Библиографическое описание:

Саидова З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 334-336.



В данной статье уточнено понятие «мышление». Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскрыта сущность самих понятий «мышление», «творческое мышление».

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления [4, с. 22].

Одним из ведущих процессов является мышление. Оно есть процесс не только обобщенного, но и опосредованного познания, т. е. в процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть, утонет он или поплывет, т. е. мы определяем тяжесть дерева посредством его сравнения с водой, опосредованно. Его твердость проверяется посредством железного топора, который рубит дерево, в то время как стекло разбивается при соприкосновении с ним. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем твердо.

Из этого примера, кроме того, видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т. д.) были в то же время первыми орудиями мышления, так как при их помощи устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись первой абстракцией, так как в утверждении, что, например, топор можно делать из железа или стали, но не из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от непосредственного опыта, полученного кем-то. Данный опыт передается следующим поколениями и виде орудий, и в виде слов, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений подтверждают индивидуальные обобщения и служат тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт [1, с. 56].

Мы называем человека разумным животным, и представители традиционного интеллектуализма всегда с особенным упорствомподчеркивали тот факт, что животные совершенно лишены разума. Тем не менее вовсе не так легко определить, что такое разум и чем отличается своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, который может вести к таким же результатам, что и мышление.

Большая часть умственных процессов, состоящих из цепи образов, связанных один с другим, представляют собой нечто аналогичное самопроизвольной смене образов в грезах, какой, по видимому, обладают высшие животные. Но и такой способ мышления ведет к разумным выводам, как теоретическим, так и практическим. Связь между терминами при таком процессе мысли выражается или в «смежности», или в «сходстве», и при соединении обоих родов этой связи наше мышление едва ли может очень бессвязным. Вообще говоря, при подобном непроизводительном мышлении термины, сочетающиеся между собой, представляют конкретные эмпирические образы, а не абстракции. Солнечный закат может вызвать в нас образ корабельной палубы, с которой мы видели его прошлым летом, спутников по путешествию, прибытие в порт etc, и тот же образ заката может навести нас на мысль о солнечных мифах, о погребальных кострах Геркулеса и Гектора, о Гомере, о том, умел ли он писать,о греческой азбуке etc. Если в нашем мышлении преобладают обыденные ассоциации по смежности, то мы обладаем прозаическим умом, если в данном лице часто непроизвольно возникают необыкновенные ассоциации по сходству и смежности, то мы называем его одаренным фантазией, поэтическим талантом, остроумием.

Если в этом умственном процессе играет роль отвлеченное свойство, то оно лишь на «мгновение» привлекает наше внимание, а затем сменяется чем-нибудь иным и никогда не отличается большой степенью абстракции. Так, например, размышляя о солнечных мифах, мы можем мельком с восторгом подумать об изяществе образов в уме первобытного человека или на мгновение вспомнить с пренебрежением об умственной узости современных толкователей мифов. Но в общем мы больше думаем о непосредственно воспринимаемых из действительного или возможного опыта конкретных впечатлениях, чем об отвлеченных свойствах.

Во всех этих случаях наши умственные процессы могут быть вполне разумны, но все же они не представляют здесь мышления в строгом смысле слова. В мышлении, хотя выводы могут быть конкретными, они не вызываются непосредственно другими конкретными образами, как это бывает при цепи мыслей, связанных простыми ассоциациями. Эти конкретные выводы связаны с предшествующими конкретными образами при посредстве промежуточных ступеней, общих, отвлеченных признаков, отчетливо выделяемых нами из опыта и подвергаемых особому анализу.

Великая разница между простыми умственными процессами, заключающимися в вызывании одного конкретного образа минувшего опыта с помощью другого, и мышлением в строгом смысле слова defacto заключается в следующем: эмпирические умственные процессы только репродуктивны, мышление же — продуктивно. Мыслитель, придя в столкновение с конкретными данными, которых он никогда раньше не видел и о которых ничего не слышал, спустя немного времени, если способность мышления в нем действительно велика, сумеет из этих данных сделать такие выводы, которые совершенно загладят его незнакомство с данной конкретной областью. Мышление выручает нас при непредвиденном стечении обстоятельств, при которых вся наша обыденная «ассоциационная мудрость» и наше «воспитание», разделяемые нами с животными, оказываются бессильными [6, 121].

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не тольво в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которы, чаще всего, непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера [3, с. 211].

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т. е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Существуют различные определения понятия «мышление». Мышление (по определению С. Л. Рубинштейна) — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности. По мнению С. Л. Рубинштейна, задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Иными словами, мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Таким образом, ими отмечаются основные признаки мышления: обобщенность и опосредованность. Обобщенность означает, что в результате человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме существенные признаки этих объектов. Второй признак — опосредованное отражение действительности — означает, что мышление позволяет выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается посредством слов, речи. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на 188 раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Формой существования понятия является слово [5, с. 76].

Таким образом, мышление является высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Литература:

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2011. — с. 126.
  2. Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 201–202.
  3. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — с.800.
  4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, — с.262.
  5. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. — СПб., 1998.
  6. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов — М.: Книга по Требованию, 2013. — с. 305.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle