Библиографическое описание:

Дронова М. В. Качество жизни населения как критерий устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. — 2016. — №6.5. — С. 116-120.



Проведена оценка качества и уровня жизни сельского населения по следующим показателям: демографическая ситуация, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, динамика численности и уровень занятости населения по видам деятельности, в том числе в сельском хозяйстве, уровень доходов. На основе проведенного анализа определены основные направления повышения качества жизни сельских жителей и устойчивости сельских территорий юга Тюменской области.

Ключевые слова: сельское население, качество жизни, сельские территории.

Сегодня одной из важнейших задач социально-экономической политики государства является устойчивое развитие сельских территорий, которое должно обеспечить рост эффективности сельской экономики, повышение качества и уровня жизни сельского населения. Следовательно, важным критерием оценки устойчивого социально-экономического развития сельских территорий является качество жизни населения. Под качеством жизни населения следует понимать «уровень развития и степень удовлетворения материальных, интеллектуальных, духовных и социальных потребностей людей» [1, с. 91].

Важными характеристиками и условиями качества жизни являются доходы и занятость населения, обеспеченность населения услугами образования и здравоохранения, состояние отраслей социальной сферы.

В Тюменской области демографическая ситуация в сельской местности с каждым годом ухудшается (данные табл. 1), среднегодовая численность сельского населения за последние 15 лет сократилась на 34,7 тыс. чел. (или 6,4%), это связано с неблагоприятными социально-бытовыми условиями на селе и не развитостью инженерной инфраструктуры, отсутствием престижных рабочих мест, низкой заработной платой.

Таблица 1

Основные демографические показатели сельских территорий юга Тюменской области

Показатели

2000 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2000 г.

(+,-)

Среднегодовая численность населения Тюменской области (без АО), тыс. чел.

1357,5

1338,3

1352,4

1373,3

1397,2

1419,3

61,8

Среднегодовая численность городского населения, тыс. чел.

819,1

805,5

823,6

847,6

883,3

915,6

96,5

Среднегодовая численность сельского населения, тыс. чел.

538,4

532,8

528,8

525,7

513,9

503,7

-34,7

в % к общей численности

39,7

39,8

39,1

38,3

36,8

35,5

-4,2

Коэффициент рождаемости (на 1000 насел.)

12,8

21,2

21,6

23,1

23,2

24,2

11,4

Коэффициент смертности (на 1000 насел.)

17,9

17,2

16,4

16,5

16,1

16,5

-1,4

Естественный прирост (убыль) сельского населения на 1000 населения

-5,1

4,0

5,2

6,6

7,0

7,7

12,8

Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения, лет

65,9

68,1

69,4

69,5

70,1

70,3

4,4

Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2015. (www.tumstat.gks.ru)

Удельный вес среднегодовой численности сельского населения в общей численности населения юга Тюменской области также снижается.

Но есть и положительные тенденции. Так, коэффициент смертности снизился на 1,4 п.п., естественный прирост населения вырос на 12,8 п.п., ожидаемая продолжительность жизни сельского населения увеличилась на 4,4 года.

С 2000 г. по 2014г. доля занятых во всех видах экономической деятельности увеличилась на 14%. При этом, доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 13,3% (табл. 3). «Сворачивание» сельскохозяйственного производства негативно сказывается на развитии отрасли в целом и дополнительно ухудшает неблагоприятную ситуацию в сельской местности.

Таблица 2

Распределение среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности, тыс. чел.

Виды экономической деятельности

2000 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. в % к 2000 г.

Всего:

599,5

669,3

676,3

681,5

685,1

114,3

в т.ч.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

85,6

74,1

74,3

74,1

74,2

86,7

Добыча полезных ископаемых

10,2

11,8

12,1

12,5

12,6

123,5

Обрабатывающие производства

76,6

71,1

72,6

73,3

73,5

96,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

15,9

18,5

17,8

17,6

17,6

110,7

Строительство

52,9

63,3

66,2

68,3

69,9

132,1

Оптовая и розничная торговля

97,9

100,9

102,1

103,5

103,7

105,9

Транспорт и связь

50,5

75,6

73,2

71,6

72,3

143,2

Гостиницы и рестораны

7,7

13,2

14,6

14,6

14,6

189,6

Финансовая деятельность

7,0

12,3

13,6

14,3

14,3

в 2 р.

Операции с недвижимым имуществом

33,2

50,8

49,4

50,6

51,5

155,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

24,7

37,1

38,0

37,9

37,5

151,8

Образование

61,0

56,1

55,8

55,7

55,7

91,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

46,0

47,1

48,7

48,9

49,3

107,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

29,1

34,8

35,4

36,1

35,9

123,4

Заработная плата работников сельского хозяйства существенно отстает от заработной платы работников промышленности и других отраслей экономики. Так, в 2014 г. она составила 19267,3 руб. (табл. 4).

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности, руб.

Виды экономической деятельности

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. в % к 2009 г.

Всего

19949,2

22247,3

24729,0

28577,7

31619,5

34124,9

171,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

11298,5

11697,2

14076,8

15758,7

16883,7

19267,3

170,6

Добыча полезных ископаемых

65107,1

58557,4

67998,8

71798,1

87159,4

94840,2

145,7

Обрабатывающие производства

17425,0

19633,4

22917,1

266601,8

29005,5

31715,2

182,0

Производство и распределение электроэнергии

21999,2

24643,0

27830,5

30006,3

32969,3

36267,6

164,9

Строительство

17576,5

21900,1

23327,2

26628,6

30566,0

33030,4

187,9

Несмотря на то, что за 6 лет среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства области увеличилась 70,6%, её размер, относительно среднеобластного уровня оплаты труда по всем отраслям экономики, составил в 2014 году 56,5%.

Следует отметить, что из-за низкой оплаты труда в сельском хозяйстве значительная часть трудоспособного сельского населения работает вахтовым методом в Тюмени, ЯНАО и ХМАО. В некоторых районах области это объясняется отсутствием рабочих мест по месту их проживания. Так, например, в Вагайском районе из общей численности работающего населения 41% работают вахтовым методом.

Но село – это не только сельское хозяйство, но и образование, здравоохранение, сфера услуг и прочие элементы инфраструктуры.

Оптимизация и расширение возможности сельского населения в обеспечении равных условий доступа к объектам социального назначения, переход от автономного развития поселений к взаимоувязанному предусматривает необходимость восстановления и расширения сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием [2, с. 46]. Показатели, характеризующие уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий Тюменской области представлены в таблице 5.

Неуклонно снижается число объектов инфраструктуры села. Так за анализируемый период число дошкольных учреждений сократилось на 62%, в 2 раза сократилось число общеобразовательных учреждений, число учреждений культурно-досугового типа снизилось на 35%, число библиотек – на 22, а число киноустановок сошло на нет.

На 100 сельских поселений приходится в среднем по области лишь 26 детских дошкольных учреждений, 32 общеобразовательные школы, 30 учреждений здравоохранения. Многие сельские поселения удалены от центров культурно-бытового обслуживания на 10–20 км и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения.

Преобладающая часть сельского жилищного фонда и общественных зданий лишена современных коммунальных удобств (водопровод, канализация, горячее водоснабжение и др.). Обеспеченность жилого фонда области водопроводом составила 40,1%, канализацией – 32,3, центральным отоплением – 50,2, ваннами – 22,1 горячим водоснабжением – 10,3%.

Сельское водоснабжение, как правило, не имеет необходимых сооружений, технологического оборудования для улучшения качества воды. Как следствие, 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Таблица 5

Показатели состояния социальной инфраструктуры сельской территории юга Тюменской области

Показатели

2000 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к 2000 г. (+,-)

Ввод в действие в сельской местности:

водопроводных сетей, км

24,7

0,8

6,2

-

-

-

канализационных сетей, км

-

3,4

-

-

-

-

тепловых сетей, км

-

2,0

-

-

-

-

газовых сетей, км

97,3

147,3

164,6

122,5

53,4

-43,9

линий электропередач, км

1,0

-

1,0

-

-

-

автомобильных дорог с твердым покрытием, км

344,2

71,0

4,5

15,1

-

-

АТС, тыс. номеров

2,51

1,9

0,5

-

1,0

-1,51

Число больничных организаций, ед.

88

49

48

48

46

-42

Число дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, ед.

294

118

118

112

112

-182

Число общеобразовательных учреждений в сельской местности, ед.

824

428*

420*

414*

401*

-423

Число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед.

800

629

627

615

604

-196

Число библиотек в сельской местности, ед.

562

454

450

444

439

-123

Число киноустановок в сельской местности, ед.

301

1

1

1

-

-

* – включая филиалы учреждений, реализующих программы общего образования

Развитие коммунальных сетей в сельской местности идет крайне медленно. Положительные сдвиги наблюдаются только в сфере газового обеспечения.

Особенно злободневны вопросы своевременного и полноценного оказания квалифицированной медицинской помощи.Развитие здравоохранения, также оставляет желать лучшего, так как, во-первых, 2/3 сельских медицинских учреждений испытывают недостаток в самом необходимом медицинском оборудовании, во-вторых, не укомплектованность кадрами и прежде всего врачами[3, с. 127].

За последние14 летчисло больничных организаций на селе уменьшилась на 48%; обеспеченность ими, а также амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тысяч жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.

Многих сельских жителей не устраивают условия получения образования и повышения квалификации. Ухудшаются условия получения среднего образования на селе. Количество сельских школ сократилось на 423 единицы. Ухудшается техническое состояние сельских школ. Удельный вес аварийных и требующих капитального ремонта школьных зданий увеличивается.

Таким образом, анализ качества жизни населения сельских территорий, показывает как улучшение отдельных составляющих качества жизни населения (рост численности населения, повышение рождаемости, рост уровня доходов и др.), так и ухудшение отдельных составляющих качества жизни населения (невысокий уровень медицинского обслуживания населения, высокий уровень безработицы, сокращение количества образовательных учреждений, учреждений культуры, низкий уровень благоустроенности жилого фонда и др.).

Для повышения уровня и качества жизни населения сельских территорий должна быть сформулирована политика, которая будет направлена на решение таких задач как диверсификация сельской экономики; повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности; развитие рыночной и социальной инфраструктуры; создание условий для привлечения квалифицированных кадров в сельскую местность; стимулирование предпринимательской деятельности сельского населения.

Литература:

  1. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 416 с.
  2. Дронова М.В. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий юга Тюменской области / Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. – Новосибирск. – 2013. – 204 с.
  3. Дронова М.В., Сорокина Т.И. Анализ качества жизни сельского населения юга Тюменской области. - Научный альманах, Часть 2. – Тамбов. – 2013. – С. 126-129.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle