Библиографическое описание:

Ивашкова П. М. Роль органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 15-17.



В данной статье рассматривается вопрос о роли органов местного самоуправления в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства на современном этапе развития, также затрагивается проблема широты полномочий органов местного самоуправления в данных общественных правоотношениях.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, земельный участок, правовой режим, вид разрешенного использования.

Правовая категория «вид разрешенного использования» является одной из гарантий прав пользователя земельным участком, а также эффективным способом защиты земли как особо ценного природного объекта, основы жизни и деятельности человека [1, С.139]. В связи с этим данный институт требует тщательного правового регулирования, что на современном этапе развития российского законодательства довольно проблематично.

К решению вопроса правового режима «вида разрешенного использования» законодатель подходит следующим образом. Основным источником правового регулирования является Градостроительный кодекс Российской Федерации, устанавливающий три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные; условно-разрешенные; вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Градостроительный кодекс конкретизирует данное положение и устанавливает, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Однако разрешение на условно разрешенный вид использования выдается органом местного самоуправления. Это обусловлено тем, что условно разрешенный вид использования является видом разрешенного использования, не предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны или подзоны, исключением из общего правила [2, С.588].

Также, Градостроительный кодекс регламентирует порядок предоставления такого разрешения.

Однако, устанавливая общие положения о виде правового режима, законодатель наделяет органы местного самоуправления обширными полномочиями в этой сфере, откуда вытекает их особая роль. Так, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства осуществляет местная администрация на основании результатов проведенных публичных слушаний. Кроме того, создание комиссий и проведение публичных слушаний также возлагается на местный исполнительно-распорядительный орган.

Также, при определении характера и пределов правового регулирования полномочий органов местного самоуправления необходимо обращать внимание на то, что они сочетают в себе как гражданско-правовые признаки, так и признаки публично-властного образования.

Поскольку установление видов разрешенного использования затрагивает как конституционные права правообладателей земельных участков, так и конституционные же гарантии охраны земли как достояния всенародного значения, нормотворческая самостоятельность органов местного самоуправления в регулировании данных вопросов должна быть сведена к минимуму. Однако законодатель исходит из общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации [3] и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].

Так, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, осуществляя полномочия в области решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления должны действовать, исходя из интересов населения соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления являются формой осуществления народовластия, в связи с чем, законодатель наделяет органы местного самоуправления правом на принятие соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок установления и изменения вида разрешенного использования. Безусловно, такие подзаконные акты должны приниматься в соответствии с федеральным и региональным законодательством, в первую очередь, с Градостроительным кодексом, и не выходить за компетенцию органа местного самоуправления.

В качестве примера можно привести постановление администрации Нововеличковского сельского поселения Динского района от 04.02.2016 № 49 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Нововеличковского сельского поселения Динского района муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» [5], утверждающего Административный регламент предоставления муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ [6].

Для того чтобы не допустить чрезмерной свободы нормотворчества органов местного самоуправления, правовое регулирование порядка установления и изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на уровне субъекта Российской Федерации. Так, на территории Краснодарского края действует и применяется приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Краснодарского краяот 23 ноября 2005 г. N 78-П «О примерных документах органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации в части организации и проведения публичных слушаний» [7], которым устанавливается типовое положение о проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, рекомендованное органам местного самоуправления для практического применения.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: органы местного самоуправления играют существенную роль в установлении и изменении вида разрешенного использования земельного участка [8, С. 61].Это связано с сущностью самого института местного самоуправления в Российской Федерации, заключающейся в форме непосредственного осуществления народом своей власти, одним из способов реализации права граждан на участие в управлении делами государства и решении вопросов местного значения. Указанное, в отсутствие необходимого и полноценного правового регулирования института вида разрешенного использования объекта недвижимости на федеральном уровне, является единственно возможным способом решения данной проблемы.

Литература:

  1. Гринь Е. А. Способы защиты прав при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. // Современная научная мысль. 2015. № 5.
  2. Гринь Е. А., Горбань П. А. Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. // Молодой ученый. 2015. № 21 (101).
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 15 февраля 2016 года) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 2016. № 7. Ст. 905
  5. Постановление администрации Нововеличковского сельского поселения Динского района от 04.02.2016 № 49 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Нововеличковского сельского поселения Динского района муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» // http://www.novovelichkovskaya.ru/
  6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ (с изм. и доп. от 15 февраля 2016 года) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.2016. № 7. Ст. 916
  7. Приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Краснодарского краяот 23 ноября 2005 г. N 78-П «О примерных документах органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации в части организации и проведения публичных слушаний» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2016.
  8. Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публичноправовых образований. // Власть Закона. 2014. № 2 (18).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle