Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Факторы модернизации отраслей реального сектора национальной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 980-983.



Факторы модернизации отраслей реального сектора национальной экономики

Сатторкулов Обидкул Турдикулович, кандидат экономических наук, доцент;

Тошбоев Бекзод Бахтиёрович, преподаватель

Гулистанский государственный университет (Узбекистан)

Изучая пути расширения масштабов финансового обеспечения потребностей предприятий реального сектора экономики Узбекистана, мы пришли к следующим теоретическим соображениям: расширение процессов модернизации экономики в целях обеспечения её конкурентоспособности в немалой степени зависит от инвестиционной активности финансовых институтов, а также способности производственных структур, готовых предложить привлекательные инвестиционные проекты, которые могли бы значительно активизировать поток зарубежных инвестиций в нашу республику.

Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции [1, с. 2].

Учитывая заинтересованность инвесторов в получении наибольшего экономического эффекта от вложенных средств, можно заключить, что привлечение инвестиций следует рассматривать как непрерывный процесс наиболее выгодных проектных решений. При этом процесс финансирования инвестиций необходимо представить, как логическое продолжение реализации наиболее приемлемого инвестиционного проекта при условии создания определенного инвестиционного климата и условий кредитования.

В целях дальнейшего изучения вопросов совершенствования инвестиционной политики в условиях модернизации национальной экономики были изучены и проанализированы принятые меры по повышению инвестиционной привлекательности экономики страны и их результативности.

Как показывает проведённый анализ, в течение последних пяти лет последовательная и целенаправленная реализация важнейших приоритетов экономической политики страны, направленных на обеспечение и сохранение высоких и устойчивых темпов роста экономики и дальнейшее повышение её конкурентоспособности, была связана с процессами углубления модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики. При этом одним из важных направлений в осуществлении поставленных задач рассматривалась реализация мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики страны.

Совершенствование денежно-кредитных и банковских инструментов осуществлялось в рамках обеспечения устойчивости коммерческих банков, укрепления доверия населения к банковской системе.

В целях поддержания темпов экономического роста, и исходя из уровня инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка была снижена с 14 % годовых в 2006 году до 12 % в 2012 году, а в 2015 году этот показатель уже составил 9 %.

Для финансовой поддержки банками процессов модернизации, технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономики республики реализовалась Программа приоритетных направлений дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 гг., предусмотренная увеличение объемов кредитования коммерческими банками инвестиционных проектов предприятий и отраслей реального сектора экономики почти в 3 раза, а также упрощение процедур банковского кредитования.

Для привлечения стратегических иностранных инвесторов, в Узбекистане в течение рассматриваемого периода создана уникальная система гарантий, льгот и преференций, как для самих инвесторов, так и для предприятий с иностранными инвестициями, иностранным инвесторам гарантированы защита их вложений, вывоз прибыли в иностранной валюте в рамках законодательства республики, неприкосновенность созданной ими собственности на территории Республики Узбекистан и др.

Законом Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» установлено, что в случае изменения норм законодательства, ухудшающих условия инвестирования, к иностранным инвесторам в течение десяти лет применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Тем самым, инвестор имеет право, по своему усмотрению, применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования. Более того, в случае принятия органами государственного управления или органами государственной власти на местах нормативных актов, ущемляющих права инвесторов, а также в случае незаконного вмешательства в их деятельность, причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке.

В соответствии с указанным законом в стране, иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов не подлежат национализации, за исключением случаев форс-мажора, общепринятых в международном праве (стихийные бедствия, аварии и др.).

В результате, в республике создано и успешно действует свыше 4,2 тысяч предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях и сферах экономики. Почти четверть из общего объема освоенных за 2008–2014 годы инвестиций — это иностранные инвестиции и кредиты, привлекаемые для реализации совместных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики страны [2, с. 522].

Следует подчеркнуть, что со стороны международных финансовых организаций даётся высокая оценка проводимым работам по дальнейшему расширению финансовой поддержки субъектов предпринимательства, улучшению условий ведения бизнеса в нашей стране.

В частности, в объявленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией новом рейтинге стран «Ведение бизнеса-2016» (DoingBusiness) Узбекистан, по показателю благоприятной предпринимательской среды, из 189 стран мира поднялся на 54 ступеньки вверх и занял 87-е место. Самые высокие темпы роста наблюдались по кредитной системе, и этот показатель в сравнении с прошлым годом улучшился на 63 единицы, со 105-го места поднялся на 42-е. Следует особо отметить, что настоящий показатель за последние 3 года улучшился на 112 позиций.

Вместе с тем последствия мирового финансово-экономического кризиса, ужесточение конкуренции на мировых и региональных инвестиционных рынках требуют принятия дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата в стране, дальнейшему стимулированию привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также недопущению незаконного вмешательства со стороны государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий с иностранными инвестициями.

67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. В их числе — строительство парогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной соды на Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобрений в АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числе с увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующих производственных площадей АО «Моторный завод» и другие [1, с. 3].

Считаем, что расширение масштабов финансирования инвестиций целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Определение потребностей отрасли (предприятия) в необходимых инвестициях в целях модернизации.

2. Формирование инвестиционной программы по источникам финансирования.

3. Проведение анализа структуры источников финансирования инвестиционных проектов (программ модернизации).

4. Создание благоприятного инвестиционного климата как необходимого условия процесса трансформации собственных и привлеченных ресурсов в инвестиции.

Важно отметить, что принципиальное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата имеют:

 проведение макроэкономической политики, посредством усиления действенности косвенных инструментов денежно- кредитной и фискальной политики, которые могут оказать влияние на спрос и предложение на финансовом рынке;

 совершенствование механизмов регулирования инвестиционных процессов и создание эффективных стимулов для инвестирования собственных средств предприятий и сбережений населения, а также привлечения прямых иностранных инвестиций;

 ликвидация излишних бюрократических барьеров для хозяйствующих субъектов при пользовании материальными и финансовыми ресурсами, совершенствование таможенного регулирования и повышение качества банковских услуг, формирование стабильного рынка строительной индустрии и т. д.;

 проведение анализа состояния ресурсной базы и возможностей финансовой системы, наличия гибких инструментов финансового менеджмента, условий для финансового посредничества;

 изучение действенности и эффективности антимонопольного регулирования, направленного на формирование конкурентной среды для участников рынка;

 повышение эффективности институтов защиты прав собственности и др.

Таким образом, в целях дальнейшего развития экономики Узбекистана необходимо привлечение инвестиций, направляемых на реализацию эффективных проектов, в первую очередь, связанных с вопросами углубления структурных преобразований и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, модернизации отраслей её реального сектора. Важно отметить, что создавая условия для повышения инвестиционной активности финансовых институтов в Узбекистане, следует отчетливо представлять себе, что инвесторы — это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и свое отношение к рискам. Поэтому весьма актуально формирование целенаправленной и устойчивой системы финансирования инвестиционных процессов, глубокое изучение и понимание инвесторами структуры отечественной экономики, принципов и особенностей её развития, а также широкое информирование зарубежных деловых кругов о реализации в республике инвестиционных проектов и содействии им в реализации будущих проектов.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Шаакрамов К. К вопросу финансового обеспечения процессов модернизации отраслей реального сектора национальной экономики. //Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы VII Форума экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle