Библиографическое описание:

Аджимуратова А. Р., Бахича Э. Э. Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 571-573.



Научная проблема: вРоссии взят курс на утверждение стратегии ускоренного, опережающего развития дошкольного образования, физических, интеллектуальных, нравственных и других сущностных сил личности, которые обеспечивают ее самоутверждения и самореализации. Одним из важных параметров полноценного и гармоничного развития личности является ее способность к творчеству, умение самостоятельно и оригинально решать сложные проблемы жизнедеятельности. Творческая работа, как и любые другие формы активного отношения человека к действительности, требует соответствующего внимания, умелой организации, определение содержания и характера ее выполнения. Понимание важности этого вопроса приводит внимание ученых, учителей, воспитателей к творческому развитию детей и молодежи, побуждает исследователей к поиску и созданию необходимых педагогических и, в частности, организационно-педагогических условий развития творческих сил и возможностей личности.

Как отмечают ученые (Е.Квятковский, В.Кремень, Д.Лихачева и др.), растущий интерес к проблеме организации творческой деятельности личности объясняется несколькими факторами. Первым является общетеоретический, связанный с вопросами развития личности, ее проблемами, содержанием жизнедеятельности и тому подобное. Вторым, по мнению Е.Громова, является растущий интерес к человеку высоко духовному, развитому не только в физическом, но и, что важно, в духовном смысле, «творческая деятельность которого предназначена качественным фильтром на пути к становлению личности, через который пройдет ни эгоизм, ни человеконенавистничество, ни другое зло " [2: 8–9].

Цель исследования: охарактеризовать творческую работу детей старшего дошкольного возраста как научно-педагогическую проблему.

В наше время вопросы организации творческой работы детей и молодежи приобретает особую остроту в сфере педагогической теории и практики. Для обеспечения эффективности организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности нужно, прежде всего, определить теоретические основы, на которых должен основываться этот процесс.

Исходя из психоаналитического осмысления проблемы, К. Юнг считал, что творческая работа — это сочетание психологического, связанного с работой сознания, и созерцательного, которое выражает образы бессознательного. Продолжая эту мысль, А.Кестлер указывает на то, что художественное творчество лежит в единой плоскости спектра вместе с юмором и открытием (a-ha — реакция, ha-ha — реакция, ah — реакция) [8: 101]. Особенно важно подчеркнуть положение автора о том, что все разновидности творческой активности — это сознательные и бессознательные процессы, находящиеся в трех сферах: художественного вдохновения, научного открытия и количественной изобретательности, — имеют общую для них модель: сочетание отдельных отраслей знания, моментов восприятия и универсумов языка.

Значительный интерес в плане определения сущности творческой работы вызывают работы, в которых исследователи акцентируют внимание на отдельных составляющих этого процесса, определяя одну из них как центральную, что дает возможность строить на ее основе сложную систему взаимодействующих процессов. К таким составляющим можно отнести понимание творчества в терминах процессов воображения и символизации как критериев креативности (Ф.Барон, Р.Стернберг и др.), способность выхода за пределы стереотипных ситуаций (С.Медник и др.), связь креативности с другими когнитивными процессами (М.Воллах, Дж.Гилфорд, Н.Коган, П.Ленгли и др.), специфичность сфер деятельности, где творчество характеризуется как специальная (Х.Гарднер, М.Сторфер и др.), главная роль «инсайта» (Х.Грубер, Дж.Девидсон) и цели (Ф.Барон, Х.Гарднер и другие). П.Торранс считал, что составными частями процесса творчества является чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности своими знаниями, чувствительность к недостающим элементам, к дисгармонии, опознания проблем, поиск решений осмысления, связь с элементами, которых не хватает для решения задачи, формулировка гипотезы и проверка, модификация и сообщения результатов.

Важное место в творческом развитии ребенка, считают Гетцельс, Джексон, Торранс и другие, занимают эмоции и чувства, а также сфера само регуляции и самоконтроля. Мы не можем согласиться с вышеупомянутыми исследователями, ведь еще Л.Выготский отмечал, что перед тем, как сообщить определенное знание, воспитатель должен вызвать соответствующие эмоции ребенка и сделать все для того, чтобы эти эмоции были связаны с новым знанием. Только эти знания могут нравится, которые прошли через чувства ребенка. Все остальное является мертвыми знаниями, которые убивают любое отношение к окружающей действительности [1:142]. Организационно-педагогические аспекты проблемы. Если в трудах философов, психологов вопрос творческой работы личности рассматривается с точки зрения проявления их сущностных сил и возможностей, то педагогические исследования позволяют акцентировать внимание на возможностях целенаправленного воздействия на этот процесс.

Так, в трудах А. Бакушинского указано, что педагогическое воздействие и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка находятся в определенной зависимости. Ученый делает вывод о том, что формы и методы творческой работы не могут навязываться извне, а должны исходить из внутреннего мира и возрастных особенностей ребенка.

Идея подчиненности творческой работы детей старшего дошкольного возраста условиям жизнедеятельности ребенка нашла свою дальнейшую теоретическую и экспериментальную разработку в трудах Е.Игнатьева, В.Киреенка, Н.Сакулиной и других [4,6]. По их общему мнению, творческая работа детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности является работой, в результате которой ребенок создает что-то новое с точки зрения индивидуального развития на основе взаимодействия между воспитателем и ребенком. В работах этих авторов определилась зависимость этой деятельности от принципов социалистического реализма в искусстве, которая обусловила основную цель обучения. «Весь процесс обучения рисованию необходимо рассматривать... как процесс постепенного приближения к полному отражение основных характерных особенностей предметов. Реалистичный рисунок — отражение нашей жизни в его наиболее характерных чертах, следовательно, и является конечной целью обучения рисованию в детском саду»

Понимание творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности именно с этих позиций углубили в своих исследованиях А.Галкин (особенности рисунке детей), И.Волков (профессиональная направленность изобразительного искусства), Г.Лабунська, Г.Назаревська (методы обучения изобразительному искусству и роль наглядности в обучении), Б.Щербаков (разница рисунков детей) Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет говорить об определенной эволюции во взглядах на творческую работу вообще и на художественно-творческую частности. Следует отметить, что хотя и остается неизменным постулат о творчестве как о создании чего-то нового, но по литературе разных планов, будь то философская, психологическая или педагогическая, видно, что тех исследователей, которые на современном этапе работают в направлении изучения отдельных аспектов творчества (В.Бутенко, Л.Кондрашова, В.Кутирев, Т.Пеня, Ю.Полуянов и др.), такая постановка вопроса уже не устраивает [6].

Поскольку современность предъявляет требования к воспитанию именно личности, ее духовного роста, то наше исследование, посвященное организационно-педагогическим условиям творческой работы на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду, как и многие другие в разных направлениях педагогической мысли, пытается обогатить опыт решения проблемы творчества и расширить его согласно со взглядами современной науки.

Творческая работа предусматривает создание соответствующих организационно-педагогических условий. Понимая важность педагогических закономерностей организации творческого процесса, В.Давыдов отмечает, что нельзя выявить истинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь в пределах традиционных форм ее деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания том, что в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно изменяться [3: 142].

Соглашаясь с мнением Е.Игнатьева, О.Леонтьева, Ю.Полуянова и других исследователей, мы считаем, что творческая работа детей старшего дошкольного возраста является учебно-воспитательной деятельностью, которая возникает в результате взаимодействия воспитателя и воспитанников, носит целенаправленный характер, имеет целью развитие и воспитание самостоятельной активности, овладение знаниями и навыками изобразительного искусства и приводит не только к созданию нового материального продукта, но и качественных новообразований в их эстетическом отношении к действительности и искусству. По мнению В.Афанасьева и других, всякая работа требует четко определенной организации, поэтому мы в своем исследовании считаем нужным выяснить сущность организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Правильная организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности способствует воспитанию духовно обогащенного и развитого человека, побуждает его к непрестанному поиску смысла жизни, осознание своей роли как создателя в бесконечных просторах Вселенной. Овладевая умениями творческой работы на занятиях по изобразительной деятельности, дети учатся определять изобразительное искусство в мировой культуре, овладевают основными понятиями художественной культуры, с помощью психических регулятивных процессов приобретают навыки саморегуляции эстетического отношения к действительности и искусства. Все это способствует целостному обучению по отдельной дошкольной дисциплины, формирует активное отношение детей к прекрасному в жизни и искусстве.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— М.: Просвещение, 1991.—93с.
  2. Громов Е. С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1986.—237с.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор.—1996.—247с.
  4. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: АПН РСФСР, 1959.—190с.
  5. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии. — 1993.-- № 10. — С.93–122.
  6. Кондрашова Л. В.,Сманцер А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. — Мн.: “Бестпринт”, 2001. –308с.
  7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1991.—256с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle