Библиографическое описание:

Ахмедова М. Р. Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 760-764.



В данной статье рассмотрены этапы и история развития экономической политики в России, проанализированы определения региональной социально-экономической политики, а также дано авторское определение, раскрыта сущность экономической политики регионов и ее инструменты.

Ключевые слова: регион, региональная политика, развитие, модернизация.

Развитие любого современного общества нуждается в хорошо организованной системе менеджмента. Одной из основных составляющих этой системы является региональная политика.

Социально-экономическое положение России все еще не перешло к устойчивому развитию, когда отставание по уровню жизни уменьшилось в сравнении с западными странами, а лишь находится в стабильном кризисном состоянии. Это в том числе связано с неадекватным научным обоснованием стратегии развития, реформ, а также места в этом процессе самого государства.

Поэтому на начальном этапе реформ в связи с отсутствием собственных разработок экономическая политика базировалась на неоклассической теории, которую выбрали в силу рекомендаций политиков и экономистов западных стан. По сравнению с западными странами, где совершенствование рыночной экономики шло эволюционным путем, в России предполагался ускоренный процесс и выделение условий для перехода к рыночной экономике. В программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» были выделены основные условия для формирования эффективной рыночной экономики: макроэкономическая стабилизация, приватизация и либерализация экономики [11].

В этой программе говорилось, что за эти годы Россия сильно продвинулась по пути рыночных преобразований. Быстрое развитие получили банковская сфера, сфера услуг, торговля, развивались финансовые институты. Но совершенно не учитывалось, что быстро созданные финансовые институты не способствуют социально-экономическому развитию, а удельный вес сферы услуг в структуре производства ВВП возрос в силу упадка реального сектора экономики.

Новый этап изменения экономики начался в 1996 году. Были сделаны выводы по поводу первого этапа реформ, т. е. была произведена приватизация, почти полностью окончена либерализация хозяйственных связей и цен, удалось снизить инфляцию. В итоге было определено, что российская экономика стала рыночной. Также была вновь создана система государственного регулирования экономики.

Во втором этапе реформ важным являлось увеличение роли государства в экономике, в связи с этим исследователи предположили, что теоретической базой второго этапа была кейнсианская теория.

Третий этап реформ начался осенью 1998, а завершился в конце 1999 года. Были определены основные направления социально-экономического развития [12]. В этот период воздействие государства на экономику уменьшилось, были исчерпаны государственные ресурсы, поэтому пришлось отказаться от активной кредитно-денежной политики. Так, экономика стала развиваться по своим собственным внутренним законам.

Начало четвертого этапа было в 2000 году и тогда была полностью пересмотрена роль государства, произошел переход от нейтралистской концепции экономической политики государства. Тут предполагалось совершенствовать экономику, но при уменьшении влияния государства [13]. А главным вектором совершенствования экономики было выделено создание благоприятного инвестиционного климата.

Увеличение социально-экономических показателей в то время показал, что выбранная концепция экономической политики была правильной. Но решить острые для России проблемы, такие как зависимость от энергоресурсов, слабая конкурентоспособность, низкий уровень инвестиционных вложений не удалось.

Таким образом, в настоящее время Россия нуждается в модернизации своей экономики, в выработке промышленной (структурной) политики. В этих обстоятельствах все более важной становится проблема регионального развития и направлений региональной политики. Это связано, с одной стороны, с продолжающейся социальной дифференциацией и поляризацией общества, с другой — с возрастанием роли региональных факторов развития страны.

Кризис 2008-2009 годов дал понять, что без модернизации экономики России, ей уготована роль сырьевой державы, развитие которой в большей части будет зависеть от мировой конъюнктуры на рынке энергоносителей. Формирование эффективной, современной федеральной и региональной экономической политики поможет избежать такого прогноза путем ориентации экономики на развитие конкурентных преимуществ, помощи бизнеса, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, развитие инноваций, а также на обеспеченность квалифицированными кадрами.

Без совершенствования экономики России и ее регионов сложно получить позитивные изменения в экономике, так как это одно из важнейших направлений, определяющих основной вектор современного мирового развития [21].

Таблица 1

Определения региональной экономической политики

Автор трактовки

Формулирование понятия РЭП

УКАЗ Президента РФ от 03-06-96 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (2013)

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Википедия

составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Центральная научная библиотека

это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности — нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.).

Лексин В.Н. [6]

Это поиск компромисса между интересами государства и регионов (национальных и региональных сообществ)

ФатеевВ.С. [18]

Это осуществляемое с помощью различных специальных инструментов воздействие национальных (федеральных) и субнациональных органов власти какой-либо страны, а также органов, созданных на межгосударственной основе, на развитие сообществ, проживающих и осуществляющих экономическую деятельность на одной или нескольких частях национальной территории либо совокупной территории ряда стран

Куклиньский А.

Искусство применения правительством различных подходов к разным частям страны

http://dvo.sut.ru

часть государственной социально-экономической политики, учитывающая исключительно государственный интерес и приоритеты, определенные в центре и реализуемые на периферии.

Х. АмстронгиДж. Тейлор [20]

Неравенство в социальном и экономическом развитии регионов

http://dvo.sut.ru

сугубо местное дело, она ориентирована исключительно на локальные задачи.

Михеева Н.Н. [15]

это особый вид государственной экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития

Артоболевский С.С., Глезер О.Б. [16]

Это отдельное направление деятельности государства со своими целями, методами их достижения и институтами

В понятийно-терминологической системе региональной экономики ключевое положение сегодня занимает термин «региональная политика» или «региональная экономическая политика». Существует много определений, но общепризнанного определения региональной политики в России до сих пор нет. Это не случайно, так как само понятие региональной политики многогранно и многовариантно, предполагает множество методологических подходов. В таблице 1 представлены определения региональной экономической политики различных авторов.

Каждое из этих определений отражает определенный аспект региональной политики. Профессор Фатеев В.С. дает определение в широком смысле и слишком сложное для понимания. Все остальные определения являются неполными, не раскрывающими всей сути экономической политики региона. В настоящее время региональная политика должна активно формироваться не только органами государственной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На наш взгляд, региональная экономическая политика — это политика федерального центра, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учитывающая возможности и интересы региона, создание условий для их развития, и при этом не противоречащая выделенным государственным приоритетам.

Региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный.

Но государственную региональную политику не следует смешивать с региональной политикой на местах. Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами — это то, что должно делаться и делается для согласованного и взаимосбалансированного развития всех элементов региона и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Ее задачами являются определение общих условий их деятельности, согласование пропорций общенационального и регионального развития. Тем самым государственная региональная политика реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов.

Для реализации социально-экономической политики региона все уровни власти используют как экономические, так и политические инструменты для оказания воздействия на субъекты федерации. К инструментам региональной социально-экономической политики можно отнести налоговую, бюджетную, социальную политики, политику занятости населения, политику стимулирования ресурсов капитала, денежно-кредитную, ценовую политики, которые помогают решить возникающие проблемы в регионах.

Политика занятости населения с помощью региональных и государственных программ стимулирует рост занятости и увеличения рабочих мест, содействует взятию на работу работников, повышает их квалификацию, переподготовку рабочей силы, выделяет пособия временным безработным. А занятость населения является условием для создания валового продукта, а также основой конкурентоспособности субъектов федерации.

С помощью региональной социальной политики (развитие жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, улучшения демографии, помощь нуждающимся) повышается уровень социально-экономического развития.

Политика стимулирования ресурсов капитала направлена на перемещении капитала через субсидии, налоги, а также на привлечение капитала в одни регионы и запрет, ограничение развития предприятий в других регионах.

Целью денежно-кредитной политики является обеспечение развития региона кредитными и денежными ресурсами, так как без этого не получится осуществить управление в стране, регионе.

На социально-экономическое развитие региона оказывает существенное влияние бюджетно-налоговая политика с помощью рационального использования бюджетных доходов, налогов, эффективного управления государственным и региональным долгом, бюджетным дефицитом для сокращения инфляции и безработицы.

Ценовая политика обеспечивает единство цен во всех регионах России, регулирует цены на некоторую социально значимую продукцию, газ, коммунальные услуги, перевозки общественного транспорта, а также ставят запрет на вывоз товаров. Таким образом, ценовая политика влияет на качество и уровень жизни, ВРП, развитие частного сектора, инвесторов, технологическое развитие.

Механизмы реализации региональной социально-экономической политики — это система конкретных методов, средств воздействия на регион, реализация которых приведет в последствие к социальному и экономическому развитию региона через пространственное распределение производственных сил. К основным составляющим такого механизма относится нормативно-правовая база, прогнозирование и программирование, финансовое, бюджетное регулирование развития региона, территориальное развитие, т. е. формирование территорий приоритетного развития, сотрудничество между регионами, создание специальных экономических зон [7].

Методы совершенствования социально-экономической политики, а также планирование инфраструктуры, развитие территорий, охрана окружающей среды, вопросы управления собственностью, природными ресурсами должны быть отражены в краткосрочных (годовой прогноз национальной экономики), среднесрочных (целевые федеральные программы) и долгосрочных (концепция долгосрочного социально-экономического развития) программах и прогнозах [9] в экономических соглашениях, которые будут отражать интересы отдельного региона.

Представления о региональной экономической политике (РЭП) начали складываться с середины 70-х гг. Исторически термин «размещение производительных сил» является как бы предшественником понятия «региональная политика». Длительное время, примерно до косыгинской реформы управления, основные задачи регионального развития были связаны исключительно с размещением производства. Лишь в середине 70-х гг. проблемы комплексного развития хозяйства регионов стали находить отражение в плановых документах.

В 1994 году в России была создана программа развития депрессивных регионов, а чуть позже конкретный документ о помощи депрессивным районам. Также Министерством по делам национальностей и региональной политике подготовило проекты основных положений региональной политики в Российской Федерации и основных положений федеральной программы развития депрессивных и отсталых регионов [16]. Однако они не были реализованы, а всяческие идеи развития региональной политики Правительством России практически были отвергнуты.

Лишь к началу 2000-х годов были созданы предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации. В Республике Дагестан к разработке стратегии социально-экономического развития приступили в мае 2007 года.

Современная региональная политика должна быть адекватной сегодняшнему времени. После вхождения в августе 2012 года ВТО Россия осознала необходимость модернизации своей экономики, так как модернизация является следствием глобализации. Таким образом, чтобы перейти на инновационную модель развития своей экономики нужно избавиться от сырьевой зависимости. Поэтому государственная региональная политика направлена на увеличение конкурентоспособности, на подъем инвестиционной и инновационной активности, на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на рост кадрового потенциала. По данным доклада Всемирного экономического форума в Давосе в 2013 году уровень конкурентоспособности экономики России в 2012 году в рейтинге опять опустился на одну ступеньку, до 67 места [5]. Причиной этому послужило не только наличие бюрократии, но и большая зависимость ее экономики от экспорта сырьевых товаров — нефти, газа, каменного угля, лесоматериалов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Для решения этой зависимости в регионах разрабатываются программы и комплексные планы социально-экономического развития, определяются концепции экономической политики с учетом территориальных особенностей. Это отражено в таких концепциях модернизации страны, как концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегия опережающего развития Глазьева С.Ю. [2], стратегия «Инновационная Россия — 2020» [4], стратегия интерактивной модернизации Полтеровича В.М. [10], стратегия сбалансирования экономии стимулирования внутреннего спроса Нигматулина Р.И. [8], «Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика».

Также особенностью РЭП в условиях модернизации является такое управление инновационной системой, которая имела в виду особенности экономик регионов, слабую координацию в них процесса генерации инновационных идей и опыта их продвижения [3].

Обязательным условием стратегии современного роста экономики является акцент на инновации. А переход к инновационному развитию регионов предполагает формирование новых институциональных механизмов управления в экономической политике, которая учитывала бы ресурсные возможности их экономик и инновационную эффективность [1].

Инновационные процессы в регионе связаны с инвестиционной деятельностью и общей экономической активностью. Следовательно, только инновации, обеспеченные инвестициями, могут являться толчком для социально-экономического развития России в целом и ее регионов.

Стремительное развитие рыночных отношений, экономических процессов и мирового инновационного процесса способствовали накоплению в экономике регионов рыночных трансформаций и структурных изменений, что объективно требует пересмотра содержания региональной политики и изменения методических подходов к управлению инновационно-инвестиционным развитием регионов [17]. Это отражается в инновационно-инвестиционной политике, под которой понимается система мер на уровне региона, включающая мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Особенности инновационно-инвестиционной политики в каждом регионе связаны с разнообразием и сложностью географического пространства России; географическим разделением труда на основе природного, этнического и хозяйственного разнообразия, обуславливающим взаимосвязь территориальных комплексов, районов, узлов; индивидуальностью районов и отдельных местностей России, как в природном, так и в социально-экономическом отношении; неоднородностью обеспечения ресурсами и уровнем хозяйственной и социальной освоенности; пространственной иерархией социально-экономических центров, существенно влияющих на виды и масштаб природной деятельности; инерционностью и особенностями территориальной структуры хозяйства, поэтому для трансформации сельского хозяйства необходимо длительное время и крупномасштабные инвестиции; многообразными экономическими связями между регионами и центрами — вкладывая деньги в какой-либо из них, необходимо учитывать, как изменятся эти связи, и как это отразится на эффективности предпринимательства; комплексным влиянием географических, социально-экономических и других факторов на предпринимательство.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Самыми естественными объектами российской региональной политики являются наиболее кризисные территории страны, и стимулирование развития экономик данных регионов сможет сократить их неравенство. А методы этого стимулирования целесообразно выделить в концепции социально-экономического развития этих регионов.

Литература:

  1. Байрамова Ж.М. — Региональные аспекты модернизации национальной экономики // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24.С.183 С 181-187
  2. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. — М.: Экономика, 2010. — 255 с.
  3. Гулин К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.2012. № 4 (22). С.51. С 42-58
  4. Инновационная Россия — 2020. Электронный документ. — Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ doc20101231_016
  5. Конкурентоспособность России понизили бюрократы. Электронный документ. — Режим доступа: http://www.km.ru/economics/2012/09/06/vsemirnyi-ekonomicheskii-forum-v-davose/ konkuren-tosposobnost-rossii-ponizili-by
  6. Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. _ М.: Инфа-М, 2008. — 350 с.
  7. Механизм реализации региональной экономической политики. Понятие и сущность механизма реализации государственной региональной экономической политики http://uchebnikionline.com/rps/regionalna_ekonomika_-_maniv_zo/mehanizm_realizatsiyi_regionalnoyi_ekonomichnoyi_politiki-1.htm
  8. Нигматулин Р.И. Кризис и модернизация России — тринадцать теорем / Р.И. Нигматулин, Б.И. Нигматулин. — М: Новости, 2010. — 47 с.
  9. Основные положения региональной политики в РФ. Указ президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Раздел. Методы и формы реализации региональной экономической политики
  10. Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом / В.М. Полтерович // Журнал новой экономической ассоциации. — 2010. — № 7. — С. 158-160.
  11. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439)
  12. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/6155598/#ixzz3iFvFDxWv
  13. Постановление от 02 Сентября 1998 г. N 2909-II ГД "О заявлении «Об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации», принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» (с изменениями на 6 июля 2002 года
  15. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под.общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. — 317 (С.180)
  16. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. — Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2010. — 308 с.
  17. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под.общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. — 317. С.178
  18. Смоквина А.А. Формирование политики инновационно-инвестиционного развития региона в условиях его рыночной трансформации (на примере Одесского региона. Электронный документ. — Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/2009/09sgapor.htm
  19. Стратегия — 2020: новая модель роста — новая социальная политика. Электронный документ. — Режим доступа: http://www.2020strategy.ru
  20. Фатеев В.С. Перспективы направления совершенствования региональной политики и местного самоуправления в Респубдике Беларусь // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития._ Мн.: НИЭИМин-ваэкономикиРесп. Беларусь, 2008. С.1. С.66-78
  21. Harvey Armstrong , Jim Taylor."Regional Economics and Policy, 3rd Edition ". — Wiley. 2000. 448.
  22. Хайбулаева З.Х. Модернизация экономики Дагестана как главный приоритет развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С.160

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle