Библиографическое описание:

Куклина В. Е. Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект) // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 76-78.



В статье рассматриваются правовые аспекты права человека на достойную жизнь. Главной целью статьи является рассмотрение поставленной проблемы в рамках юридической науки и современного законодательства. Автор рассмотрел позиции ведущих правоведов по вопросу исследования, и так же предпринял попытку осмысления важности установления дефиниции достойный уровень жизни на законодательном уровне.

Ключевые слова: достойный уровень жизни, качество жизни, права человека и гражданина, минимальный размер оплаты труда.

В сложных кризисных условиях, падения курса национальной валюты, значительного увеличения цен происходит упадок уровня жизни большей части населения России. Сложившаяся ситуация в сфере международного сотрудничества, экономики, социальной политики приводят к тому, что происходит уменьшение жизненного уровня населения и к увеличению количества населения, уровень доходов которых находится за гранью бедности. Согласно статье 7 Конституции: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Проблема состоит в том, что в Российских нормативных актах нет официальной дефиниции «достойный уровень жизни», установленный в Конституции и иных правовых актах.

Актуальностью данного исследования является то, что в современных условиях уменьшения уровня жизни населения, по данным Росстата на 23 %, необходимо понимание всех признаков, которые включаются в понятие «достойный уровень жизни». Для этого необходимо проанализировать международные и внутригосударственные правовые источники, а так же научные подходы к пониманию установленного нами вопроса исследования.

Для наиболее правильного раскрытия понятия «достойный уровень жизни» необходимо начать с рассмотрения российских и международных правовых актов, где оно закреплено.

Закрепление понятия «достойный уровень жизни» является соответствием российского права нормам и принципам международного права, поэтому стоит начать с рассмотрения исследуемого вопроса с международных источников. Наиболее точно и полно понятие «достойный уровень жизни» установлено во Всеобщей декларации прав человека (1948). Согласно статье 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2]. Наиболее узкое понятие установлено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), где в статье 9 закреплено, только то, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование» [3], никаких признаков того, каким должен быть уровень социального обеспечение не прописывается.

В большинстве международных источников права исследуемое нами понятие, значительно отличается по своему объему и содержанию, ни в одном нормативно акте прямо не установлено, каковы должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства [4].

Так, и в российском законодательстве нет официальной дефиниции «достойный уровень жизнь». Данный факт, который, по нашему мнению, является пробелом в российском законодательстве, создает множество проблем для исполнительной ветви власти. Например, в Трудовом кодексе Российской федерации в статье 2 части 7 закреплено, что заработная плата должна обеспечивать «достойное человека существование для него самого и его семьи». В конце 2015 года Вице-премьер Ольга Голодец озвучила, что Правительство Российской Федерации установило с 1 Января 2016 года минимальный размер оплаты труда, далее МРОТ, в размере 6204 рублей. Получается, что Правительство тем самым установило, согласно принципам трудового права, закрепленных в Трудовом Кодексе России, черту, при которой человеку и его семье будет обеспечено достойное существование. По нашему мнению, установленная сумма в современных условиях жизни не может обеспечить право человека на достойную жизнь. При этом стоит заметить, что каждый человек толкует понятие «достойный уровень жизни» со своей субъективной точки зрения, из чего следует, что никаких официальных возражений против Правительства России быть не может, из-за отсутствия официальной дефиниции, которая бы установила все признаки этого понятия. Планка, установленная исполнительной властью, не совпадает с современными условиями жизни в российском обществе, на данный момент прожить одному человеку на МРОТ в России практически невозможно.

В научной литературе сложилось множество подходов к пониманию установленного в нормативно-правовых актах понятия «достойный уровень жизни». Беребина О.П. считает, что «достойный уровень жизнь» это — «совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, в том числе и находящимся в других странах, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться». Согласно данному подходу достойный уровень жизни это более сложное, комплексное понятие, состоящее не из одного экономического элемента, а из множества элементов, так как для достойного развития человека, согласно Конституции, важно еще и развитие его личной культуры, семьи, труда, причем не только в рамках Российских, но и международных ценностей.

В своей статье «Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь»» Велиева Д.С. основывается на дефиниции, установленной во Всеобщей декларации прав человека (1948), при этом отмечая важность включения в исследуемое понятие такого признака, как обеспечение достойного экологического уровня жизни для населения. Так же автор подчеркивает, что «обеспечение достойного уровня жизни — это прямая конституционная обязанность государства», с исполнением которой, по мнению автора, российское государство не справляется должным образом.

По нашему мнению, право человека на достойную жизнь в социальном государстве является одним из основных прав, поэтому в нормативной базе государства должно быть наиболее полно установление понятие «достойный уровень жизни». Основным признаком понятия следует считать — экономический признак. Социальная политика государства должна быть направлена на то, что минимальный размер пенсий, МРОТ, пособий должны обеспечивать человеку его достойную жизнь [5].

Под понятием «достойный уровень жизни» мы понимаем, что человеку и его семье должны быть обеспечены возможности на свободное культурное развитие, поддержание гигиенических и санитарных условий жизни, возможность приобретения средств для получения образования, покупка одежды, заметим, что в России в разных регионах отличаются погодные условия, поэтому для большинства россиян необходимость приобретения каждый год теплой одежды для всей семьи наиболее важно для жизни. Так же для достойной жизни необходимо обеспечение здорового развития личности человека, обеспечение его безопасности, и защита человека со стороны государства с случае наступления страховых рисков [6].

Человек в России должен чувствовать себя защищенным, он должен понимать, что государство заботится о нем, а не заставляет собирать тонны бумаг для получения минимальных пособий, человек отработавший всю жизнь должен понимать, что на выходе на пенсию его не будет ждать нищета. У каждого человека на территории России есть на это право, только вот проблема состоит в том, что государство понимает достойный уровень жизни совсем не так, каков он должен быть в современном обществе. Дискуссионное понятие «достойный уровень жизни» российском государстве, к сожалению, заменено на понятие «достойный уровень выживания». Слово «выживание» (борьба за жизнь) в нормативно-правовых актах заменили на слово «жизнь» (развитие). Пока мы не добьемся исполнения нашего права на достойный уровень жизни, мы будем выживать. На современном этапе развития российского общества понятие «достойный уровень жизни» лишь абстрактное понятие.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с посл. изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2014. № 9. Ст. 851.
  2. Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  3. Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах", принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5429/
  4. Волостнова Т.И. Достойный уровень жизни как право человека / Т.И. Волостнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — №7–2(45). — С. 41–44.
  5. Кобылинская С. В. К вопросу о понятие права на достойную жизнь в современном Российском законодательстве / С.В. Кобылинская, Н.Д. Кобылинский // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2014. С. 11–13.
  6. Кобылинская С. В. К вопросу о минимальном размере оплаты труда / С.В. Кобылинская, А.Х. Шишев // Science Time. — 2015. — № 10 (22). — С. 156–160.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle