Библиографическое описание:

Сурков М. Г. Архетип образа матери в лирике Сергея Есенина // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 43-45.



Материнская любовь – это наиболее трогательное и незабываемое воспоминание в нашей жизни, которое является таинственной причиной развития и перемен; любовь, которая символизирует возвращение домой, убежище и долгую тишину, которая есть начало и конец всего существующего. Положительный аспект чрезмерного развития материнского инстинкта, идентичен тому хорошо известному образу матери, который прославлялся во все времена и на всех языках. Мать - это материнская любовь, «мой опыт и моя тайна» [9,с.228].

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки, вдоль которой издавна были русские поселения. Обстановка в семье оказалась довольно сложной. Мать Есенина не ладила со свекровью, ее родители — Титовы — чуждались Есениных. Отец надолго покинул семью, и мать была вынуждена уйти из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», — вспоминал поэт в одной из своих автобиографий. Все равно до смерти будет любить поэт свою мать [5,с. 3].

Как и любой другой архетип, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие в своих проявлениях, здесь мы упомянем только некоторые из наиболее характерных. Первыми по важности являются мать, бабушка, мачеха, свекровь (теща) [9, с. 217]. Так начинает свое стихотворение «Письмо к матери» Сергей Александрович Есенин:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет [1, с. 135].

В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. Он всегда скучал по матери, но не смотря на эту скуку он не мог расстаться с той жизнью, которую подарила ему Москва [6, с. 15].

Для любого нормального человека имя матери священно. В образе матери-роженицы Есенин объединяет два начала своей лирики: литературное, символистское и фольклорное. В стихах это выражается в объединении небесного и земного, духовного и плотского в единое целое [7, с. 100].

Далее идет любая женщина, с которой человек состоит в каких-то отношениях, например, няня, гувернантка или отдаленная прародительница. Затем идут женщины, которых мы называем матерями в переносном смысле слова. К этой же категории принадлежат богини, особенно Богоматерь, Дева, София.По мнению так называемых софистов, София и Дева Мария едины по своей божественной природе, но являются двумя разными ее формами: чисто духовной (София) и воплощенной, человеческой (Дева Мария, Богородица) [9, с. 217].

Любовь к православию привил поэту его дед. Он был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. [5, c. 4]

В лирике поэта единение Софии и Девы Марии присутствует в скрытом виде. Он рисует Богоматерь несколько с фольклорным оттенком, неотъемлемой от природного мира:

Я вижу - в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идет возлюбленная мати

С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова

Распять воскресшего Христа:

“Ходи, мой сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста [2, с. 235].

Вся скорбь материнства отразилась в образе Богоматери. В тварном мире, живущем по божественным законам, все плотское приобретает одновременно и духовное начало, поэтому убийство любого живого существа равносильно надругательству над святыней. Есенин это очень тонко почувствовал, поэтому у него появляется стихотворение “Песнь о собаке”, которое не могло бы возникнуть у Есенина - крестьянина.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь [1, с. 113].

Есенин ставит собаку в один ряд с Богоматерью, родившей Христа. Их скорбь об утраченных детях столь же велика, как скорбь человечества о Сыне Божием. Мать отдает своих детей миру, отдает свое сокровище, а представитель этого мира - “хозяин хмурый” - забирает их. Особенно ярко параллель меду Богоматерью и животным миром прослеживается в стихотворении “Песнь о собаке”. Действие его начинается на земле, в “ржаном закуте”, а заканчивается вознесением одного из щенков на небо:

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков [1, c.113].

Можно сказать, что животные полезные человеку, могут дополнить этот список

Так же, архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог изобилия, вспаханное поле, сад. Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами, такими как купель для крещения, или цветами, имеющими форму чаши (роза, лотос) [9,c. 218].

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет [1, c. 26].

Этот список, конечно, не полон, так как мы включили в него лишь наиболее важные черты архетипа матери, по мнению поэта. С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию. Мать - главенствующая фигура там, где происходит магическое превращение и воскрешение, а также в подземном мире с его обитателями [8, с. 60].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ матери в лирике Сергея Есенина является священным, даже если эта мать животное или растение, она также претерпевает множество страданий и мучений, и так же радуется за своего малыша.

Поэт видит иерархию архетипа немного в другой последовательности. Для него образ Богородицы стоит на первом месте, она единственное чистое духовное начало. На втором месте стоит мать – сыра земля. На третьем мать, которая родила и воспитывала.

Зачем много говорить ложного и не имеющего отношения к тому человеческому существу, которое было нашей матерью, случайным носителем огромного опыта, включающего и ее, и меня, и все человечество, и даже всю сотворенную природу, носителем опыта жизни, детьми которой мы и являемся? Об этом всегда говорили и будут говорить, но чувствительный человек не может с полной справедливостью нагрузить огромное бремя смысла, ответственности, обязанностей, небес и ада на плечи слабого, склонного к ошибкам человеческого существа - существа, столь достойного любви и снисхождения, понимания и прощения, нашей матери. Мы должны без колебаний снять это ужасное бремя с человеческой матери как ради самих себя, так и ради нее. Это и есть та тяжелая ноша, значение которой связывает нас с матерью и приковывает ее к ребенку в ущерб психическому и умственному развитию обоих. Таким образом, человек отдается своей сознательной стороне, и разум, становится судьей правильного и неправильного, доброго и злого. Человек должен стараться неуклонно следовать каждому мудрому совету, который дала мать, и повиноваться безжалостному закону природы, которая ставит пределы каждому существу. Он никогда не должен забывать, что мир существует только благодаря противоположным силам, которые уравновешивают друг друга. Так, рациональный разум служит противовесом иррациональному, а то, что планируется и ставится целью,- тому, что существует. Экскурсия в царство общих истин была неизбежной, ибо мать является первым миром ребенка и последним миром взрослого[9,c. 229].

Литература:

  1. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / Слово о поэме Ю. В. Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 480 с.
  2. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов.писатель, 1956. — 438 с.
  3. Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. Часть 1. (1895—1920). — М.: Сов. Россия, 1969. — 303 с.
  4. Виноградская Н. Как жил Есенин. — Л.: Огонёк, 1926. — 36 с.
  5. Наумов Е. Сергей ЕсенинЛичность, Творчество,Эпоха СП.: - ЛЕНИЗДАТ, 1973 .- 496 с..
  6. Пяткин С.Н. Поэтика «простого слова» в лирике С.А. Есенина 1924-25 гг. // Современноеесениноведение. 2013. №26.- С. 13-17.
  7. Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств //Вопросы культурологи. 2014.№ 3. - С.98 – 102.
  8. Фортунатова В.А., Фортунатов Н.М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций PaxGrid; ИП Синяев Д. Н.. – Казань, 2014. – С. 65-70.
  9. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов АСТ.: - ХАРВЕСТ, 2005.-400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle