Библиографическое описание:

Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 706-708.



Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.

Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.

В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Основные виды самостоятельной работы можно разделить на несколько основных групп:

  1. овладение новым материалом;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп может включать в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Г. В. Рогова считает, что развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения определенных условий:

  1. необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Обучаемый должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Он должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы.
  2. требуется знание самой процедуры выполнения задания. Преподавателю нужно вооружить обучаемых рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей обучаемых, их опыта в иностранном языке.
  3. нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т. д.
  4. необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).
  5. важно предусмотреть адекватные условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий.

В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д.

Эти формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.

Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:

 все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы;

 обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.

При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Работа в парах и малых группах эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки:

 при работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижает так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком;

 ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.

Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности, как говорение.

Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения: видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой — задача педагога.

Для успешной самостоятельной работы важную роль играет также формирование навыков словообразования. Нужно учесть, что немецкий язык изобилует сложными словами, в отличие от русского и казахского языков. Часто у студентов возникают проблемы с переводом сложных существительных, особенно при переводе специальных текстов. Вот один из примеров, который встречался в моей практике. Сложное существительное die Getreidevollerntemaschine имеет значение многофункциональная зерноуборочная машина, создает трудности при переводе, так как данное существительное состоит из 4 отдельных слов и для правильного перевода необходимы навыки. Нужно учесть, что не все сложные слова имеют эквиваленты в русском или казахском языках и могут переводиться словосочетаниями, а иногда даже предложениями.

Важную роль в развитии навыков самостоятельной работы играет самоконтроль, так как эта работа предполагает минимальное участие педагога в учебном процессе.

При изучении иностранного языка — ошибки неизбежны. Есть много способов исправления ошибок: педагог сам указывает на ошибку, дает возможность исправить ошибку другим студентам, предлагает правильный вариант для самостоятельного контроля и т. д. Но если речь идет о самостоятельной работе, то нужно предоставлять обучаемым самим исправлять свои ошибки, тогда ошибка станет развивающим фактором в процессе обучения, а не будет его тормозить. Если обучаемый распознает ошибки других, то он лучше сможет контролировать свою речевую деятельность. Особенно это важно, если используется работа в парах или малых группах.

Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных, элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы.

Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы не должны быть новыми по способу выполнения. Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.

Формы работы должны быть знакомыми, так как новые или мало знакомые формы создадут трудности в процессе работы. Очень легкие и наоборот трудные задания не рекомендуются давать для такой формы работы. По моему мнению, трудные задания должны выполняться под контролем педагога, что бы обучающий эффект был максимальный. К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.

На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы педагог должен предлагать более простые задания по форме и содержанию, что бы сформировать простейшие навыки работы. Аналогичное выполнение заданий должно предшествовать под руководством педагога с четкими пояснениями, что имеет основополагающее значение для формирования более сложных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы на дальнейшем этапе. Нужно заметить, что задания подбираются в зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог при самостоятельной работе и от уровня овладения языком в той или иной группе. Если цель работы повторение пройденного в группе со слабыми студентами, то целесообразно предлагать задания, выполнение которых допускает действия по готовым рецептам и шаблону.

В группах с высоким уровнем овладения языка нужно предлагать такие задания, где требуется применение знаний в новой ситуации. Стоит также вспомнить о таком важном факторе, как время, которое педагог выделяет на выполнение заданий при самостоятельной работе. В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому студенту или группе. Например, при работе с текстом и заданиями к нему педагог должен иметь несколько видов заданий (по объему, сложности), что бы вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что улучшение качества обучения иностранному языку в первую связано с совершенствованием методики преподавания, выбором форм работы и мотивацией обучаемых.

Самостоятельная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромное значение в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагог должен органично спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу.

Литература:

  1. Горностаева З. Я «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» // Открыт. школа. — 1998. — № 2.
  2. Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» — Л., — 1982.
  3. Зимняя И. А. «Основы педагогической психологии» — М, 1980.
  4. Кралевич И. Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности». / Мн. — 1989.
  5. Денисова Г. Г. Самостоятельная работа при изучении иностранного языка
  6. Р. Г. Романович // Молодежь в современном обществе: проблемы правового, экономического и социально-культурного развития: материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Минск: БИП-С ПЛЮС, 2005. — с. 210–211. 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle