школе, учителю, выстроить положительные взаимоотношения со сверстниками и создать оптимистичный настрой на будущее.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989.- 355 с.
  2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:«Просвещение», 1991.- 169 с.
  3. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С. А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995.-182 с.
  4. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.- 176 с.
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988.- 272 с.
  6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974.- 569 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуации успеха, ситуацию успеха, успешной адаптации, школьному обучению, предпосылка успешной адаптации, ситуация успеха, Создание ситуации успеха, создания ситуации успеха, учебной деятельности, успешной адаптации младших, адаптации младших школьников, созданию ситуации успеха, ученику ситуацию успеха, влиянии ситуации успеха, создание ситуации успеха, зрения ситуация успеха, плохое настроение, успешной адаптации первоклассников, создание ситуаций успеха, Ситуация успеха.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle