Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих психическими расстройствами непсихотического характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трухачева, О. В. Психологическая коррекция агрессии у лиц, страдающих психическими расстройствами непсихотического характера / О. В. Трухачева, В. А. Куташов, А. С. Самсонов, Т. Ю. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 446-455. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27302/ (дата обращения: 19.04.2024).



Непсихотические расстройства характеризуются адекватностью психических реакций по содержанию, часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность. [14] У многих пациентов поводом для проявления реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте, раздражители и ситуации, сохранением критичности, ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений. [13]

Наличие у пациентов психоневрологического диспансера психических расстройств непсихотического характера значительно ограничивает их активность в повседневной жизни, усиливает выраженность тревожных, депрессивных, эмоционально-лабильных и аффективных расстройств, утяжеляет и увеличивает сроки реабилитации в восстановительный период. [20]

Ключевые слова: агрессивное поведение, непсихотические расстройства, психологическая коррекция, АРТ-терапия, когнитивно -поведенческая терапия.

Актуальность.

Широкое распространение психосоматических расстройств, в классическом понимании, такие как тревожных, депрессивных, аффективных, панических, ипохондрических, эмоционально-лабильных расстройств, является существенной проблемой современной медицины в связи с их хроническим течением и значительным нарушением качества жизни больных.

Считается, что примерно у 30 % взрослого населения в силу разных жизненных обстоятельств возникают непродолжительные депрессивные и тревожные эпизоды непсихотического уровня, из которых диагностируются не более 5 % случаев. «Субсиндромальные» и «донозологичные» изменения психической сферы, чаще проявления тревожности, которые не соответствуют диагностическим критериям МКБ — 10, вообще остаются без внимания специалистов в области психического здоровья. Такие расстройства, с одной стороны, объективно трудные для обнаружения, а с другой стороны, лица, которые находятся в состоянии легкой депрессии или тревоги, редко инициативно обращаются за медицинской помощью, субъективно расценивая свое состояние, как чисто личную психологическую проблему не требует врачебного вмешательства. Однако субсиндромальные проявления депрессии и тревоги, по наблюдениям врачей общей практики, существуют у многих пациентов и могут существенно влиять на состояние здоровья. Среди выявленных психических расстройств удельный вес невротических, связанных со стрессом расстройств составила — 43,5 % (пролонгированная депрессивная реакция, расстройство адаптации с преобладанием нарушения других эмоций) соматизированное, ипохондрическое, паническое и генерализованное тревожное расстройства, аффективных — 24,1 % (депрессивный эпизод, рекуррентное депрессивное расстройство), личностных — 19,7 % (зависящее, истерическое расстройство личности), органических — 12,7 % (органическое астеническое расстройство) расстройств. [8,10,12] Как видно из полученных данных, у пациентов молодого возраста с психосоматическими заболеваниями преобладают функционально-динамические психические расстройства невротического регистра над органическими неврозоподобными расстройствами.

В зависимости от ведущего психопатологического синдрома в структуре непсихотических психических расстройств у больных с психосоматическими заболеваниями: больные с осевым астеническим синдромом — 51,7 %, с преобладанием депрессивного синдрома — 32,5 %, с выраженным ипохондрическим синдромом — 15,8 % от числа больных с НППР. [11]

При психологических исследованиях у таких пациентов очень часто встречается высокий уровень агрессии. Частым выходом по ее снижению являются различные психокоррекционные методы.

Таким образом, необходимость проведения психокоррекционной работы по нивелированию агрессии у лиц с тревожно-депрессивными, паническими, ипохондрическими расстройствами является актуальной. [3,15]

Основой терапевтической тактики при психосоматических расстройствах было комплексное сочетание биологического и социально реабилитационного влияния, в котором ведущую роль занимала психотерапия и психологическая коррекция.

Материал и методыисследования.

Исследование проводилось в г. Воронеже 2015 г. на базе КУЗ ВО ВОКПНД.

В ходе исследования было протестировано 45 человека.

Ко всем испытуемым были предъявлены одинаковые требования и соблюдались одинаковые условия:

Испытуемые входят в число одной группы.

Возраст испытуемых составил категорию от 25 до 58 лет.

Среди обследованных пациентов 25 женщин и 20 мужчин.

Исследование проводилось в привычных для испытуемых условиях, на заполнение бланков было отведено одинаковое количество времени.

Из исследования исключались лица с признаками хронических психических заболеваний.

Среди обследуемых пациентов по поводу агрессивного поведения в группе из 45 человек, из числа больных психоневрологического диспансера встречаются пациенты с диагнозом по МКБ-10. (F- 06.61- 19 чел, F- 41.2- 15 чел, F- 32.11–6 чел, F- 06.822–5 чел).

При планировании и проведении настоящего исследования в качестве основного метода исследования был выбран клинический.

Все пациенты обследованы с помощью клинического психологического метода.

Для выявления уровня агрессивности были выбраны следующие методики:

  1. Тест по изучению типов личности Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI).
  2. Тест Руки Вагнера.
  3. Тест «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина.
  4. Личностный опросник Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента и уровень нейротизма).

Результаты иих обсуждение.

  1. Анализ данных, полученных по изучению типов личности Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI) [9]

Анализ данных, полученных по результатам ответов испытуемых на вопросы, показал, что среди пациентов, принимавших участие в исследовании, встречаются лица с депрессивным (10 %), эмоционально- лабильным (32 %), тревожным (25 %) и аффективным (неустойчивым)типом (33 %) личности, что позволяет прийти к выводу: в данной группе преобладают лица с эмоционально-лабильным и аффективным (неустойчивым) типом личности.

В приведенных ниже диаграммах показаны количественные данные по каждому типу личности, выявленному в опрошенной группе взрослых.

Таблица 1

Изучение типов личности по опроснику личности MMPI

Типы личности

%

Уровень агрессии

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Уровень нейротизма

Депрессивный тип

10

36

39

43

18

Эмоционально- лабильный тип

32

36

39

47

15

Тревожный тип

25

38

49

57

17

Аффективный (неустойчивый) тип

33

34

44

52

18

Рис. 1. Депрессивный тип личности

Рис. 2. Эмоционально-лабильный тип личности

Рис. 3. Тревожный тип личности

Рис. 4. Аффективный (неустойчивый) тип личности

Вывод: у лиц с депрессивным типом личности выявлено высокий уровень агрессии в сочетании с умеренной личностной и ситуативной тревожностью и нейротизмом высокого уровня.

У лиц с эмоционально-лабильным типом личности выявлено высокий уровень агрессии в сочетании с умеренной ситуативной и высокой личностной тревожностью и высоким уровнем нейротизма.

У лиц с тревожным типом личности высокий уровень агрессии в сочетании с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности и высоким уровнем нейротизма.

У лиц с аффективным (неустойчивым)типом личности выявлено высокий уровень агрессии в сочетании с умеренной ситуативной и высокой личностной тревожностью и высоким уровнем нейротизма.

  1. Анализ данных, полученных по изучению уровня агрессии. Тест Руки Вагнера [3]

Анализ данных, полученных по результатам ответов испытуемых на вопросы, показал, что у всех типов преобладает высокий уровень агрессии (от 34–38). Наиболее высокий уровень агрессии 38 балов выявлен у тревожного типа личности. Наиболее низкий уровень агрессии выявлен у аффективного типа личности, а эмоционально-лабильный и депрессивный типы личности занимают среднее положение по уровню агрессии. В приведенных ниже рисунках показаны наглядно данные полученные после обработки данной методики.

Рис. 5. Уровень агрессии по типам личности

Таблица 2

Изучение уровня агрессии по тесту Руки Вагнера В баллах

Тип личности

Уровни агрессии

Низкий

0–10

Средний

11–20

Высокий

21–40

Депрессивный тип

36

Эмоционально-лабильный тип

36

Тревожный тип

38

Аффективный тип

34

  1. Анализ данных, полученных по изучению уровня ситуативной и личностной тревожности Спилбергера–Ханина [9]

Анализ данных, полученных по результатам ответов испытуемых на вопросы, показал, что у всех типов личности преобладают высокие уровни ситуативной и личностной тревожности (от 45–63). Наиболее высокий уровень ситуативной и личностной тревожности выявлен у тревожного типа личности.

У аффективного типа личности, при этом ситуативная тревожность умеренного, а личностная тревожность высокого уровня.

А эмоционально-лабильный и депрессивный типы личности по ситуативной и личностной тревожности занимают умеренный уровень.

В приведенных ниже диаграммах показаны наглядно данные, полученные после обработки данной методики исследования уровня тревожности.

Рис. 6. Уровни ситуативной тревожности

Синим цветом отмечен уровень ситуативной тревожности, красным цветом уровень личностной тревожности.

Таблица 3

Изучение уровня ситуативной иличностной тревожности вбалах

Тип личности

Уровни агрессии

Низкий

с/л

0–30

Средний

с/л

31–44

Высокий

с/л

45–65

Депрессивный тип

39/43

Эмоционально-лабильный тип

39

47

Тревожный тип

49/57

Аффективный тип

44

52

  1. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента и уровень нейротизма) [19]

Анализ данных, полученных по результатам ответов испытуемых на вопросы, показал, что у всех типов преобладает высокий уровень нейротизма от 17–18 баллов, а самый низкий балл по уровню нейротизма наблюдается у эмоционально-лабильного типа личности и составляет 15 баллов. В приведенных ниже рисунках показаны наглядно данные, полученные после обработки данной методики исследования уровня нейротизма.

Рис. 7. Уровень нейротизма

Таблица 4

Изучение уровня нейротизма

Тип личности

Уровни нейротизма

Низкий

0–7

Средний

8–13

Высокий

14–19

Очень высокий

20–24

Депрессивный тип личности

18

Эмоционально-лабильный тип

15

Тревожный тип личности

17

Аффективный тип личности

18

Для больных с психосоматическими расстройствами до проведения психокоррекционных мероприятий характерны следующие особенности: беспокойство, ранимость, раздражительная несдержанность, агрессивность, пессимистичность в оценке своих перспектив, пассивная личностная позиция, самокритичное отношение к себе, неуверенность в своих возможностях, высокий уровень притязания к себе и к другим. Чувствительность к внешним воздействиям, зависимость и протестные реакции. Фиксация на своих ощущениях, склонность к ипохондрическим реакциям. [17,20,3] Инертность мышления, трудности концентрации внимания. Умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности с тенденцией к высокой, умеренная депрессия с тенденцией к высокой.

Программа психологической коррекции.

До начала работы: знакомство, беседа, психологическая диагностика. Информирование о целях и задачах работы. Повышение мотивации к работе. Заключение первичного контракта в доступной для пациента форме.

7–8 занятий (3–4) раза в неделю индивидуальной работы;

10–12(ежедневно) прослушивание аудиозаписей.

Завершающий этап — повторная психодиагностика.

Цели психологической коррекции:

  1. стабилизация эмоционального фона со снижением уровня тревоги, депрессии, напряжения, беспокойства, снижение уровня агрессии;
  2. активация внутренних ресурсов;
  3. выработка навыка планирования и создание адекватной лечебной и жизненной перспективы, что способствует более эффективному восстановлению бытовых навыков.
  4. снижение уровня агрессивного поведения по отношению к самим себе и другим людям находящимся рядом с ними.

Была проведена психологическая коррекция агрессивного поведения.

Использованы следующие методы:

Телесно-ориентированная терапия

Это методы работы с психикой, через тело.

В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром.

Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает — возникает болезнь.

Цели этой терапии:

Снятие психологического напряжения. Снятие заторможенности, скованности.

Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.

Форма — релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.

Арт-терапия — лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т. е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т. д. [3]

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

Дать социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

Получить богатый материал для диагностики. Проработать мысли и чувства, которые находятся под запретом или подавлены. Сконцентрировать внимание на своих чувствах, ощущениях.

Музыкотерапияпсихотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.Позволяет символически, на уровне чувств или образов, создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, и пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс [4]

Существует в двух формах: активная (музыкальная деятельность — воспроизведение, импровизация, проигрывание) и рецептивная (процесс восприятия музыки с терапевтической целью).

Цель: воздействие на психоэмоциональное состояние больного.

Задачи:

 коммуникативная (направлена на поддержание взаимных контактов и взаимодействия в процессе музыкотерапии);

 снижение нервно-психического напряжения через регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

 прослушивание произведений, несущих позитивную эмоциональную нагрузку;

 релаксация;

 через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству развитие целеполагания и мотивации к выздоровлению.

После проведения психологических коррекционных мероприятий была проведена контрольная психодиагностическая работа с использованием тех же методик и получены следующие результаты:

Во всей группе у пациентов снизились показатели:

 уровень ситуативной и личностной тревожности на 16 %,

 уровень агрессии и агрессивности снизился на 20 %,

 уровень нейротизма на 10 %.

Это говорит о том, что были применены методы адекватной психологической коррекции, таких расстройств.

По данным наблюдения и беседы, отмечается стабилизация общего состояния, сна и аппетита, контроль эмоциональных проявлений. Снижение переживаний вины, обиды, раздражительности, беспокойства, ситуативной и личностной тревожности, агрессивности.

Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, мы предлагаем следующие рекомендации.

1 Необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев.

2 Если с гневом или агрессией не удалось справиться, то выплесните ее, например, скомкав листок бумаги и бросив его на пол.

3 Не давать волю рукам и сосчитать до 10.

4 Каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты.

5 Провести беседу с родственниками по профилактики агрессии в семье.

6 Ограничить просмотр программ и фильмов по телевидению, провоцирующих агрессию.

Выводы:

По данным, полученным в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:

Среди пациентов, принимавших участие в исследовании, встречаются лица с депрессивным (10 %), эмоционально-лабильным (32 %), тревожным (25 %) и аффективным (неустойчивым)типом (33 %) личности, что позволяет прийти к выводу: в данной группе преобладают лица с эмоционально-лабильным и аффективным (неустойчивым) типом личности.

Также были рассмотрены уровни агрессии ситуативной, личностной тревожности и нейротизма. Было выявлено, что у всех типов преобладает высокий уровень агрессии (от 34–38) с преобладанием высокого уровня ситуативной и личностной тревожности (от 45–63), а также высоким уровнем нейротизма (от 15–18). [15]

Наиболее высокий уровень агрессии 38 баллов выявлен у тревожного типа личности. При этом уровень нейротизма, ситуативной и личностной тревожности также очень высок.

Наиболее низкий уровень агрессии выявлен у аффективного типа личности, при этом ситуативная тревожность умеренного, а личностная тревожность и нейротизм высокого уровня.

Эмоционально-лабильный и депрессивный типы личности занимают среднее положение по уровню агрессии. При этом уровни ситуативной и личностной тревожности умеренные, а уровень нейротизма высокий.

Литература:

  1. Михейкина С. В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в зрелом возрасте: Дис.... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2004.
  2. Петров В. Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис.... канд. психол. наук. — Иркутск, 1999.
  3. Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция/А. А. Александров. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с.
  4. Гуляева, КЮ Влияние коммуникативного тренинга как средства коррекции на агрессивность личности / К Ю Гуляева // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании Сб материалов V Всероссийской научно-практической конференции (17–18 ноября 2005 г) — Новосибирск Изд-во НГПУ, 20Об. — С. 71–77
  5. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2005
  6. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. — СПб.: Питер, 2001.
  7. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. — СПб.: Питер, 2007.
  8. Прихожан А. М. Психология тревожности. М.: «Питер», 2007.
  9. Практикум по психодиагностике личности / Ред. Л. Н. Собчик. — Спб.:, 2013.
  10. Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности.
  11. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.
  12. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. — N 6 (17).
  13. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства.
  14. 48. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства
  15. Спилберг Ч. Д. Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности. CпБ., 2005.
  16. Фурманов И.А Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007.
  17. Шкуратова И. П., Ермак В. В. Страхи и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283–299.
  18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: пробл. возраст, и пед. психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  19. Ярошенко Р. Д. Психологические тесты. — Спб.: 2003.
  20. Международная классификация болезней (МКБ-10) предствалена разделом органических психических расстройств. В соответствии с МКБ, в результатах проведенной экспертизы, указывается диагноз, если таковой имеет место быть. Описаны общие диагностические принципы и требования.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, высокий уровень, тип личности, уровень агрессии, высокий уровень агрессии, анализ данных, MMPI, депрессивный тип, ситуативная тревожность, тревожный тип личности.


Ключевые слова

арт-терапия, агрессивное поведение, психологическая коррекция, непсихотические расстройства, когнитивно -поведенческая терапия

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

У мальчиков реактивная тревожность выше, чем личностная и носит постоянный характер.

В данных материалах представлены обоснованные рекомендации по диагностике...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности.

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Ситуативная тревожность. Высокий уровень. 33,3 %.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности приводит подростка к ситуации невозможности выбора адекватных моделей копинга.

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Суммарный бал по всем уровням тревожности (Реактивная тревожность (РТ)+личностная тревожность (ЛТ).

После работы сиспытуемыми. Низкий уровень тревожности (до 30 баллов).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

III, ситуативная тревожность, курс, студент, личностная тревожность, высокий уровень, тревожность, процент студентов, этап обучения, таблица.

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

По результатам выполнения «Шкалы самооценки уровня тревожности Спилберга — Ханина» 61 человек (66,3 %) из числа опрошенных матерей, вошедших в экспериментальную группу, имеют повышенную тревожность (как черту личности).

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

У мальчиков реактивная тревожность выше, чем личностная и носит постоянный характер.

В данных материалах представлены обоснованные рекомендации по диагностике...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности.

Особенности уровня тревожности и стиля копинг-стратегий...

уровень тревожности, класс, адаптивный вариант поведения, высокий уровень, показатель, ситуативная тревожность, школьная тревожность Филлипса, результат обследования, стиль копинг-стратегий, личностная...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Ситуативная тревожность. Высокий уровень. 33,3 %.

Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности приводит подростка к ситуации невозможности выбора адекватных моделей копинга.

Функционирование клинико-психологической реабилитации...

Суммарный бал по всем уровням тревожности (Реактивная тревожность (РТ)+личностная тревожность (ЛТ).

После работы сиспытуемыми. Низкий уровень тревожности (до 30 баллов).

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

III, ситуативная тревожность, курс, студент, личностная тревожность, высокий уровень, тревожность, процент студентов, этап обучения, таблица.

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

По результатам выполнения «Шкалы самооценки уровня тревожности Спилберга — Ханина» 61 человек (66,3 %) из числа опрошенных матерей, вошедших в экспериментальную группу, имеют повышенную тревожность (как черту личности).

Задать вопрос