Библиографическое описание:

Кубрякова М. Г. Роль прогностической функции в деятельности руководителя образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 661-664.



В настоящее время происходят значительные изменения в области отечественного образования, связанные с интеграцией в мировое образовательное сообщество. Главной особенностью этого процесса является инновационность. Причём инновационность характеризуется не поверхностными изменениями, а глобальными переменами самой сути образования, которая предполагает появление новых образовательных парадигм, а также формирование иных свойств педагогического менталитета.

В создавшейся ситуации у современного педагога возникает острая потребность направить свою профессиональную деятельность в инновационное русло. Обоснованием этому служит совокупность факторов [1].

В первую очередь, изменения, касающиеся не только образования, но и множества других сфер жизни, приводят к повышению требований общества к качеству образовательных услуг. Возникает необходимость в кардинальном обновлении образовательной сферы, способов преподавания и т. д. Одновременно возрастает гуманитарность образовательного процесса, происходят постоянные количественно-качественные изменения в содержании образования, в составе учебных предметов, вводятся новые дисциплины, что требует непрерывного поиска и отбора инновационных принципов и методов организации преподавания. В связи с этим значительно повышается ценность профессиональных компетенций педагога.

В результате уменьшения ограничений в отборе компонентов учебного процесса изменилось отношение преподавателя к нововведениям. Педагогическая деятельность в настоящее время имеет творческий, альтернативный характер. Поэтому приоритетным вектором в работе руководителя образовательного учреждения, методического отдела является организация благоприятных условий для поиска и внедрения инноваций в учебную деятельность.

Весомым фактором можно считать вливание учебной организации в условия рыночных отношений. Конкуренция, возникающая между педагогическими коллективами, предоставляющими образовательные услуги, является основной причиной, подталкивающей к использованию преподавателями инновационных технологий в своей деятельности.

Понятие «инновация» заимствовано педагогикой из естественно-научной терминологии, согласно которой данный термин можно рассматривать как «комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т. п.; модернизация» [2]. К педагогической практике применимо философское определение «инновации». Это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов» [3]. Благодаря широте и богатству русского языка наряду с понятием «инновация» в повседневной деятельности часто применяются синонимичные термины, такие, как «новшество», «нововведение» и т. д. Их общность состоит в том, что они обозначают обновление, развитие.

Зарождению инновации предшествует кропотливая работа как одного преподавателя, так и целых педагогических коллективов, по созданию собственной базы новаторских идей. Рождение инновации влечёт за собой следующий этап работы, связанной с преодолением определённых трудностей по внедрению данной инновации в практическую деятельность. Поэтому необходимо организованное управление инновационным процессом. Под управлением педагогическими инновациями мы понимаем «вид социального управления, поддерживающего целеустремленность и организованность инновационных процессов в системе образования» [4]. Процесс управления инновационной деятельностью представляет собой разветвлённую полифункциональную систему действий. Одним из главных компонентов этой системы является прогностическая деятельность руководителя, которая позволяет «обеспечить переход образовательного учреждения от функционирующего к развивающемуся и повышение его статуса» [5].

Прогностическая деятельность руководителя-это «вид деятельности, осуществляемой на основе теории педагогической прогностики и направленный на исследование возможных перспектив развития и преобразования объектов и субъектов педагогической действительности» [6]. Образовательный процесс является динамичной системой. Стремительное изменение внешних и внутренних условий функционирования данной системы требует от руководителя непрерывного повышения уровня навыков прогнозирования, от которых зависит эффективность управления всеми процессами в образовательном учреждении. Умение прогнозировать обеспечивает расширение пространства для вариативности принимаемых решений, их обоснованность и объективную оценку последствий выбранных решений в долгосрочной перспективе.

Прогнозирование является составляющей частью понятия «предвидение». «Научное предвидение — это опережающее отражение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления» [7]. Кроме прогноза существуют такие формы предвидения, как гипотеза и план. Они отличны друг от друга характером воздействия на протекание процессов и степенью конкретности. Гипотеза — это «научное предвидение на уровне общей теории» [7]. Данное понятие характеризует общие правила поведения объекта. Прогноз — это «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления» [7]. В отличии от гипотезы прогноз в большей степени обладает достоверностью и определённостью. План — это «надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее точно определённую цель, а также пути и средства её достижения» [7]. План содержит конкретную и точную информацию.

В процессе управления образовательной организацией прогнозирование тесно переплетается с планированием. Во многих случаях прогноз соотносится с первым пунктом плана, который определяет примерные границы предстоящего планирования. Мы рассматриваем прогнозирование как самостоятельную функцию управления, имеющую собственную методологическую базу, отличную от более точных и строгих методов планирования. Некоторые социокультурные процессы невозможно планировать. В этом случае они становятся объектами прогнозирования. Отличительной чертой прогноза является его вероятностный характер при многовариантности. Это объясняет недостаточную точность параметров протекания прогнозируемого процесса, но при этом можно отследить положительные моменты или возникающие риски, принять необходимые меры для сведения к минимуму нежелательных последствий. Выбор существующих альтернатив даёт возможность создать благоприятные условия для достижения поставленных задач.

Целью прогнозирования является создание предпосылок для принятия управленческих решений на научной основе. Цель планирования — непосредственное принятие управленческих решений и построение схем по их реализации. Таким образом, планово-прогностическую функцию необходимо рассматривать как основную стадию управленческого цикла. Реализация системного подхода в данной функции позволяет обеспечить сочетание и единство прогнозирования и планирования на всех стадиях управления, осуществить принцип согласования общественных и государственных приоритетов при составлении прогнозов и планов, обеспечить гибкость и стабильность планирования на основе прогнозов.

Результаты проектирования находят широкое применение во всех областях педагогической системы. Его роль заключается в предвидении направлений развития экономических, социальных, культурных условий государства, параллельно с которыми необходимо совершенствовать образовательную сферу, вносить изменения в структуру, организацию, содержание обучения в соответствии с новыми общественными требованиями к уровню образованности личности. Областью прогнозирования являются демографические процессы, направление передвижения и количественно-качественные характеристики групп обучающихся на разных этапах обучения.

Стремительный рост темпов развития научно-технического прогресса, постоянное обновление технологий на производстве заставляет работодателей критически относиться к выбору сотрудников. Поэтому неотъемлемым условием трудоустройства выпускников образовательных учреждений является высокая профессиональная компетентность. Таким образом, прогнозы необходимы при управлении «процессом целенаправленного формирования у обучающихся осознанного и заинтересованного интереса к труду, научного мировоззрения, необходимых социальных, психологических и нравственных качеств» [8]. Данный процесс, в свою очередь, является стимулом для самообразования, повышения квалификации, дополнительного образования. Умение прогнозировать является составляющей частью профессиональной компетентности, которой должен обладать не только руководитель образовательного учреждения, но и преподаватель. Педагогическое прогнозирование взаимосвязано с постановкой цели. Целью для педагога является «всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов» [9]. Составление прогноза позволяет более точно представить систему педагогических целей, на основе которой разрабатываются учебные задачи. Профессионально выполненное педагогом прогнозирование и целеполагание является основой для проектирования педагогического процесса.

В настоящее время существует большое количество методов построения прогнозов, так как прогностика в качестве научной дисциплины охватывает многие стороны общественной жизни. Метод прогнозирования можно рассматривать как «способ преобразования информации на основе определённых правил и принципов» [10], способствующий выработке оптимального управленческого решения.

Методология прогнозирования опирается на несколько принципов, реализация которых обязательна при разработке прогнозов [10]. Принцип научной обоснованности предполагает использование достижений научных разработок, учёт влияния существующих экономических и социальных условий. Принцип целенаправленности позволяет выстраивать логику процессов прогнозирования и планирования в сторону намеченной цели. Принцип вариантности, учитывая действие неопределённых факторов на изучаемый объект, предусматривает составление нескольких вариантов прогноза развития данного объекта. Принцип оптимальности предполагает выбор при планировании из нескольких вариантов прогноза наиболее эффективный, позволяющий при минимальных затратах получить желаемый результат. Принцип адекватности гарантирует соответствие методов прогнозирования изучаемому объекту. Принцип непрерывности обеспечивает постоянство процесса прогнозирования и планирования.

Умение грамотно компоновать различные методы прогнозирования и планирования даёт возможность эффективно использовать информацию об исследуемом объекте для облегчения принятия управленческого решения. В основе типологии прогнозов лежит множество различных критериев. Рассмотрим некоторые из них. Одним из основных критериев является время упреждения. Время упреждения — это временной промежуток, на который распространяются сделанные в прогнозе предсказания. По данному критерию выделяют прогнозы:

1) дальнесрочные, характеризующие период свыше 20 лет;

2) долгосрочные, с периодом упреждения 5–20 лет;

3) среднесрочные, охватывающие период 1–5 лет;

4) краткосрочные, охватывающие временной период 1–12 месяцев;

5) оперативные, с упреждающим периодом до 1 месяца.

Следующим критерием является объект прогнозирования, в соответствии с которым прогнозы могут быть:

1) экономические, исследующие темпы развития экономики государства;

2) научно-технические, исследующие достижения научно-технического прогресса;

3) демографические, анализирующие уровни воспроизводства и занятости трудоспособного населения;

4) прогнозы социального развития, изучающие потребность населения в продуктах питания и непродовольственных товарах, развитие отраслей образования, культуры, искусства, здравоохранения и т. д.;

5) прогнозы природных ресурсов, исследующие вовлечение их в хозяйственный оборот государства.

По функциональному признаку прогнозы делят на поисковый и нормативно-целевой. Поисковый базируется на предполагаемых тенденциях изменения и развития изучаемого объекта в будущем, опирающихся на состояние данного объекта в настоящем и прошлом. Для составления нормативно-целевого прогноза необходимо наличие у специалиста чёткого представления о желаемом состоянии объекта в будущем в качестве предполагаемой цели. Затем разрабатываются схемы и пути для достижения поставленной цели, необходимые затраты и ресурсы.

Таким образом, рассмотрев особенности прогностической функции в деятельности руководителя, ее значимость мы связываем с возможностью предвидения как негативных, так и позитивных тенденций, сопутствующих инновационному обновлению деятельности образовательного учреждения.

Литература:

  1. Корнилова, Т. И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Информио.- Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah (Дата обращения 31.01.2016).
  2. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова.- Режим до-ступа: http://enc-dic.com/kuzhecov/Innovacija-57477.html (Дата обращения 31.01.2016).
  3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  4. Дичковская, И. Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Н. Дичковская. — К.: Академвидав, 2004. — 352 c.
  5. Султанова, Т. А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности. Режим доступа: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1090 (Дата обращения 31.01.2016).
  6. Султанова, Т. А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obschenauchnye-podhody-k-opredeleniyu-suschnosti-pedagogicheskogo-prognozirovaniya (Дата обращения 31.01.2016).
  7. Роль и сущность прогнозирования. Режим доступа: http://studopedia.ru/3_29489_rol-i-sushchnost-prognozirovaniya-sotsialno-ekonomicheskoe-prognozirovanie.html (Дата обращения 31.01.2016).
  8. Образовательно-педагогическая прогностика. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/586/16046.php (Дата обращения 31.01.2016).
  9. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  10. Методы прогнозирования Режим доступа: http:// studopedia.ru/3_186752_metodi-prognozirovaniya.html (Дата обращения 31.01.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle