Библиографическое описание:

Аджимуратова Л. М. Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 573-575.



Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.

Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств личности ребенка. Главная задача музыкального воспитания детей — развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка — одно из ярких средств эстетического воспитания. Она решает множество проблем в воспитательном процессе ребенка: корректирует характер, воспитывает сосредоточенность и прививает чувство прекрасного. Роль музыки огромна в нравственном воспитании детей. Она помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к своему дому, природе, близким людям [5, с. 416].

Музыкальное воспитание формирует духовные потребности человека, его нравственные представления, интеллект, развивает идейно-эмоциональное восприятие и эстетическую оценку жизненных явлений. Оно развивает способности к восприятию музыки через различные формы музыкальной деятельности, цель которых — развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания, т. е. формирование музыкальной культуры человека.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов и др.) [1, с. 24].

Актуальность данной темы исходит из того, что на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и, конечно же, творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности.

В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина, О. В. Солнцева и др.). Проблема развития детского творчества — малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей [3, с. 54].

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. [4, с. 65].

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети — одаренные, и задача педагога — раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение [4, с. 66].

Занятия театральной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствуют развитию координации и сформированности общей моторики [4, с. 67].

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.

Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность — составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [2, с. 96].

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:

 обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

 позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;

 обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

 обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

 создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

 создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.

Используя в работе с детьми музыкально-театрализованные игры, я основываюсь на высказывании русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества, заключается в том, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Занимаясь с детьми театром, была поставлена перед собой цель — сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стараюсь стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано выше, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Данная работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, — 2005. — № 4. — с. 24.
  2. Венгер Л. A. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973. — с. 96.
  3. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — с. 54.
  4. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10. — с. 65–67.
  5. Куликова С. А., Козлова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002. — с. 416.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle