Библиографическое описание:

Шевченко Е. В. Опыт работы Школы принимающих родителей в России // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 725-727.



В статье приведены результаты исследования имеющегося опыта функционирования Школы принимающих родителей в России. Определены ее специфические черты, аспекты деятельности, структура. На основе проведенного анализа автор выделяет условия эффективной работы Школы сегодня.

Ключевые слова: принимающие родители, замещающие родители, принимающая семья, Школа принимающих родителей, профессиональная подготовка педагогов-психологов.

С увеличением числа детей, размещаемых в семьи, явно обозначились проблемы в данной области. Среди наиболее острых проблем можно выделить случаи жестокого обращения с детьми со стороны принимающих родителей и проблему повторных отказов от детей. Сразу надо оговориться, что в современном российском законодательстве закреплен термин «замещающие родители». Однако мы разделяем мнение психологов детского фонда «Виктория», что «кровных родителей «заместить» нельзя, но новая семья вполне может «принять» ребенка, обеспечив все то, что и подразумевает термин «принятие»: сочувствие, поддержка, понимание» [1, с. 9]. Поэтому в нашем исследовании семьи и родители — принимающие.

Изучение случаев отмены усыновлений показывает, что некоторые можно было бы предупредить, если бы взрослые были лучше подготовлены к преодолению возникающих трудностей.

C этой целью на основании Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 351 [2] в регионах РФ открываются Школы принимающих родителей, ориентированные на подготовку кандидатов в усыновители и опекуны.

В данной статье мы приводим некоторые результаты исследования имеющегося опыта функционирования ШПР в России, направленного на определение их специфических черт, структуры и аспектов деятельности. Этот анализ поможет нам выделить условия эффективной работы Школ сегодня.

Начнем с того, что Школы принимающих родителей имели свою историю и до принятия вышеупомянутого закона. В 90-х годах прошлого столетия подготовкой принимающих родителей занимался «Педагогический поиск» в Москве и Санкт-Петербургский «Родительский мост». В 2000 году появилась еще одна ШПР в Москве при приюте «Дорога к дому».

С 1999 года в России стали внедряться разнообразные иностранные программы, разрабатываемые в Англии («Фостеровская сеть»), в США (MAPP, CWI, PRIDE). Многие из программ были адаптированы с учетом российских реалий. Самой распространенной, применяемой при устройстве детей, является программа детского дома № 19 [1 c.8].

Первая официально признанная отечественная программа подготовки принимающих родителей появилась в 1999 году и была разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации лабораторией проблем социального сиротства в НИИ детства Российского Детского Фонда. Ее появление было связано с закреплением законодательно в Семейном кодексе Постановления Правительства РФ «Положения о приемной семье» [3] такой формы семейного устройства как приемная семья. Данная программа использовалась при подготовке кандидатов в принимающие родители в Самарской области в центрах «Семья», в центре усыновления Республики Коми, в Красноярском центре усыновления на первых годах его работы и других.

Специфика текущего момента связана с тем, что в ряде случаев на региональном уровне разработаны и внедрены в практику талантливые программы, высокоэффективные в работе. В связи с этим остро возникает необходимость активного обмена опытом между региональными Школами принимающих родителей.

Помимо отсутствия единой программы обучения кандидатов в принимающие родители, в регионах нет и единой структуры ШПР. Мы выделили основные структурные компоненты на основе обобщения ряда признаков. Данная информация поможет нам создать более ясную картину о направлениях работы Школы.

Классификация «Школы принимающих родителей».

Возможно несколько подходов к классификации Школ принимающих родителей.

1) по целевой аудитории:

А)

 Школы для потенциальных принимающих родителей

 Школы для состоявшихся принимающих родителей

 Смешанные

Б)

 Школы усыновителей

 Школы приемных родителей

 Школы опекунов

 Смешанные

В)

 Только для родителей

 Совместные (для родителей и детей)

2) по времени:

 Краткосрочные (до месяца — 1–3 занятия в неделю)

 Среднесрочные (до 3–6 месяцев 1–3 занятия в неделю)

 Долгосрочные (свыше 6 месяцев 1–3 занятия в неделю)

3) по месту проведения/формам работы:

 «Стационарная» (часто на базе Центров)

 «Выездная» (часто на базе санатория, детского лагеря, «с погружением»)

4) по формам работы:

 Лекционные

 Интерактивные

5) по отраслям знаний:

 Специализированные (психологические, медико-психологические, психолого-педагогические, юридические)

 «Общеобразовательные»/комплексные (рассматриваются все основные вопросы)

Основа для функционирования «Школы принимающих родителей»

  1. Нормативно-правовая база.
  2. Материально-техническое обеспечение, административно-хозяйственная деятельность.
  3. Кадровое обеспечение.

Функции «Школы принимающих родителей»

 Информирование населения,

 Разработка программы, методических, научно-практических материалов,

 Набор и формирование групп, составление «графика обучения»,

 Координирование процесса обучения,

 Проведение занятий,

 Индивидуальное и групповое консультирование,

 Взаимодействие с партнерскими структурами.

Цели деятельности «Школы принимающих родителей»

 Подвести граждан, имеющих намерение принять ребенка в свою семью, к осознанному выбору — стать ему родителями.

 Сформировать установку — быть успешными родителями и организовать психологическую поддержку семьи.

 Дать комплексные знания, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.

Задачи «Школы принимающих родителей»

  1. Установить уровень педагогических знаний и навыков кандидатов в принимающие родители.
  2. Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.
  3. Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях ребенка.
  4. Донести информацию о роли социального окружения для развития ребенка.
  5. Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
  6. Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения принимающих родителей.
  7. Настроить будущего принимающего родителя на дальнейший контакт с представителем ШПР — в рамках сопровождения принимающей семьи.

Основные блоки «Школы принимающих родителей»:

 Психолого-педагогический блок.

 Медицинский блок.

 Юридический блок.

 Социально-экономический блок.

Сопровождение принимающих семей, окончивших «Школы принимающих родителей»

Для лиц, окончивших ШПР и принявших в свою семью ребенка, желательным и необходимым является комплексная поддержка со стороны квалифицированных специалистов. Формы поддержки могут включать:

 очные консультации с психологом, тренинги, тестирования, игровые терапевтические занятия с детьми;

 в сложных случаях возможен выезд специалиста в семью.

Формы обучения в ШПР:

 Лекции.

 Семинары.

 Тренинг.

Основные методы обучения:

 интерактивные и активные методы.

Наше исследование показывает, что Школа принимающих родителей в России имеет почти тридцатилетнюю историю и на сегодняшний день решает достаточно широкий спектр задач. Основные из них: диагностика личностных ресурсов кандидатов в принимающие родители, их обучение, дальнейшее сопровождение принимающих семей. Как мы видим, исследуя структурные компоненты отечественных ШПР, за выполнением этих первичных функций стоит огромная организационная работа. В первую очередь она включает: подготовку методического обеспечения, разработку программ обучения, поиск новых форм и методов работы, учитывающих специфику и возраст целевой аудитории. Но, как было сказано выше, в регионах до сих пор нет единства во взглядах на программу обучения кандидатов в принимающие родители и структуру Школы. Мы можем предположить, что такое положение дел связано, в первую очередь, с отсутствием квалифицированных специалистов в данной области, специально подготовленных ВУЗом по единым квалификационным требованиям.

Таким образом, мы считаем, что эффективное развитие ШПР возможно за счет проведения семинаров по обмену опытом между специалистами, организации конкурсов среди ШПР, подготовки специалистов — будущих педагогов — психологов к работе с принимающими родителями в ВУЗе.

Это и многое другое позволило бы сделать работу по социальной защите детей-сирот и поддержке принимающих семей более эффективной, адресной, что, безусловно, способствовало бы более успешной реализации государственной социальной политики в России.

Литература:

  1. Школа принимающих родителей: Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. — 206 с. — (Семья для ребенка).
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».
  3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle