Законодательное решение проблемных вопросов реализации нормирования в области охраны окружающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Хайлова, М. И. Законодательное решение проблемных вопросов реализации нормирования в области охраны окружающей среды / М. И. Хайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27613/ (дата обращения: 16.04.2024).



Данная статья посвящена вопросам нормирования и проблем в области охраны окружающей среды, а именно коллизии в законодательной базе, проблемы реализации на практике и вопросы ответственности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологические нормирование, нормативы, проблемы.

Основным нормативным актом в Российской Федерации является Конституция РФ, в которой закреплены все основные права и свободы человека и гражданина. Одним из основных таких прав как раз является право на благоприятную окружающую среду. Более четкое оформление данного положения регламентировано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (Далее — Закон). Помимо конституционного положения предусматривается в Законе также право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Поэтому мы переходим к основному понятию нашей работы — нормированию. Оно является важным и необходимым рычагом регулирования основ охраны человека, его здоровья и окружающей среды. Целями, указанными в Законе, является государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Однако, стоит отметить важный законодательный пробел — это отсутствие приоритетного (исходя из целей Конституции) субъекта правового регулирования, а именно, в области охраны окружающей среды, человека. На этот момент обращает внимание и автор учебников по экологическому праву М. М. Бринчук: «В новом Законе отсутствует существенный критерий — охрана здоровья человека» [1].

Соответственно, первоначальным решением предлагается предусмотреть иную формулировку положения Закона п.1 ст.19: ««Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности окружающей среды, поддержание оптимального уровня, отвечающего интересам охраны здоровья общества и человека».

Система экологических нормативов, закрепленная в Законе, предусматривает две основных разновидности: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. А также говорится о «иных нормативах» [2], но законодательного толкования и раскрытия этой формулировки нигде не содержится. Поэтому на основании теории государства и права это неизбежно приведет либо к широкому толкованию, либо к узкому, тем самым возникнет коллизия в уяснении смысла нормы права. Соответственно необходимо законодателю четко дать определение и список нормативов, считающихся «иными» либо в Законе, либо посредством издания нового нормативного правового акта с закрытым перечнем этих нормативов для облегчения и четкой регламентации норм права, а также исключении «путаницы» и широкого применения норм. Например, внесением такой формулировки как «Иные нормативы в области охраны окружающей среды — это…».Переходя к правоприменительной деятельности государственных органов, следует отметить, что их деятельность основана на нормативно-правовых актах. Однако, их реализация может быть осложнена. В 95 % случаях судебного рассмотрения споров, которые касаются привлечения к ответственности нарушителей природоохранного законодательства, протоколы оспариваются.

В документах, фиксирующих административное правонарушение, отсутствует прямая доказательственная база, указывающая на отсутствие соблюдения экологических нормативов. Проблема в том, что ни в протоколах, ни в постановлениях о привлечении к административной ответственности не фиксируется факт превышения индивидуально установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду — нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов (нормативы ПДВ и ПДС) [3].

Возникают иные вопросы — как с этим бороться и как следует решить эту проблему? Соответственно, органам государственной власти необходимо издать проект «О порядке фиксирования в документах о привлечении к административной ответственности в сфере экологических правонарушений» в котором будет определен пункт, определяющий доказательственную базу, факт установления превышения индивидуально установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Если мы говорим о системе нормативов, то необходимо и фактически приемлемо создание единой информационной базы, а также единого информационного центра специалистов по определению экологических нормативов [4, С.114]. В данной организации необходимы специалисты, отвечающие требованиям, которые вели бы технологическую, нормативную основу нормирования в Российской Федерации. Возможно, и логически приемлемо также создание таких центров или филиалов и в субъектах Российской Федерации. Это обусловлено именно тем, что сфера нормирования в области охраны окружающей среды является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. А именно, субъекты с учетом определенных критериев могут устанавливать более жесткие нормативы в области охраны окружающей среды [5, С.320].Таким образом, это бы обуславливало четкую слаженную систему нормирования на уровне федерации и субъектов, а также помогало в распределении и помощи субъектам поддерживать благосостояние регионов с учетом их особенностей.

Установленный перечень нормативов допустимых воздействий на окружающую среду в Законе не является закрытым, а значит, может быть дополнен федеральными и региональными актами. Соответственно, достаточно широкий перечень должен быть достаточно эффективным в сфере своей реализации. Однако и тут возникают большие проблемы, не решенные законодателем. А именно, отсутствует четкий механизм и оборудование для соблюдения и определения этих нормативов на практике. Таким образом, подводя итог, следует сказать, что законодательная техника остается «недоработанной» и требует некоторых изменений и новшеств, которые обеспечили стабильное и прогрессивное функциональное регулирование в области охраны окружающей среды.

Литература:

1. Бринчук М. М., Экологическое право, Раздел Х Правовые основы экологического нормирования. Консультант Плюс, 2009.

2. Абанина Е.Н, Зенюкова О.В, Сухова Е.А «Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по состоянию на 1 ноября 2005 года [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: — http://www.zonazakona.ru/law/comments/art/225/

3. Нормирование в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: — http://studopedia.ru/1_123112_normirovanie-v-oblasti-ohrani-okruzhayushchey-sredi.html

4. Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике. // В сборнике: Право: современные тенденции. Материалы III Международной научной конференции. Краснодар. 2016.

5. Филь В. С., Гринь Е. А. Некоторые правовые проблемы при осуществлении экологического аудита в Российской Федерации. // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающей среды, охраны окружающей среды, области охраны окружающей, окружающую среду, Российской Федерации, экологических нормативов, нормативов допустимого воздействия, благоприятной окружающей среды, сохранение благоприятной окружающей, «Об охране окружающей, охране окружающей среды», охрана окружающей среды, защиту окружающей среды, нормативы качества окружающей, безопасности окружающей среды, Система экологических нормативов, соблюдения экологических нормативов, нормативов допустимых воздействий, определению экологических нормативов, нормативы допустимого воздействия.


Ключевые слова

проблемы, охрана окружающей среды, экологические нормирование, нормативы

Похожие статьи

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу приоритетных вопросов. Проведя анализ нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно прийти к выводу...

Обеспечение экологической безопасности строительства

Описан принцип нормирования качества окружающей среды. Рассмотрены основные меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства.

Государственная политика в сфере природопользования и охраны...

Итак, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Конституционные основы охраны окружающей среды...

охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, нормативы качества окружающей среды.

Международный и зарубежный опыт охраны окружающей среды на военных и оборонных объектах Республики Казахстан.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Право граждан Российской Федерации на благоприятную среду основано на Конституции РФ и детализируется Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт который управляет природоохранными взаимоотношениями в России. Данный акт позволяет сформировать и укрепить экологический правопорядок...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

‒ несовершенство законодательства в сфере охраны окружающей среды в части нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также отсутствие законодательных механизмов по обязательному экологическому страхованию...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая...

– 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды

В целом, технологическое нормирование на основе НДТ, в первую очередь, должно применяться для вновь создаваемых объектов электроэнергетики (электростанции, энергоблоки, отдельные агрегаты), а срок...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая...

Право на благоприятную окружающую природную среду является базовым конституционным правом, которое развивается в праве: а) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; б) на возмещение ущерба...

Похожие статьи

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу приоритетных вопросов. Проведя анализ нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно прийти к выводу...

Обеспечение экологической безопасности строительства

Описан принцип нормирования качества окружающей среды. Рассмотрены основные меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства.

Государственная политика в сфере природопользования и охраны...

Итак, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Конституционные основы охраны окружающей среды...

охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, нормативы качества окружающей среды.

Международный и зарубежный опыт охраны окружающей среды на военных и оборонных объектах Республики Казахстан.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Право граждан Российской Федерации на благоприятную среду основано на Конституции РФ и детализируется Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт который управляет природоохранными взаимоотношениями в России. Данный акт позволяет сформировать и укрепить экологический правопорядок...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

‒ несовершенство законодательства в сфере охраны окружающей среды в части нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также отсутствие законодательных механизмов по обязательному экологическому страхованию...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая...

– 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды

В целом, технологическое нормирование на основе НДТ, в первую очередь, должно применяться для вновь создаваемых объектов электроэнергетики (электростанции, энергоблоки, отдельные агрегаты), а срок...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая...

Право на благоприятную окружающую природную среду является базовым конституционным правом, которое развивается в праве: а) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; б) на возмещение ущерба...

Задать вопрос