Библиографическое описание:

Хайлова М. И. Законодательное решение проблемных вопросов реализации нормирования в области охраны окружающей среды // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 51-53.



Данная статья посвящена вопросам нормирования и проблем в области охраны окружающей среды, а именно коллизии в законодательной базе, проблемы реализации на практике и вопросы ответственности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологические нормирование, нормативы, проблемы.

Основным нормативным актом в Российской Федерации является Конституция РФ, в которой закреплены все основные права и свободы человека и гражданина. Одним из основных таких прав как раз является право на благоприятную окружающую среду. Более четкое оформление данного положения регламентировано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (Далее — Закон). Помимо конституционного положения предусматривается в Законе также право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Поэтому мы переходим к основному понятию нашей работы — нормированию. Оно является важным и необходимым рычагом регулирования основ охраны человека, его здоровья и окружающей среды. Целями, указанными в Законе, является государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Однако, стоит отметить важный законодательный пробел — это отсутствие приоритетного (исходя из целей Конституции) субъекта правового регулирования, а именно, в области охраны окружающей среды, человека. На этот момент обращает внимание и автор учебников по экологическому праву М. М. Бринчук: «В новом Законе отсутствует существенный критерий — охрана здоровья человека» [1].

Соответственно, первоначальным решением предлагается предусмотреть иную формулировку положения Закона п.1 ст.19: ««Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности окружающей среды, поддержание оптимального уровня, отвечающего интересам охраны здоровья общества и человека».

Система экологических нормативов, закрепленная в Законе, предусматривает две основных разновидности: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. А также говорится о «иных нормативах» [2], но законодательного толкования и раскрытия этой формулировки нигде не содержится. Поэтому на основании теории государства и права это неизбежно приведет либо к широкому толкованию, либо к узкому, тем самым возникнет коллизия в уяснении смысла нормы права. Соответственно необходимо законодателю четко дать определение и список нормативов, считающихся «иными» либо в Законе, либо посредством издания нового нормативного правового акта с закрытым перечнем этих нормативов для облегчения и четкой регламентации норм права, а также исключении «путаницы» и широкого применения норм. Например, внесением такой формулировки как «Иные нормативы в области охраны окружающей среды — это…».Переходя к правоприменительной деятельности государственных органов, следует отметить, что их деятельность основана на нормативно-правовых актах. Однако, их реализация может быть осложнена. В 95 % случаях судебного рассмотрения споров, которые касаются привлечения к ответственности нарушителей природоохранного законодательства, протоколы оспариваются.

В документах, фиксирующих административное правонарушение, отсутствует прямая доказательственная база, указывающая на отсутствие соблюдения экологических нормативов. Проблема в том, что ни в протоколах, ни в постановлениях о привлечении к административной ответственности не фиксируется факт превышения индивидуально установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду — нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов (нормативы ПДВ и ПДС) [3].

Возникают иные вопросы — как с этим бороться и как следует решить эту проблему? Соответственно, органам государственной власти необходимо издать проект «О порядке фиксирования в документах о привлечении к административной ответственности в сфере экологических правонарушений» в котором будет определен пункт, определяющий доказательственную базу, факт установления превышения индивидуально установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Если мы говорим о системе нормативов, то необходимо и фактически приемлемо создание единой информационной базы, а также единого информационного центра специалистов по определению экологических нормативов [4, С.114]. В данной организации необходимы специалисты, отвечающие требованиям, которые вели бы технологическую, нормативную основу нормирования в Российской Федерации. Возможно, и логически приемлемо также создание таких центров или филиалов и в субъектах Российской Федерации. Это обусловлено именно тем, что сфера нормирования в области охраны окружающей среды является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. А именно, субъекты с учетом определенных критериев могут устанавливать более жесткие нормативы в области охраны окружающей среды [5, С.320].Таким образом, это бы обуславливало четкую слаженную систему нормирования на уровне федерации и субъектов, а также помогало в распределении и помощи субъектам поддерживать благосостояние регионов с учетом их особенностей.

Установленный перечень нормативов допустимых воздействий на окружающую среду в Законе не является закрытым, а значит, может быть дополнен федеральными и региональными актами. Соответственно, достаточно широкий перечень должен быть достаточно эффективным в сфере своей реализации. Однако и тут возникают большие проблемы, не решенные законодателем. А именно, отсутствует четкий механизм и оборудование для соблюдения и определения этих нормативов на практике. Таким образом, подводя итог, следует сказать, что законодательная техника остается «недоработанной» и требует некоторых изменений и новшеств, которые обеспечили стабильное и прогрессивное функциональное регулирование в области охраны окружающей среды.

Литература:

1. Бринчук М. М., Экологическое право, Раздел Х Правовые основы экологического нормирования. Консультант Плюс, 2009.

2. Абанина Е.Н, Зенюкова О.В, Сухова Е.А «Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по состоянию на 1 ноября 2005 года [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: — http://www.zonazakona.ru/law/comments/art/225/

3. Нормирование в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: — http://studopedia.ru/1_123112_normirovanie-v-oblasti-ohrani-okruzhayushchey-sredi.html

4. Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике. // В сборнике: Право: современные тенденции. Материалы III Международной научной конференции. Краснодар. 2016.

5. Филь В. С., Гринь Е. А. Некоторые правовые проблемы при осуществлении экологического аудита в Российской Федерации. // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle