Библиографическое описание:

Даньшина Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 64-66.



В данной статье рассматривается проблема безработицы в Российской Федерации. Выделяются основные виды безработицы, особенности и факторы, влияющие на ее уровень. Предлагаются пути решения данной проблемы. Даётся характеристика пособия по безработице, выступающего основной формой социальной защиты безработных граждан.

Ключевые слова: безработица, Российская Федерация, проблемы, пособие, зарубежные страны, размер пособия.

В настоящее время почти во всех странах, в том числе и в России, проблема безработицы является одной из глобальных проблем развития экономики страны. Именно от уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень эмиграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы. На наш взгляд, безработица - ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Выделяются несколько типов безработицы: фрикционную, циклическую, сезонную, скрытую, структурную. Фрикционная безработица означает невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Циклическая - характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства. Сезонная безработица - зависит от работ в определенное время года (например, работа с/х рабочим или гидом). Скрытая - данный вид безработицы обычно возникает в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется.

Структурная означает невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

Данные виды безработицы тесно связаны между собой. Задачей государственных органов является выявление каждого их данных видов безработицы, а также минимизация, в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы, которые не позволяют достичь полной занятости населения[1].

По нашему мнению основные факторы, влияющие на уровень безработицы это: демографическая ситуация в стране; производительность труда; темпы роста экономики; спрос на тот или иной вид занятости; социальные причины (беременность, отсутствие образования, алкогольная или наркотическая зависимость); желание сменить место работы.

Как видно, факторов очень много. Они носят не только политический и экономический характер, но и социальный. Люди перестают быть удовлетворены своей работой, заработной платой и условиями труда.

В результате проведенных исследований, стало известно, что на начало 2016 года уровень безработных в нашей России составляет 6% от общего количества экономически и физически активных людей. Министерство труда также информирует, что официальное количество зарегистрированных безработных на февраль составило 1,03 млн. человек (показатель увеличился на 1,3%,). Число не полностью занятых достигло 269 тысяч человек (рост на 5,3%).

В нашей стране существуют меры социальной защиты безработных, которые представлены в виде выплаты «пособий по безработице». Пособие по безработице - денежная выплата гражданам, которые были признаны безработными в установленном надлежащем порядке. Для получения статуса безработного необходимо зарегистрироваться в государственной службе занятости и подождать 11 дней. Если по окончании этого срока служба занятости не найдет безработному работу по его специальности и в соответствии с его квалификацией, только тогда гражданин становится безработным официально и получает право на пособие по безработице.

Согласно статье 30 закона «О занятости населения в РФ», пособия устанавливаются в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если уволенные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу в течение не менее 26 календарных недель (с полным рабочим днем).

После того, как гражданин будет официально поставлен на учет в центре занятости, ему будет выплачиваться пособие. Для каждого эта сумма может быть разной. Минимальная величина пособия на сегодняшний день составляет 850 рублей, максимальная же 4 900 рублей [2].

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно. При этом оно не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеется ввиду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу в этот период, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Почти все страны мира столкнулись с проблемой безработицы, и в каждой стране эта проблема решается по-разному. Так, во Франции около 3,3 млн. французов официально числятся безработными. Уровень безработицы здесь составляет 10,1%. Так же как и в России, безработным данной страны выплачиваются пособия. Продолжительность выплаты пособия по безработице во Франции составляет от 4 месяцев до 2 лет.

Установлен максимальный размер выплат, который равен 6161 евро в месяц. Причем этот размер выплаты сохраняется всего четыре месяца, а к концу года он снижается вдвое. Еще одним условием является то, что для получения пособия необходимо не превышать уровень ежемесячных доходов: 846,90 евро для одного человека, 1693,80 евро для семейной пары.

Максимальная сумма пособия по безработице в западной Германии составляет около 2 215 евро, а в восточной 1 940 евро. Продолжительность же выплаты пособия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше 24 месяцев. В сравнении со многими другими государствами, Германия считается очень благополучной в плане занятости страной — уровень безработицы здесь не превышает 6%.

По нашему мнению, безработица - одна из самых больших и трудноразрешимых проблем не только России, но зарубежных стран. Она представляет наибольшую угрозу социально - экономическому строю и благополучию.

Безработица имеет множество негативных последствий:

– замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;

– лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

– стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег;

– потеря квалификации и практических навыков по причине отстранения от работы;

– обострение криминогенной ситуации.

Данные последствия безработицы показывают необходимость изучения причин ее возникновения, значимость проведения анализа сложившейся ситуации и поиска методов снижения безработицы, превышающей естественный уровень.

Опираясь на международный опыт, мы считаем, что также необходимо пересмотреть механизм получения пособий по безработице в России. Здесь имеются достаточно низкие размеры пособий и большая продолжительность их выплаты. Российское законодательство не предусматривает ограничений, которые делали бы невозможным непрерывно вставать на учет в службу занятости только с целью получения пособия. Для некоторых регионов страны даже максимальная сумма пособия (4900 руб.) не может обеспечить даже недели проживания.

Исходя из этого, можно попытаться разработать рекомендации, которые могли бы способствовать модернизации системы выплаты пособий по безработице, ее более эффективной работе.

Прежде всего, необходимо ограничить возможность безработных российских граждан постоянно вставать на учет в службе занятости, целью которых является исключительно получение пособия (некоторые люди заинтересованы только в постоянном получении пособия, а не в трудоустройстве).

Также еще одним из путей решения данной проблемы является пример Франции, где первоначально высокое пособие сохраняется всего четыре месяца, а к концу года оно снижается вдвое. Система постепенного сокращения размера пособия по безработице подталкивает безработного к поискам вакансий, переквалификации и трудоустройству.

Представляется своевременным применение следующих способов решения проблемы безработицы в Российской Федерации:

– создать новые рабочие места, посредством использования для этого финансовых ресурсов из федеральных, региональных и местных бюджетов;

– усовершенствовать систему образования, включая в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образованием;

– облегчить связь между работником и работодателем, создавая для них наиболее благоприятные рабочие места;

– предоставить трудоспособному индивиду возможность развиваться, развивать свои творческие возможности и при этом получать заслуженное вознаграждение за свой труд;

– необходимо содействовать выпускающимся лицам как из высших учебных заведений, так и выпускникам начального и среднего образования;

– поддерживать средний и малый бизнес.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных пунктов может привести к снижению уровня безработицы и к удовлетворительным результатам, которые устроят не только государство, но и население в целом.

Литература:

  1. Кобылинская С. В. К вопросу о минимальной размере оплаты труда / С.В. Кобылинская, А.Х. Шишев // Science Time. – 2015. – № 10 (22). – С. 156-160.
  2. ГриньЕ. А. CONCEPT AND THE BASES OF THE FORCED TERMINATION OF RIGHTS ON THE LAND PLOTS // Научныепроблемыгуманитарныхисследований. 2010. № 6. С. 149-155.
  3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» //СЗ РФ.1991.Ст.3
  4. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» //СЗ РФ.2015.
  5. Кобылинская С. В. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе права социального обеспечения / С.В. Кобылинская // Апробация. – 2014. – № 3. – С. 71-72

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle