Библиографическое описание:

Моисеева Т. Н., Ускова Б. А. Работа с текстом на уроке английского языка в классе коррекционно-развивающего обучения // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 60-61.



Работа с текстом — это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО). Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения.

В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения: просмотровое, поисковое, ознакомительное, аналитическое, чтение с полным охватом содержания. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.

Работа с текстом в классах КРО традиционно начинается с ввода новой лексики. Тщательная отработка предлагаемых лексических структур может быть полностью освоена лишь в случае сниженного темпа введения нового материала. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков. При помощи словообразования даётся несколько однокоренных слов. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово, найти новые слова в «змейке», вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение, игр «снежный ком», «рыбак». Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц.

В незнакомом тексте содержится приблизительно десять-пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до-текстовый этап, активное чтение, послетекстовый этап.

До-текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.

Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста с магнитофонной плёнки, если таковая имеется, хоровое повторение за плёнкой, индивидуальное чтение учащимися каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения.

Немного сложнее обстоит дело с пониманием прочитанного. Здесь вместо непроизвольного формирования навыков на арену выходит активное включение в процесс обучения. Формирование навыков художественного перевода является самым сложным видом работы с текстом. Наибольшие трудности появляются при сталкивании с языковыми реалиями и несоответствующим порядком слов в русском и английском языках. Своевременная помощь учителя как координирующего и контролирующего звена учебного процесса здесь крайне важна.

На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.

Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца, заполнение таблиц, тестовые задания с множественным выбором, определение верного/ неверного высказывания. Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо-эмоциональный барьер перед неизвестным.

Коррекционное обучение — это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и способов применения полученных знаний. При вдумчивом подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету, как иностранный язык. Вышеизложенные приёмы и методы работы с текстом на уроке английского языка в классах КРО не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle