Библиографическое описание:

Машкина Т. С. Сравнение систем пенсионного обеспечения России и Израиля // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 80-82.



В данной статье рассмотрены модели пенсионных систем Российской Федерации и Израиля. Проанализированы характерные особенности каждой из них. На основе проведенного сравнительного анализа автором выявлена необходимость реформирования пенсионной системы Российской Федерации, а также возможность заимствования опыта Израиля в регулировании пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсии, модели пенсионного обеспечения, Израиль, Российская Федерация.

В Израиле нет пенсионного фонда и его функции берет на себя Ведомство социального страхования. Из фонда социального страхования производят как пенсионные выплаты, так и различные пособия, в том числе по безработице. Израиль называют страной, так называемой, "страной двух пенсий", поскольку здесь впервые в мире была применена система формирования платежей из двух потоков — "пенсия по старости", которая перечисляется государством и собственное обеспечение, полученное за счет ежемесячных отчислений, совершаемых ранее.

В Израиле на пенсию выходят позже, чем в России. Пенсионный возраст для женщин здесь составляет 62 года, а для мужчин — 67, это обусловлено высокой продолжительностью жизни граждан Израиля.

Рассмотрим подробнее, как устроена пенсионная система в Израиле. Прежде всего, сразу по достижении израильтянином пенсионного возраста и выходе на пенсию ему выплачивается крупное денежное вознаграждение, равное среднемесячному доходу, умноженному на количество лет трудового стажа. В России такие выплаты не производятся.

Государственная пенсия в Израиле зависит от количества лет трудового стажа. Лица, проработавшие более 10 лет имеют право на нее претендовать. Средняя пенсия израильтян составляет примерно 6000 шекелей (1500 долларов) в месяц, в то время как в России размер средней пенсии составляет 215 долларов.

В России с 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления.

Основу будущей пенсии работающего человека составляют обязательные страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2015 году по российскому законодательству они составляют 22 % от годового заработка работника в пределах 711 тысяч рублей по каждому месту работы. Из них 6 % тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % — на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22 % идти на формирование страховой пенсии [1].

Согласно последним изменениям в законодательстве, страховая пенсия рассчитывается в баллах: с 2015 года пенсионные права граждан формируются в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). Таким образом, все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии. Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового стажа.

Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты на сегодня составляет 12,9 тысяч рублей. С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2015 года его стоимость увеличилась с 64 рублей 10 копеек до 71 рубля 41 копейки.

Кроме этого, в России существует социальная пенсия по старости. Такую пенсию имеют право получать престарелые граждане — женщины старше 60-ти лет и мужчины старше 65-и лет. Основным условием для этого является отсутствие права на трудовую пенсию, что означает наличие стажа меньше пяти лет.

Размер социальной пенсии после индексации 2015 года составляет — 4 769,08 рублей; на каждого иждивенца предусмотрена надбавка в размере 1 589,69 рублей. Районный коэффициент учитывается в размере выплаты.

Вторая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию этого вида — представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет — женщины и 55-и лет — мужчины. Правительством утвержден специальный список народностей, отнесенных в данную категорию. Основным условием для них является постоянное проживание в коренных местах и занятие промыслами, характерными для этих народов: оленеводство, охота и так далее.

В Израиле существует пособие по старости, которое большим количеством специфических характеристик. Согласно Закону о национальном страховании, на получение пособия по старости имеют право жители Израиля (Житель Израиля), достигшие пенсионного возраста, при условии, что они были застрахованы в течение установленного Законом времени и платили страховые взносы в соответствии с Законом.

Возраст, с которого граждане Израиля имеют право на получение пособия — возраст, с которого застрахованные лица получают право на пособие по старости, при условии, что их доход от работы не превышает либо незначительно превышает максимальную сумму дохода, а доход из других источников, например, от аренды недвижимости или от инвестиций, не превышает или незначительно превышает максимальную сумму дохода, умноженную на два. Сумма пенсии в расчет не принимается [2].

Предусмотренный Законом страховой стаж для страхования по старости равен: 1) 60 месяцам из последних 10 лет, предшествующих возрасту, дающему право на получение пособия по старости (начиная с возраста выхода на пенсию); 2) 144 месяца; 3)не менее 60 месяцев, при условии, что количество месяцев, в течение которых человек был застрахован с момента первого получения им статуса жителя Израиля, превышает количество месяцев, в которые он не был застрахован.

Страховой стаж не требуется следующим лицам: разведенной женщине, вдове, агуне (женщине, муж которой не дает ей развод), незамужней женщине, репатриировавшейся в Израиль до установленного законом возраста, замужней женщине, супруг которой не застрахован, а также женщине, получавшей пособие по общей инвалидности в месяц, предшествующий тому, в который у нее появляется право на пособие по старости [3].

Согласно индексу AgeWatch в 2014 году Израиль занимал 18 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров, в то время, как Россия находится по уровню жизни людей старше 60 лет практически в самом конце таблицы — даже ниже Монголии и Таджикистана, на 65 месте [4]. Это свидетельствует о наличии недостатков российском пенсионном обеспечении.

Выделив главные особенности пенсионных систем России и Израиля можно провести их сравнение (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристика пенсионных систем России и Израиля

Характеристики

Израиль

Россия

Пенсионный возраст

муж.

жен.

муж.

жен.

67 лет

62 года

60 лет

55лет

Минимальный трудовой стаж

10 лет

5 лет

Тариф страхового взноса

работник

работодатель

работник

работодатель

3,45 % [2]

0,40 %

-

22 %

Индекс AgeWatch

18

65

Средний размер пенсии

1500 долларов

215 долларов

Рассмотрев пенсионные системы России и Израиля, можно выявить их отличительные черты. Это объясняется разницей в экономических потенциалах государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны.

Но есть и сходство пенсионных систем обоих государств, такое как распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан. Эта система носит наименование PayasYouGo, или дословно — "выплата по ходу" [5]. Пенсионная модель, основанная на отчислениях из доходов работающего населения, распространена во многих европейских государствах.

Но, несмотря на все, на данном этапе развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации, наша страна еще не достигла достойного уровня. Возможно, если Российская Федерация заимствует в свою пенсионную модель некоторые моменты из пенсионной модели Израиля, ситуация могла бы стать лучше. Например, Россия могла бы перенять: выплату денежного вознаграждения при выходе граждан на пенсию, ввести систему формирования пенсий из двух потоков и т.д. Но, опять же, для проведения реформ, направленных на изменение системы пенсионного обеспечения, нужен определенный экономический потенциал.

Литература:

  1. Страховая пенсия по старости // Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ http://www.pfrf.ru/
  2. Размер страховых взносов // Официальный сайт Ведомства Национального Страхования Израиля http://www.btl.gov.il/RussianHomePage
  3. Global AgeWatchIndex2014 // http://www.helpage.org/
  4. Пособие по старости // Официальный сайт Ведомства Национального Страхования Израиля http://www.btl.gov.il/RussianHomePage
  5. Кобылинская С. В. К вопросу выбора варианты пенсионного обеспечения / С.В. Кобылинская, П.Е. Попова // В сборнике: Юридические науки: проблемы и перспективы. Материалы III Международной научной конференции. — Казань, 2015. — С. 160–162.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle