Библиографическое описание:

Турдиматов Д. Б. Воспитательная функция национальных казахских игр в жизни молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 712-714.



В статье рассматривается роль национальных казахских игр в развитии и в воспитании молодежи.

Игра — один из верных способов и форм, развивающих не только навыки и умения мыслить, но и мировоззрения у учащихся.

Среди самых распространенных игр казахского народа можно назвать игру качели «Алтыбакан», который является неизменным видом развлечений казахского торжества и праздника. А такие мероприятия — самые излюбленные места встречи молодежи. Здесь молодые поют, танцуют, развлекаются, и самое главное — объясняются в любви.

Среди самых распространенных игр казахского народа, влияющих и развивающих талант и богатырское умение молодых юношей является игра «Кыз куу», то есть догони девушку. Данная игра бытует с сакских времен, и прежде чем молодые женятся, джигит претендующий на руку определенной девушки, должен догнать и поцеловать в щеку свою избранницу верхом на скакуне. Такую игру затевали во время народных празднеств, и считалось доказательством мужества и доблести молодого человека. Организация таких игр — есть вера родителей девушек-невест в светлое и надежное будущее. Игра «Кыз куу», связана со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них открыто проявляется духовная культура, ярко раскрывается фантазия, тонкий юмор народа, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставлялась изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками. И конечно, разумеется, что во этих обрядах девушки хотели видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

Казахские джигиты проверяли свои умения держаться в седле, силу, ловкость и выносливость состязавшись в игре, под названием «Кокпар». В древние времена игра «Кокпар» организовалась среди соседствующих джигитов по аулу. На расстоянии 50-60 шагов от участников бросалась туша козла или овцы, и начиналась борьба за кокпар. Борьба же велась верхом на лошади, что было испытанием выносливости и умения. В тогдашние времена побеждали юноши целого аула. Игра «Кокпар» имеет древние корни когда наши предки вели кочевой образ жизни.

Следующая национальная игра, развивающая богатырские качества юношей является игра «Аударыспак». В такой игре принимают самые лучшие наездники среди джигитов, которые демонстрируют выносливость, силу и ловкость. Согласно правилам игры, игрокам дается определенное время, в течение которого они должны постараться свалить друг друга из седла. Если они не смогут этого сделать, то приглашается другая пара игроков. Победивший игрок будет бороться со следующим победителем.

Состязание, определяющий быстроту и ловкость наездников — это национальная игра «Байга». Не только юноши, но и казахские девушки были отличными наездницами. Для девушек специально организовывались игра «Жорга жарыс», в котором испытывались мягкость, ритмичность ходьбы на лошадях. С помощью таких игр казахи воспитывали в девушках величие и достоинство, красоту и изящество, манеру и аристократичность.

Очень интересная по смыслу и испытательная игра на выносливость называется «Кумис алу». Друг от друга на определенном расстоянии бросаются несколько узелков с серебром. Участники игры выстраиваются друг за другом в порядке очереди и не останавливая коня ни на секунду постараються достать эти узелки с земли. Обычно с одного заезда невозможно достать узелки, поэтому вслед за одним игроком выезжает другой. Для большего интереса зрители вновь наполняют узелки деньгами. Победители заслуженно оставляют деньги себе.

Как видим, многие казахские национальные игры осуществляются верхом на лошади. Лошадь — самый надежный спутник казаха, поэтому казахи связывали с ним все свое существование.

В казахские национальные игры могут играть не только взрослые, но и дети. Для детей придумывали интеллектуальные игры, такие как «Бурук-телпек». В данной игре участники становились в шеренгу по кругу и бросали камни, завернутые в разноцветные платки. Затем тот, чей камень упадет ближе всех идет собирать их. Тот игрок, чей камень трижды упадет дальше всех, считается первым победителем. Игра обычно ведется до определения трех победителей.

Одним из детских игр, который развивает ловкость и быстроту считается игра «Лак устау». В этой игре могут принимать участие 3-5 детей. Согласно игре на поле выпускается козленок, а участники должны его поймать. Кто первым поймает козленка, тот считается победителем.

Следующая игра, схожая игре «Лак устау» является игра «Токты алу». Но в отличие от вышеназванной игры участники играют верхом на лошадях. Также на поле выпускают козленка, всадники пытаются поймать козленка верхом на лошади. Эта игра — на выносливость и умение держаться на седле. Как мы видим, развивая любовь к национальным играм предки казахов учили детей сидеть верхом на лошадях, дабы подготовить их к кочевой жизни.

Самая распространенная и древняя игра, которая дошла до сегодняшних дней является игра «Тогыз кумалак». Игра развивает логику и смекалку, логическое мышление и выдержку. Ученые называют игру «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать основные математические действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике соперников.

Согласно игре у каждого игрока имеется по 81 шарику одного определенного цвета, то есть по 9 шариков для 9 лунок. Они должны накопить лунки в так называемую доску «казан». Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются «добычей» играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. И так перекладывая камушки в игровые лунки, кто-то из соперников в конце концов должен набрать больше 81 камешка.

Эта игра была популярна в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. А в наше время «Тогыз кумалак» — самое распространенное состязание среди ловких и смышленых молодых.

Предки казахов включали в свои ритуальные обряды, во всевозможные пляски, охотничьи и бытовые сценки игры для передачи подрастающему поколению своего житейского опыта. И таким образом, в степных условиях казахи старались с помощью игр воспитывать юношей физически здоровыми, в духе уважения к старшим, приверженности к народным традициям, обязанностям перед обществом, родными и близкими.

Одна из детских игр — «Айголек». Согласно правиле игры дети делятся на две группы, берутся за руки и выстроившись друг против друга на расстоянии 20-30 шагов, начинают игру со словами:

«Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Начинаем свой забег.

Выше гор, быстрее рек,

Кто, тот нужный человек?».

Противоположная команда выбирает нужного им игрока со словами:

«Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек

Тот... (имя одного из ребят)

Нужный человек.»

Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему это удается, он выбирает кого-нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удастся, то остается в этой команде. В какой из этих двух команд в конце игры останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.

Следующая детская игра называется «Хан алчи», в котором принимают участие от 5 до 10 детей. Для игры необходимо достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». С помощью считалки выбирается ведущий, он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После чего, внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. «Хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Литература:

  1. Журнал «Қазақстан кәсіпкері». — № 2, № 5, 2007
  2. Сағындықов Е. Казахские национальные игры. — Алматы: Рауан, 1991
  3. Казахи. — Алматы: Казахстан, 1995
  4. Казахская ССР. Краткая энциклопедия. Том 3. — Алматы, 1990

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle