Библиографическое описание:

Московченко М. А. Понятие и основания поощрений на государственной службе // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 82-83.



В статье анализируется современное состояние понятия и основания поощрений на государственной службе. Автор приходит к выводу, что «поощрение» может употребляться в нескольких значениях: как поощрительная санкция; как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги.

Ключевые слова: поощрение, государственная гражданская служба, заслуга, государственный служащий, стимул, поощрительные меры.

Переход Российского общества к демократическому режиму обусловил возможность отхода от принудительно-силовых методов управления общест­венными процессами к методам стимулирования социально полезного поведе­ния. Представляется, что современной наукой стимулирующий потенциал пра­ва еще полностью не раскрыт.

Следует отметить, что «поощрение хотя и является «сильным» стимулирующим средством, но далеко не исчерпывающим емкую категорию правовых стимулов в деятельности государственных служащих» [1, с. 8; 2, с.52-58].

На основе анализа действующего зако­нодательства [3], следует говорить о практическом отсутствии достаточного регу­лирования поощрительных мер и единообразия правоприменения по указанным вопросам. Безусловно, осмысление роли поощрения в праве позволит рассматривать его не только как инструмент достижения определенных целей, но и как феномен, опирающийся на всю систему человеческих ценностей и самоутверждающий эти ценности [4, с.11; 5, с.44-47].

К сожалению, но в российском законодательстве, ни в юридической науке нет всеохватывающего определения понятия «поощрения служащего», не смотря на то, что известны отдельные попытки ученых-юристов сформулировать данное понятие [6, с. 104; 7; 8; 9, с.106-112].

Сущность поощрения весьма точно выразил К.С. Бельский, рассматривающий поощрение, как особый вид управленческого давления, такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества [10, с.90].

По нашему мнению, можно согласиться с тем, что поощрение представляет собой особое средство правового воздействия и стимулирования служебной деятельности государственных служащих, за добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также укрепления дисциплины в данной системе [11, с.54-55].

Говоря о заслуге, следует сказать, что важнейшими предпосылками применения мер поощрения при этом являются строгое соблюдение условий поощрительной нормы, обстоятельств выполнения, а также конечный результат. Поощрение непосредственно связано с заслугой как общепризнанной полезностью поступков, действий субъекта [12, с.50-55]

Особую важность имеет стимулирование активности государственных и муниципальных служащих, а не только увеличение размера материального вознаграждения за труд, хотя оно, безусловно, важно [13, с.58-65]. Публичная служба содержит обязательный признак вознаграждения за нее, вследствие чего наличие организационных и материальных побудительных мер могут рассматриваться в единстве.

Отмечая особенность поощрений, применяемых к государственным служащим, следует отметить, что он поступает правомерно не из личных соображений, а в соответствии со своими обязанностями. Фактически же последствия его правомерных действий, приведшие к успешному решению служебных задач, доставляют ему моральное удовлетворение и в оговоренных законом случаях могут быть основанием для применения поощрительных мер. При этом заслуга включает в себя не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения лица.

Следовательно, мера поощрения не должна предоставляться, если в достижении общественно полезного результата не было никакой заслуги конкретного субъекта.

Таким образом, «поощрение» может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, то есть структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги.

Литература:

  1. Лебедева Е.Н. Природа и особенности механизма правового стимулирования социально-активного поведения // Право и жизнь. 2002. № 51. C. 8.
  2. Волкова В.В. Правовая природа стимулирования государственной управленческой деятельности.// Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3. Том 31. Одесса: Куприенко С.В.,2013. 100с.
  3. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2002-2005 годы)»: утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 года № 1336 // Российская газета. 2002. 23 ноября; Указ Президента РФ от 10 марта 2009г. №261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // СЗ РФ. 2009. №10. Ст. 1201; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями // Российская газета. 2004. 31 июля
  4. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. Спб., 2003. С. 11.
  5. Волкова В.В. О понятии и содержании поощрительных норм Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота,2011. № 2(8). С.44-47. Часть 2.
  6. Волкова В.В. К вопросу о поощрении служащих //Современное право. № 3. 2008. С.104.
  7. Добробаба М. Б. Поощрение государственных служащих субъектов РФ (на примере Южного Федерального округа) // Материалы научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2004
  8. Абрамова О.В. Совершенствование законодательства о поощрении.//СПС «Консультант Плюс».
  9. Волкова В.В. Поощрение государственных служащих: понятие, принципы// Теория и практика административного права и процесса: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 9-11 октября 2009г.). В 2-х частях: Часть 1./Отв. ред. проф. В.В. Денисенко, доц. А.Г. Эртель. Краснодар: изд-во «Кубанькино»,2009. 368с.
  10. Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления): Учебное пособие. М.,1988. С.90.
  11. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики). Саратов, 2004. С. 54-55.
  12. Волкова В.В. Заслуга как основание для правового поощрения государственных служащих// Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск 4. Майкоп: Изд-во МГТУ,2012. 144с.
  13. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: компетенция - некоторые проблемы реализации// Трудовое право. 2008. № 9. С. 58-65.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle