Библиографическое описание:

Приходько И. О. Ограничение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 32-34.



В данной статье рассмотрены проблемы российской современности, правового регулирования отношений по поводу земельных участков сельскохозяйственного назначения как источника существования, земли как основы жизни.

Ключевые слова: земельный участок, прекращение права собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос правового регулирования отношений по поводу земельных участков как источника существования, земли как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию.

В настоящее время гражданско-правовое регулирование ограничений и прекращения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения еще недостаточно развито и проявляется в наличии диспропорции между частными и публичными интересами участников отношений собственности.

Несмотря на сформированную нормативно-правовую базу и длительный период аграрных преобразований, состоявшиеся системные изменения отношений собственности на землю не соответствуют требованиям устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

Эти процессы предопределяют необходимость поиска новых механизмов регулирования ограничений и прекращения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. При этом на современном этапе особое значение приобретает обеспечение оптимального государственного вмешательства в отношения собственности на сельхозземлю.

Анализ проблем гражданско-правового регулирования ограничений и прекращения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения позволяет найти оптимальные способы решения сложных вопросов, возникающих как при реализации отдельных ограничительных мер, так и в ходе применения предусмотренных законом способов прекращения права собственности на землю. Целый ряд аспектов рассматриваемой проблемы, требующих специальной правовой регламентации, остаются пока неразработанными [1, С.5].

В настоящее время в теории гражданского права отсутствуют четкие представления о сущности и принципах ограничения права собственности на землю. Не до конца остаются разработанными проблемы договорных и внедоговорных ограничений права собственности.

Требуют дальнейшей проработки вопросы прекращения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения [2, С.585]. Перечисленные обстоятельства не могли не сказаться отрицательно на правовом регулировании отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Ограничения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения — это предусмотренные законом договорные либо внедоговорные ограничительные меры, выражающиеся в установлении дополнительных условий или запретов реализации собственником возможных способов осуществления права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Проблема ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения рассматривается на базе основополагающего правила о недопустимости произвольного вмешательства государства в осуществление права собственности [3].

В связи с этим, в практике гражданско-правового регулирования отношений собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения предлагается использовать следующие правовые принципы ограничения права собственности:

1) соответствия ограничения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения законной цели в интересах общества;

2) соблюдение соразмерности ограничения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения — баланс требований всеобщего интереса и требований защиты интересов собственника-сельхозпроизводителя;

3) соответствие ограничения права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения принципу правовой определенности.

Под ненадлежащим использованием собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения необходимо понимать систематическое и виновное невыполнение собственником в отношении земельного участка определенных законом обязанностей [4, С.70].

Недопустимо лишать земельного участка собственника, который не выполняет обязанности, хотя и связанные с обладанием земельным участком сельскохозяйственного назначения, но в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо третьих лиц.

При применении правил ст. 284 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регламентирующих принудительное прекращение права собственности на земельный участок, на наш взгляд, необъодимо руководствоваться следующим правилом: неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения для соответствующей цели в течение трех лет должно осуществляться в пассивной форме путем воздержания от сельскохозяйственной деятельности и без эксплуатации участка способами, установленными для земель иных категорий и разрешенного использования.

Необходимо включить в нормы ст. 286 ГК РФ правила о выкупе земельного участка, изымаемого по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ.

Данные правила должны предусматривать, что в случае, когда торги по продаже изымаемого земельного участка трижды не состоялись в течение одного года, земельный участок подлежит выкупу государством или муниципальным образованием в зависимости от того, какой уполномоченный орган принял решение об изъятии земельного участка. В этом случае земельный участок поступает в фонд перераспределения земель.

При определении выкупной цены земельного участка, изымаемого по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ, а также ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в нее должна включаться рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества за вычетом всех убытков, причиненных собственником изымаемому земельному участку.

Предлагается дополнить пунктом 3 ст. 260 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «Собственник, подавший заявление об отказе от права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, вправе принять земельный участок вновь во владение, пользование и распоряжение до государственной регистрации прекращении права собственности на него. В этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, на основании заявления собственника должен отказать в государственной регистрации прекращения права собственности».

В целях применения норм ст. 284 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в данном законе необходимо предусмотреть сроки освоения земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от видов разрешенного использования данных участков.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение двух лет должно направляться в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемого в соответствии с целевым назначением в течение двух лет, должно быть предъявлено в суд только после письменного предупреждения собственника о возможном изъятии земельного участка не используемого по целевому назначению и при условии, что в течение установленного срока собственник земельного участка не принял необходимые меры по использованию такого участка по целевому назначению.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования, либо использования с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, должно быть предъявлено только после применения к собственнику мер ответственности, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, и письменного предупреждения собственника земельного участка о необходимости устранить допущенные нарушения в установленный сроки при условии, что за этот срок собственником земельного участка не были устранены нарушения при использовании такого участка.

Литература:

  1. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.
  2. Гринь Е. А. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 71.
  3. Остапенко А. Г. Вопросы судебной защиты сервитутных прав // Научный журнал КубГАУ. № 62 (08). 2010.
  4. Гринь Е. А. Принудительное изъятие земельного участка вследствие его ненадлежащего использования. // Власть Закона. 2013. № 1 (13).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle