Библиографическое описание:

Терлыч И. А. Правовые основы деятельности профсоюзов // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 107-109.



Правовые основы деятельности профсоюзов

Терлыч Илья Анатольевич, студент

Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются правовые основы деятельности профсоюзных организаций. Анализируются положения, вызывающие трудности в правоприменительной практике. Предлагаются варианты по улучшению данных положений.

Ключевые слова: профсоюзная организация, правовые основы деятельности, работник, работодатель.

Под правовыми основами деятельности в доктрине права принято понимать нормативные правовые акты, определяющие правовое положение, права и обязанности, полномочия и порядок деятельности, структуру того или иного института права. Рассматривая правовую основу деятельности профессиональных союзов, прежде всего необходимо отметить положения Конституции Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них. Так, в соответствии со статьей 30 Конституции, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Статьей 14 Конституции устанавливается равенство перед законом всех общественных объединений, в том числе профессиональных союзов. Статьей 19 Конституции запрещается дискриминация граждан по признаку членства в общественных объединениях, в том числе профессиональных союзах [1].

Помимо Конституции правовоеположение профессиональных союзов основывается на ряде специальных законов. Назовем основные из них. К ним относятся Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995?., «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996?. Значение Гражданского кодекса Российской Федерации для профсоюзных организаций заключается в том, что он определяет положение общественных объединений в системе юридических лиц. А так же устанавливает правовой режим имущества общественных организаций, в том числе и профсоюзных организаций. Гражданский кодекс устанавливает условия и порядок участия этих организаций в гражданском обороте. Следующим в качестве правовой основы деятельности профсоюзов выступает федеральный закон от 19 мая 1995г «Об общественных объединениях». В данном федеральном законе получают развитие основополагающие конституционные положения о праве граждан на объединение. Закон определяет права и обязанности общественных объединений, порядок их реорганизации и ликвидации, а также, в тех случаях, когда это необходимо- приостановки деятельности общественного объединения. Правовое положение профессиональных союзов, как представительных органов работников, находит свое отражение и в Трудовом кодексе. Он законодательно закрепляет права профсоюза при подготовке проекта, заключении, изменении и контроле за выполнением коллективного трудового договора. Кроме этого, определяется правовое положение профессиональных союзов в системе социального партнерства. Главой 58 Трудового кодекса РФ закреплены права профсоюзных организаций по защите трудовых прав и законных интересов работников. Помимо названных федеральных законов, отдельно хотелось бы отметить, что существует отдельный федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данным федеральным законом устанавливаются правовые основы создания профсоюзных организаций, их права и гарантии деятельности. Регулирует порядок взаимодействия профсоюзных организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями [2].

Однако, в законодательстве существуют отдельные положения, вызывающие трудности в деятельности профсоюзов. Рассмотрим их более подробно. В качестве одной из проблем считаем целесообразным указать отсутствие реального обеспечения свободы профсоюзной деятельности и обеспечения независимости профсоюзов от органов государственной власти и работодателей. В соответствии со статьей 3 Конвенцией МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» профсоюзные организации трудящихся в праве самостоятельно на свое усмотрение вырабатывать свои уставы и административные регламенты, а также свободно выбирать своих представителей и организовывать свою деятельность. При этом, Конвенцией установлено, что государственные органы обязаны воздерживаться от любого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его осуществлению.

Однако, ранее уже названный федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» фактически закрепил в своих нормах возможные виды профессиональных союзов, их организаций и объединений. А это напрямую противоречит положениям Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», согласно которым профсоюзные организации могут самостоятельно определять свою структуру, организовывать порядок осуществления деятельности [3].

К подобному выводу пришел и Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 октября 2013г. N 22-П. «По делу о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации». Обусловлено это тем, что положения статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с точки зрения правоприменительной практики рассматриваются, как устанавливающие закрытый, исчерпывающий перечень допустимых видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений. Таким образом, у профсоюзных организаций отсутствует возможность самостоятельно, в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами определять свою внутреннюю структуру и подразделения, не закрепленные в федеральном закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Такова позиция Конституционного суда [4].

Так же хотелось бы обратить внимание на положения статьи 11 федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данная статья закрепляет, что профсоюзы, а также их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. В области коллективных прав и интересов профсоюзы в рамках своей деятельности защищают права и интересы работников вне зависимости от того, является ли работник членом профсоюзной организации [5].

В свою очередь, статья 30 Трудового кодекса закрепляет, что орган первичной профсоюзной организации защищает интересы работника во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений только на основании заявления работника. Таким образом, остается не понятной логика законодателя, когда при коллективном трудовом споре профсоюзная организация в праве защищать интересы всех работников, а при индивидуальном — только по заявлению работника. Хотя, и в первом и во втором случае может иметь место нарушение прав работников со стороны работодателя. При этом, на практике возможны ситуации, когда работник просто побоится обращаться в профсоюзный орган, опасаясь работодателя [6]. Возможно и такая ситуация, когда работник, не обладая юридическим образованиям и знаниями в области трудового права, просто может и не знать, что работодатель своими действиями нарушает его права.

Таким образом, на основании проведенного исследования, считаем целесообразным предложить:

1) внесение изменений в положения федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляющих, указанная в федеральном законе структура профсоюзных организаций не является обязательной, и предоставить возможность профсоюзным организациям самим устанавливать свою структуру, для наиболее успешного осуществления защиты прав и интересов работников;

2) дополнительно, хотелось бы предложить внести поправки в Трудовой кодекс, дающий возможность представительному органу работников защищать права работников не только в ходе коллективных трудовых спорах без заявления работника, но и по собственной инициативе в индивидуальных трудовых спорах.

Литература:

  1. Курбацких Мария Сергеевна Организационно-правовые основы и направления деятельности российских профсоюзов // Вестник ЧелГУ. 2012. №19
  2. Хмельницкий Виктор Тихонович Об актуальных вопросах современного профсоюзного права // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2009. №3. С.100–101.
  3. Конвенция N 87 Международной организации труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // http://www.consultant.ru/. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121088/ (дата обращения: 6.03.2016).
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П // http://www.consultant.ru/. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153597/ (дата обращения: 5.03.2016).
  5. Кобылинская С. В. К вопросу о понятие на достойную жизнь в современном Российском законодательстве / С.В. Кобылинская, Н.Д. Кобылинский // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2014. С. 11–13
  6. Кобылинская С. В. К вопросу о проблеме дискриминации в трудовых правоотношениях / С.В. Кобылинская, П.Е. Попова // Science Time. 2015. № 4 (16). С. 358–360.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle