Библиографическое описание:

Ионова З. З. Правовая охрана земель // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 17-18.



В статье анализируется правовая охрана земель на основе законодательства Российской Федерации. Затронуты особенности правовой охраны земель, способы защиты и охраны этих земель, а также ответственность за невыполнение установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.

Ключевые слова: земля, правовая охрана земель, форма собственности, государственный земельный надзор.

Земля — важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Следовательно, земля нуждается в правовой охране. Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория. Охрана земель регулируется Конституцией Российской Федерации. А именно в статье 9, где говорится, что Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Правовая охрана земель — это система мер, которые направлены на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения, путем установления прав и обязанностей по отношению к земле.

Как социальный институт, охрана земель предполагает наличие определенных целей. Основной такой целью законодательство ставит предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель [2]. Можно выделить еще такие цели как обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению и создание механизма учета и проверки экологического состояния земель.

Как мы знаем, земли в российском праве делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения;земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики и транспорта; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса; земли особо охраняемых территорий.

Можно сказать, что, особенностью правовой охраны является то, что она предусматривает защиту всех форм собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и т. д.) а также охрану прав пользователей этой землей, то есть защиту прав и интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.

Для каждого вида земель законодательство предусматривает определенные способы защиты и охраны этих земель. Кроме того, в законодательстве оговариваются обязанности пользователей этих земель. Например, для охраны земель сельскохозяйственного назначения законом установлены специфические требования. Важное место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования. Среди обязанностей можем коротко выделить такие как обеспечение плодородия земель, соблюдение стандартов проведения агротехнических, мелиоративных мероприятий, предоставление сведений об использовании агрохимикатов и пестицидов в соответствующие органы исполнительной власти [3]. Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, предусмотренные в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. Основаниями возникновения такой ответственности являются земельные правонарушения.

Что понимается под земельным правонарушением? Прежде всего, то, что этовиновное противоправное действие или бездействие, противоречащее нормам земельного права. Виды этих правонарушений представлены в Земельном кодексе РФ. К нарушителям земельного законодательства в соответствии с законодательством применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая) и специальная (земельно-правовая). Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер(санкций), применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю,а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка), право-восстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу), компенсационные (возмещение вреда). Хотелось бы отметить, что правовые санкции за земельные правонарушения содержатся в актах как земельного, так и ряда других отраслей права.Но санкции уголовного и административного права за земельные правонарушения применяются на альтернативной основе, в то время как санкции других отраслей могут применяться за одно и то же нарушение одновременно. Например, за самовольное занятие земель при наличии указанных в законе оснований, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные гражданским законодательством — о возмещении вреда, земельным законодательством — об изъятии самовольно занятого участка, а также нормы административного или уголовного законодательства одновременно.

Говоря об охране земель нельзя забывать и про государственный земельный надзор. Глава XII ЗК РФ четко устанавливает виды надзора и контроля за использованием и охраной земель, такие как: 1.– государственный земельный надзор — осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти 2. — муниципальный надзор — осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 3. — общественный земельный надзор — осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 тоже определяет органы, которые осуществляют государственный земельный надзор. Такими органами являются: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы [4].

Следует также сказать о том, что в данный момент, в России разрабатывается большое количество федеральных, региональных и местных программ охраны земель,

главной целью которых, является защита и охрана земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности и иных условий [5].

Что касается охраны земель, указать на недостатки и пробелы в законодательстве на данный момент не представляется возможным. В Земельном кодексе РФ, а именно в главе второй, достаточно подробно и точно содержатся понятия охраны земель, ее основные цели и задачи. Но также, мы не можем говорить о том, что правовая охрана земель не требует изменений и доработок со стороны правительства.

Литература:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
  2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
  4. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».
  5. Глушко О. А. Правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов: проблемы правоприменения / О. А. Глушко, С. Н. Якуба // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, 2012. С. 563–565.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle