Библиографическое описание:

Моцарь А. А. Обеспечение занятости инвалидов // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 83-86.



В статье раскрывается проблема обеспечения занятости инвалидов в современной России. Особое внимание уделено расчету материального обеспечения инвалидов,выяснению причин снижения уровня заинтересованности у инвалидов в поиске рабочих мест и возможным путям решения данной проблемы.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, социальные выплаты, интеграция инвалидов в общество, государственная поддержка инвалидов, общественные организации инвалидов.

В настоящее время проблема обеспечения занятости инвалидов весьма актуальна, а решение данного вопроса волнует многих и подвергается частой оценке.

Студенникова Ю. С. и Данилова О. Р. определяют работу как способность самовыражения человека, в связи, с чем работодатель своим отказом в приеме на намеченную должность по причине инвалидности, лишает лицо возможности приобретения полезных социальных навыков [1].

Козлова В. Н. считает важным мотивационный фактор. Именно благоприятные социально-экономические условия позволяют лицам, с категорией инвалидности без опасения получить отказ, искать работу, а также рассчитывать на достойную оплату труда [2].

Макарова В. А. и Лебедь Ю. А. выделяют проблему дискриминации в трудоустройстве инвалидов. Необходимо подчеркнуть, и наличие большого количества разрозненных нормативно-правовых актов, затрагивающих регулирование трудоустройства инвалидов [3, с.161].

Кого же принято считать инвалидом по законодательству? Согласно ФЗ №181-ФЗ, «инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [4]. В Декларации термин «инвалид» означает лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, значительно ограничены в связи с подтвержденным физическим или психическим дефектом [5, ст. 1].

Таким образом, у человека нарушается былое взаимодействие с обществом, он вынужден менять свои привычки, круг общения и, что случается часто, прежнее место работы. Безусловно, государство призвано помогать таким лицам, для этого предусмотрена социальная защита инвалидов.

В России с 1 января 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон, который регулирует вопросы социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов. Теперь все условия доступной среды сведут к международным нормам. Для каждой категории инвалидов они будут отдельные. Согласно стандартам, учреждения и организации обязуют оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. На Кубани уже подготовили законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края». Он поможет привести краевое законодательство в этой сфере в соответствие с федеральным, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края. Как писал интернет-портал «Кубань 24», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 15 октября 2015 года заявил, что госпрограмму для инвалидов «Доступная среда» продлят до 2020 года. Власти Кубани в 2015 году выделят 367 млн. рублей на реализацию этой программы [6].

11 августа 2015 года Правительство РФ утвердило новые критерии для установления групп инвалидности. Из признаков инвалидности и критериев установления категории «ребенок-инвалид» исключили понятие «ограничение жизнедеятельности». Закон дополнили понятием «абилитация» — это мероприятия, направленные на адаптацию человека к жизни. Закон вступает в силу 1 января 2016 года, сообщает сайт Правительства РФ [7].

Но что делать, если и общество, и сам человек перестают считать инвалида полноценным членом социума? На основании этого у лица с инвалидностью, решившего вернуться в прежний темп жизни, возникают существенные препятствия на пути к цели: малоинформированность в отношении своих прав в сфере трудоустройства, труднодоступность места работы. Для помощи инвалидам, которые готовы осуществлять трудовую деятельность, предусмотрены способы поддержки от государства: во-первых, образование [4, ст. 19]. Государство поддерживает желание инвалида к обучению, которое в дальнейшем поможет ему интегрировать в общество.

Во-вторых, квоты для приема на работу инвалидов, а также организация специальных рабочих мест для них [3, с. 163].

В-третьих, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов [4, ст.20].

Также лицам с категорией инвалидности предоставляется увеличенный ежегодный отпуск, а вот работодателей ограничивают в привлечении работников-инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время без согласия самого работника и только, если позволяет его здоровье [8, ст. 96, 99].

Такие меры, безусловно, позволяют создать более благоприятные условия для устройства на работу лиц, признанных инвалидами. Однако не стоит забывать, что государство не сможет достойно помочь инвалиду реабилитироваться и интегрировать в общество, если данное общество не признает инвалида своим полноценным участником. С точки зрения психологии, именно этот фактор оказывает высокое воздействие на человека, ставшего инвалидом. Нежелание быть отвергнутым людьми, зачастую заставляет инвалида закрыться от общества. Именно поэтому очень важно проведение специальных мероприятий, как для инвалидов, так и с их участием. Такое взаимодействие поможет в главной цели — полного участия лиц с инвалидностью в жизни общества и его развитие, а также признания равенства между ними и другими людьми. Реализация этого будет способствовать полной адаптации инвалидов в обществе, с одной стороны, и более активной помощи со стороны окружающих их людей.

В Российской Федерации существует множество обществ, оказывающих помощь и осуществляющих контроль за исполнение обязанностей государственных органов в отношении инвалидов. Наиболее крупным можно признать Всероссийское общество инвалидов, которое направлено на защиту прав и интересов инвалидов, а также обеспечение инвалидам равного участия во всех сферах жизни общества. Нельзя не отметить некоторые положения Всероссийского общества инвалидов: подготовка специалистов, создание условий для занятости инвалидов на открытом рынке труда и, что очень важно, развитие, создание и сохранение рабочих мест для инвалидов на предприятиях Всероссийского общества инвалидов [9, п.3]. Создание таких организаций необходимо, так как согласно статистике, количество инвалидов с каждым годом не уменьшается, а держится на одном уровне. Однако численность граждан, трудоустроенных в счет квот в период с 2008 по 2014 год, уменьшилась почти в два раза [3, с. 162–163]. Тенденцию снижения степени заинтересованности в получении работы можно наблюдать и в анализе числа граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за помощью в поиске работы [10].

Таким образом, можно отметить падение уровня заинтересованности у лиц, имеющих инвалидность. То есть политика государства, и работа общественных организаций по увеличению занятости трудовой деятельностью среди инвалидов не дает положительных результатов. А ведь неработающий гражданин, имеющий категорию инвалидности, зачастую отрезан почти от всех сфер жизни общества, круг общения сужается до членов семьи, что в дальнейшем ведет к полной изоляции человека от социума, к неспособности интегрировать в постоянно меняющийся окружающий мир.

Для выяснения причин снижения уровня заинтересованности инвалидов в получении труда, необходимо провести анализ материального обеспечения инвалидов, то есть сравнить ежемесячный средний доход неработающего и работающего инвалида.

В России для лиц, имеющих инвалидность, предусмотрены три вида социальных выплат: страховая пенсия, государственная пенсия и социальная пенсия по инвалидности. Однако стоит отметить, что гражданин имеет право на выплату только одной пенсии, если он не принадлежит к отдельной категории инвалидов. Кроме того, инвалиду полагаются и социальные выплаты, часть которых осуществляется Пенсионным Фондом, а другая часть — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если произвести расчет, инвалид первой группы вследствие военной травмы, в месяц будет получать 14307,27 рубля ежемесячно. Если же у такого лица есть нетрудоспособные члены семьи на иждивении, то размер государственной пенсии будет повышен. Рассмотрим ситуацию на примере из судебной практики: истец Ковалев В. И. обратился в суд с иском об оспаривании отказа в перерасчете пенсии и установлении факта нахождения на иждивении. Согласно уточненных требований истец просил: установить факт нахождения на его иждивении супруги Ковалевой В. В.; признать решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет с учетом повышения величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и к пенсии по инвалидности в связи с военной травмой. В ходе судебного разбирательства суд пришел к решению об удовлетворении иска истца, установив Ковалеву В. И. повышенный размер фиксированной выплаты страховой пенсии и увеличив размер государственной пенсии с учетом иждивенца — Ковалевой В. В. [11].

Также повышенная государственная пенсия будет выплачиваться для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Пример: в суд Республики Комиобратился прокурор, действующий в интересах Спициной О. Г, являющейся инвалидом, с иском о признании незаконными решения о перерасчете размера пенсии. В ходе судебного разбирательства, суд постановилисковые требования прокурора, действующего в интересах Спициной О. Г. удовлетворить и установить ей социальную пенсию по инвалидности с учетом районного коэффициента [12].

В итоге можно вывести среднюю величину материального обеспечения инвалидов — около 10–15 тысяч ежемесячно. Важно отметить, что на выплату государственной, страховой и социальной пенсии не влияет наличие заработной платы у инвалида. В соответствии со статистикой [13], средняя заработная плата инвалида составляет 17 тысяч рублей. Исходя из этого, наличие работы для инвалида очень выгодно. В то же время это выгодно и государству, так как социальные выплаты осуществляются из бюджета Пенсионного фонда России и, если неработающее лицо не привносит вклада в данный бюджет, то работающий инвалид осуществляет выплату страховых взносов из своей заработной платы. Такое положение выгодно для государства, именно поэтому оно должно стремиться создать благоприятные условия для повышения интереса как инвалидов в поиске работы, так и работодателей в приеме таких работников. Для реализации данной цели необходим комплексный подход из совместных усилий государства, общественных организаций и самих граждан.

Для начала, необходимо выделить, что работодатель в нашем законодательстве обладает большим количеством обязательств по отношению к работнику-инвалиду, а вот положительных моментов практически нет. Выходом из такого положения могут послужить специальные льготы работодателю за принятие в штат сотрудников лица, имеющего инвалидность. Со стороны же самих инвалидов, необходимо создание таких благоприятных социальных условий, при которых выход на работу становится наиболее целесообразным решением, когда человек осознает необходимость в действии и развитии. Из расчетов, приведенных ранее, можно выделить, что проживание одинокого инвалида вполне возможно только на материальную помощь государства, но вот семейный человек уже настроен на расширение своих денежных возможностей, он уже сам заинтересован в работе. И вся система государства должна быть выстроена подобным образом. Ведь, если есть желание, найти работу можно.

В итоге, важно дать инвалиду цель в ведении активной социальной жизни, желание влиться в общественную жизнь и перестать считать себя неполноценным членом общества. Трудоустраиваться инвалидам надо в обычные компании. Нужно интегрировать инвалидов в существующие структуры, развитые рабочие коллективы. Работа на удаленном доступе неприемлема, если медицинские показания позволяют быть частью коллектива. Поэтому так необходима поддержка от государства общественным организациям, направленным на помощь инвалидам интегрировать во все сферы современного мира. Ведь только создав благоприятные условия для обеих сторон — работника и работодателя, когда и те, и те будут заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, только тогда проблема разрешится и лица с инвалидностью смогут получать достойное ежемесячное обеспечение, работодатели льготы и квалифицированных сотрудников, а государство получит такие нужные вложения в бюджет Пенсионного фонда.

Литература:

  1. Студенникова Ю. С., Данилова О. Р. Проблемы трудоустройства инвалидов в России: объективные и субъективные факторы, социальные барьеры // Журнал Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. Выпуск № 2 / 2014.
  2. Козлова В.Н. Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект. // Журнал Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Выпуск № 5 / том 4 / 2011
  3. Макарова В. А., Лебедь Ю. А. Трудоустройство инвалидов: проблемы правового регулирования // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические вопросы науки XXI века» 28 февраля 2014г., часть 2, отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа, АЭТЕРНА, 2014.– С. 161–164.
  4. ФЗ от 24.11.1996 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» [сайт] URL: http//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения — 27.02.16г.).
  5. Декларация о правах инвалидов, принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года [сайт]. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/ (дата обращения — 27.02.16г.).
  6. Кубань 25 [сайт]. URL: http://kuban24.tv/item/kubanskie-vlasti-reshili-privesti-dostupnuyu-sredu-k-mejdunarodnyim-standartam-134033
  7. Правительство России [сайт]. URL: http://government.ru/docs/19234/
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения — 28.02.16г.).
  9. Постановление V съезда Всероссийского общества инвалидов [сайт]. URL: http://www.voi.ru/dokumenty/reheniya/reheniya_sezda/postanovlenie_v_sezda.html
  10. (дата обращения — 28.02.16г.).
  11. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения — 28.02.16г.).
  12. РосПравосудие [сайт] URL: https://rospravosudie.com/court-zimovnikovskij-rajonnyj-sud-rostovskaya-oblast-s/act-501649687/
  13. РосПравосудие [сайт] URL: https://rospravosudie.com/court-kortkerosskij-rajonnyj-sud-respublika-komi-s/act-501919425/
  14. Россия труд [сайт] URL: http://russia.trud.com/salary/692/74271.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle