Библиографическое описание:

Абдуллаева О. Ю., Отажанова Н. Ш., Хурсанова Д. Х., Расулова Н. Ф., Маматова Д. М. Совершенствование методов этического воспитания медицинских сестёр лечебно-профилактических учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 409-412.



Актуальность. Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления медицинским работникам быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников. Профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—началеXX вв. и имели свои кодексы. В лечебно-профилактических учреждениях особое значение приобретает такая категория медицинской этики, как права пациентов, страдающих хроническими заболеваниями подтвержденных острым патологическим процессом. Права пациентов, и в первую очередь на получение квалифицированной медицинской помощи, а также на информацию (включая согласие пациента на применение тех или иных диагностических и лечебных мероприятий), приобретают в настоящее время особое значение. В последние годы проблемы защиты права пациента активно рассматриваются ВОЗ и Советом Европы. Правовые вопросы здравоохранения и медицинская этика — приоритетные направления деятельности Комитетов по здравоохранению и медицинской этике Совета Европы и ООН.

Цель. На основании изучения постановки дел по этическому воспитанию среди среднего медицинского персонала, роли в этом руководителя сестринского дела и влияние этики и деонтологии на качество медицинской помощи.

Материалы иметоды. Материалами данного исследования были результаты анкетирования среди пациентов и тестирования среди медицинских сестер четырех отделений. На первом этапе проводилось изучение литературных источников по развитию этического воспитания среднего медицинского персонала в различных странах мира и определена роль в этом руководителя по сестринскому делу. На втором этапе было проведено анкетирование среди пациентов в 4 типах отделений, таких как — хирургическое отделение (ХО), терапевтическое отделение (ТО), приемное отделение (ПО) и реанимационное отделение (РО), с целью изучения организации этического и деонтологического воспитания среди среднего медицинского персонала. Следующим этапом исследования было проведения анкетирования среди медицинских сестер с целью определения уровня знаний в области этики и деонтологии. Общее количество респондентов принимавших участие в исследовании 162. Из них медицинских сестёр было отобрано 80 по 20 из каждого типа отделения. Остальные 82 респондента были пациентами, участвовавшими в исследовании, из них 21.9 % (18) были пациентами хирургического отделения, 29.2 % (24) — терапевтического отделения, 46.3 % (38) — приемного отделения и 2.4 % (2) были пациентами реанимационного отделения. Из 80 опрошенных респондентов, 8 (10 %) работают старшими медицинскими сестрами, 2 (2.5 %) — главными медицинскими сестрами и 70 (87.5 %) — средний медицинский персонал. Многие из опрошенных не занимают руководящие посты в сестринском процессе и большую часть времени проводят с пациентом, что поможет отобразить более точную информацию о соблюдении ими принципов этики и деонтологии в сестринской практике. Из 80 опрошенных медсестер, 8 (10 %) старших, 2 (2.5 %) — главных медицинских сестёр и 70 (87.5 %) — медсестра. Многие из опрошенных не занимают руководящие посты в сестринском процессе и большую часть времени проводят с пациентом, что помогло отобразить более точную информацию о соблюдении ими принципов этики и деонтологии в сестринской практике.

Результаты исследования: Пациенты, принимавшие участие в анкетировании, отметили, что им часто приходилось сталкиваться со средним медицинским персоналом, получая медицинскую помощь. (53 % довольно часто, 32 % сталкивались каждый раз, при обращении в медицинское учреждение и 10 % сталкивались редко).

42 (51,2 %) пациентов ответили, что с грубым отношением со стороны медсестер им сталкиваться приходилось, но не часто; 21 (25,6 %) ответили, что часто приходится сталкиваться с грубым отношением со стороны медсестер и 19 (23,2 %) ответили, что не приходилось.

Пациенты отметили, что в первую очередь обращают внимание при получении медицинской помощи со стороны медсестер, на доброжелательное общение, ведь так считают 51 (62,1 %) из 82 опрошенных пациентов. Важным критерием оценки для пациентов становится доброжелательное отношение к ним, поэтому исходя из этих данных, можно сделать основной вывод, что этика и деонтология со стороны медицинских сестер для пациентов также стоит на первом месте. Так же для пациентов важен внешний вид медсестер, на который в первую очередь обращают внимание 13 (15.8 %) респондентов. Опыт работы, отметили 12(14.6 %) респондентов и 6 (7.3 %) отметили, что они в первую очередь обращают внимание на возраст медицинской сестры (пациенты указали на недоверие к молодым специалистам).

Оценка услуг среднего медицинского персонала по 5-ти бальной шкале пациентами показала что 27 (32.9 %) участника поставили оценку в 3 балла и это является весьма тревожным сигналом, так как большая часть исследуемых пациентов не удовлетворена услугами, предоставляемыми средним медицинским персоналом; 10 (12,1 %) респондентов дали оценку в 2 балла из 5 возможных; 31 (37,8 %) респондентов поставили 4 балла, т. е. 11,7 % пациентов не полностью удовлетворены качеством предоставляемых медсестринских услуг; 8 (9,7 %) участника исследования поставили оценку 1 балл и лишь 6 (7.3 %) участника опроса поставили оценку 5.

Следующий вопрос раскрывал мнение пациентов о том, существует ли необходимость совершенствовать этические взаимоотношения среднего медицинского персонала по отношению к пациентам. 76 (92,6 %) участников исследования ответили утвердительно, и это еще раз подтверждает мнение о том, что проблема существует и ее необходимо решать. И только 4 (4,8 %) участника ответили, что не знают, нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения среднего персонала по отношению к пациентам и 2 (2.4 %) считают, что в этом нет необходимости.

Для определения уровня знаний медицинских сестер в области этики и деонтологии нами был составлен тестовый вопросник, который состоял из 50 вопросов с вариантами ответов по каждому. Тестовый вопросник определял уровень знаний медицинских сестер и включал в себя вопросы по определению понятий этики и деонтологии, а так же серию ситуационных задач. Тестирование прошли 80 медицинских сестер по 20 из каждого отделения.

38.75 % (31) медицинских сестер в результате тестирования получили удовлетворительную оценку, т. е. набрали от 28–36 правильных ответов. 35 % (28) опрошенных не прошли тестирование, так как набрали менее 28 правильных ответов. Отличный бал, с правильными ответами от 41 до 50 вопросов, был получен лишь 6.25 % (5) медсестер и 20 % (16) получили хороший бал, набрав от 37–40 правильных ответов. Результаты тестирования показывают, что необходимость дополнительного получения знаний в области этики и деонтологии среди медсестер высока.

Далее нами было определено эмоциональное состояние медсестер так как оно напрямую оказывает влияние на качество предоставляемых услуг, применения принципов этики и деонтологии. Ведь если медицинский работник сам нуждается в психологической поддержке, может ли он оказать ее пациенту, конечно, это невозможно. Для этого нами было проведено тестирование на определение наличия синдрома эмоционального выгорания по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выделены три группы медсестёр по уровню сформированности эмоционального выгорания:

  1. с отсутствием эмоционального выгорания,
  2. с формирующимся эмоциональным выгоранием,
  3. со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.

Исследование показало, что у медсестер с формирующимся эмоциональным выгоранием доминирующими симптомами синдрома эмоционального выгорания являются переживание психотравмирующих обстоятельств (21 бал), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (22 балла), редукция профессиональных обязанностей (22 балла).

35 % медицинских сестёр признались, что на работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желают им чего-нибудь плохого. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу. 75 % признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры. 32 % жалуются, что им не повезло с работой. У 52 % опрошенных медицинских сестер выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги; У 38 % наблюдается личностная отстраненность.

В фазе резистентности находятся 32 % опрошенных медицинских сестер, в фазе напряжения — 18 %, истощения — 37 %, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось у 13 %.

Значительные различия по наличию той или иной степени стресса на разных стадиях было выявлено в зависимости от специфики работы медсестер в том или ином отделении. Так нами было исследовано 4 отделения, это хирургическое отделение (ХО), терапевтическое отделение (ТО), приемное отделение (ПО), и реанимационное отделение (РО).

Наибольший процент по всем стадиям развития синдрома эмоционального выгорания, набрали медицинские сестра реанимационного отделения 32 %, лишь у 2 % опрошенных не было выявлено стресса. Важно отметить, что реанимационное отделение является в эмоциональном плане одним из самых тяжелых, так как медицинским работникам приходится сталкиваться с тяжелыми больными, частота смертных случаев так же в реанимационных отделениях выше, чем в других. На втором месте оказалось хирургическое отделение — 24 % медсестер имели ту или иную стадию развития СЭВ и у 3 % он не был выявлен. Наименьший процент медсестер с наличием СЭВ был выявлен в терапевтическом отделении 17 % и наивысший 4 % среди тех, у кого не обнаружились симптомы стресса.

Следующий немаловажный фактор, оказывающий влияние на качество оказываемых медсестрами услуг являлся правильный выбор профессии. Результаты тестирования медсестер с помощью методики Профиль, позволила определить профессиональную направленность медсестер, выяснить правильно ли сделан выбор профессии. Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что большинство работающих медсестер в данных учреждениях имеют профессиональную направленность в другой сфере, потому что медицина интересует всего 18 % опрошенных. Данный фактор может быть одной из причин, по которой не применяются на практике принципы этики и деонтологии — не любовь к своей профессии. Ведь если человек сделал неправильный выбор, он не стремится совершенствовать свою работу из-за отсутствия интереса.

По результатам данного тестирования также было определено, что наибольший процент медсестер определившихся со своим профессиональным направлением и выбравшим медицину, было в терапевтическом отделении. Медсестры терапевтического отделения в процессе прохождения тестирования на определение уровня знаний в области этики и деонтологии так же набрали наивысший балл. Данное отделение также получило положительные результаты в процессе оценки работы медсестер пациентами и явилось лидером среди других по количеству медсестер не имеющих стресса (по результатам проведения вопросника В. В. Бойко).

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования важно отметить тот факт, что более 50 % опрошенных пациентов сталкиваются с неэтичным поведением со стороны среднего медицинского персонала. Культура общения среднего медицинского персонала находится не на должном уровне в отношении пациентов. Так же важным фактором было отмечено, недостаточное количество знаний в области этики и деонтологии. Это говорит о том, что средний медицинский персонал не имеет достаточной квалификации в данном вопросе, поэтому основной уклон необходимо делать на повышение квалификации медицинских сестер, внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии.

Руководителям сестринского процесса необходимо систематическое проведение тестирования для определения уровня знаний медсестер в области этики и деонтологии. Систематическое проведение и определение уровня эмоционального выгорания с целью раннего выявления и устранения стресса среди медсестер. С целью повышения знаний среднего медицинского персонала рекомендовано включать в план систематического повышения квалификации вопросы медицинской этики, деонтологии и этикета не только в специализированных учреждениях, но и на местах в каждом ЛПУ. Во время аттестации медицинских сестер обязательно учитывать данные предварительных анкетированных опросов, как медсестёр, так и пациентов. Увеличить количество часов в программах обучения в медицинских колледжах современным вопросам этического и эстетического воспитания студентов. Включить в квалификационные характеристикисреднего медицинского персонала вопросы этики, эстетики и деонтологии. При приёме на работу необходимо проведение собеседования и тестирования на определение профессиональной направленности.

Литература:

  1. Асадов Д. А. Основы медицинской этики в Адаб аль-табиб: мухъсаба — исследование совести: научное издание / Д. А. Асадов, А. И. Касымов, 2006, 89 с.
  2. Садовская Т. П. Милосердие, врач и больной // 2004. — с. 11.
  3. Силуянова И. В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма: научн. издание / 2005. с. 6.
  4. Иванюшкин А. Я. Медицина XXI века: новые этические подходы // Медицинская сестра. — М., 2006. — № 2. — с. 42–44.
  5. Э. А. Вальчук, Т. В. Матвейчик, В. И. Иванова Медицинские сестры с высшим образованием, журнал «Медицинские новости» № 6, 2004 г. с. 9.
  6. Эльштейн Н. В. Медицинская этика и современность // Клиническая медицина, 2000. — с. 14.
  7. Яровинский М. Я. Мудрость врачевания ХХI века: научное издание / М. Я. Яровинский // Мед. помощь. — М., 2006. № 1 — с. 46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle