Библиографическое описание:

Золотова Н. Н., Эргашев Б. Н. Комплексный подход к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 383-385.



Физиологические особенности детского возраста — быстрое общее физическое развитие, в том числе морфологическое развитие мозга при его функциональной «незрелости», в сочетании с ограничением естественной двигательной активности, являются объективными факторами, способствующими формированию у подростков статико-динамических нарушений [1,2,3,4].

В ноябре 2015г., была проведена плановая диспансеризация 97 школьников от 8 до 14 лет в школе № 241 Мирзо-Улугбекского района, г. Ташкента, у 69 из них выявлены статические деформации скелета в виде: нарушений осанки, сколиоза І степени и их сочетание с плоскостопием (продольное). Состояние здоровья детей, включенных в исследование, проводилось на основании анализа данных карт врачебно-медицинского обследования школьников, при отсутствии у них какой-либо сопутствующей патологии. Характерным признаком всех осмотренных являлось акцентирование внимания на плохую осанку. Обследованные дети были разделены на три возрастные группы: 8–10 лет (2–4 класс, 17 человек), 10–12 (5–7 класс, 23 человек), 12–14 (7–9 класс, 29 человек). Из общего количества мальчиков было 32 (46 %) и 37 (54 %) девочек. Статические деформации скелета встречались часто почти во всех группах детей, однако больше всего в возрасте 12- 14 лет — 29 (42 %). В соответствии с диагнозом, все дети были разделены на три группы наблюдения: с нарушениями осанки — 46 (67 %), сколиозом I степ. — 7 человек (10 %) и их сочетание с плоскостопием — 16 (23 %). Нарушения осанки определялись на основании выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. Степень сколиоза устанавливалась в соответствии с классификацией В. Д. Чаклина (1973). У детей с I степенью сколиоза, искривление носило С-образный характер, угол Кобба не превышал 10°. Выявленная сколиотическая деформация позвоночника носила приобретенный характер. Все изменения физиологических изгибов (уплощение или увеличение) сочетались с асимметриями анатомических ориентиров во фронтальной плоскости. Из нарушений осанки, чаще имела место плоская спина (49 %) и сутулая спина (24 %). Обследование школьников состояло из клинической оценки состояния, включающей в себя сбор анамнеза, осмотр и анализ амбулаторных карт. Другой его частью было комплексное инструментальное обследование детей с нарушением осанки и/или сколиозами в сочетании с плоскостопием. При опросе выясняли наличие дискомфорта, болевых ощущений в ногах, их характер, продолжительность, степень утомляемости при физической нагрузке, характер походки, форму и высоту продольного свода. Из анамнеза жизни в ряде случаев установлены: дискинезия желчевыводящих путей, энурез, раннее снижение зрения.

Соматоскопический метод включал в себя внешний осмотр пациента для выявления особенностей физического развития, телосложения и состояния всего опорно-двигательного аппарата в целом. Осмотр проводился в положении ребенка спереди, сзади и сбоку. Определяли тип телосложения, особенности, осанки, развитие и тонус мускулатуры, объем движений в крупных суставах. Особое внимание уделялось форме стоп, степени их развития, симметричности мышц бедра и голени, расположению надколенника и ахиллова сухожилия. Все измерения длин, окружностей нижних конечностей и объема движений в суставах выполнялись по методу ортопедического обследования больного (Маркс В. О., 1978). Заключительным этапом ортопедического осмотра, было проведение пробы на амортизационную стабильность голеностопного сегмента тела. Дополнительное исследование стопы проводили с помощью плантографии. Для определения степени плоскостопия и степени нагружения на стопу, в процессе исследования применялась компьютерная подометрия (Pad Professional 2002 г. (Израиль) у 16 больных.

Частота встречаемости нарушений осанки по нашим данным отмечена у 46 детей, что составило 67 %. Наибольший удельный вес среди всех типов нарушения осанки составили случаи выявления плоской спины 49 %, наименьший 13 % — круглая спина, сутулость 28 % оказалась более характерной для мальчиков, чем для девочек. Сколиотическая деформация І 10 % степени, преимущественно проявлялась у девочек, а плоскостопие превалировало у мальчиков. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости у всех детей сочеталось с фронтальной асимметрией надплечий, лопаток, треугольников талии и перекосом таза. Из общего количества наблюдений со сколиозом у 2 мальчиков (3 %) был выявлен грудной сколиоз, у 5 девочек (7 %) — грудопоясничный. Сколиотическая деформация позвоночника носила приобретенный характер.

Нами установлено, что дети разных возрастных групп по своему физическому развитию значительно отличались. Физическое развитие детей от 7 до 14 лет свидетельствует об ускорение роста на ¼ у мальчиков, чем девочек. Вес у мальчиков также увеличивался, по сравнению с девочками в 1,5 раза. Объяснение данному факту мы видим в следующем, что в этой возрастной группе физическое развитие мальчиков опережает девочек. Увеличение массы тема у мальчиков свидетельствует о недостаточной физической развитости и малоподвижном образе жизни. У детей в возрасте от 7 до 14 лет, объем грудной клетки уменьшается по–сравнению с нормой на 3 % до 11 % у мальчиков и девочек соответственно. Уменьшение объема грудной клетки приводит к снижению экскурсии легких, что может приводить к изменению функции внешнего дыхания, в результате чего ухудшается вентиляция легких и нарушается, в той или иной степени, вся система газообмена. При обращении, наиболее частой жалобой с нарушениями осанки было присутствие болевого синдрома в области позвоночника (59 %). При круглой спине, присутствие болевого синдрома в спине эпизодически отмечено у 19 (28 %) детей, а при сколиозе 1 степ. присутствие постоянных болей в спине имел место в 23 (34 %) случаях. Наиболее часто болевой синдром локализовался в поясничном отделе позвоночника (34,8 %) всех наблюдений. Среди провоцирующих факторов, наиболее часто выявляемой была статическая нагрузка. Чаще определялось 2-х стороннее плоскостопие. При применении компьютерной подометрии, плоскостопие Ι степени было выявлено у 9(56 %), ΙΙ степени — у 5 (31 %) и ΙΙΙ — у 2 (12 %). При наличии более выраженного продольного свода правой стопы, определялась разновысокость ног с более «длинной» правой ногой. При нарушениях осанки задачами активной коррекции являлись укрепление и восстановление тонусо-силового баланса: сгибателей/разгибателей головы и туловища; стабилизаторов лопатки; стабилизаторов таза; мышц сводов стопы. Корригирующие упражнения при дефектах осанки носили симметричный характер. Существующие методы и средства укрепления мышц больных, страдающих нарушениями осанки и сколиозом, зачастую не дают удовлетворительных результатов, поскольку до сих пор нет лечебных упражнений, избирательно влияющих на функцию тех или иных мышц. Применение методов функционального биоуправления (БИОС) с применением МИОТОНИКА и МИОТРЕНЕРА при лечении нарушений осанки и сколиоза 1 степ., мы применили электоромиостимулятор (ЭМС) Электромиостимуляцию следует начинать сразу после установления диагноза, не реже 2-х раз в год. Проводимая такими курсами ЭМС является мощным фактором, тормозящим прогрессирование болезни в пубертатном периоде. В комплекс лечения продольного плоскостопия и нарушения осанки у детей в целях восстановления продольного свода и компенсации функциональной разновысокости ног, рекомендовано включить применение индивидуальных ортопедических стелек с «боском» и ношение корректоров (реклинаторов) осанки.

Литература:

  1. Гребнева Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. — Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. — 108 с.
  2. Жарова Т. А. Диагностика и коррекция статических деформаций позвоночника у детей: автореф. канд. мед наук.- Москва, 2008.- 24 с.
  3. Мирская Н. Б.,Коломенская А. Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно- мышечной системы современных школьников: подходы,терминология, классификация //Вопросы современной педиатрии.- Москва,2009.- том.8.- № 3.- с. 10–13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle