Библиографическое описание:

Царьков И. В., Харин М. В. Информационное обеспечение автотранспортных систем // Молодой ученый. — 2016. — №6.3. — С. 43-46.



В 90-х г. ХХ в. отечественные предприятия транспорта, особенно связанные с грузоперевозками, одними из первых в новых экономических условиях почувствовали необходимость внедрения информационных технологий в управление производственными процессами. В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в системах различного назначения.

Ключевые слова: Информационные технологии, информационные системы, технологии поддержки принятия решений, информационное обеспечение.

Внедрение ПК в информационную сферу и использование телекоммуникационных средств связи выявили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с простым интерфейсом работы, использующая ПК и телекоммуникационные средства [7]. Новая информационная технология составляется на следующих основных принципах:

  • Интерактивный (диалоговый) режим работы с ПК.
  • Интегрированность с другими программными продуктами.
  • Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментов информационной технологии АТП используются различные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К основным видам информационных технологий относятся:

Информационная технология обработки данных используется для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все нужные входные данные. Эта технология используется на уровне исполнительской деятельности персонала низкой квалификации для автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся команд управленческой деятельности.

Информационная технология управления используется для информационного обслуживания всех сотрудников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Тут информация частопредставляется в виде постоянных или специальных управленческих отчетов и содержит информацию о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

Информационная технология автоматизированного офиса обязана дополнить существующую систему связи работников предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри предприятия, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Информационные технологии требуют сложной подготовки, значительных первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения и формирования информационных потоков в системах различного назначения [3,4,5,6].

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2.3 Федерального закона № 149-ФЗ [1]).

Иначе информационную систему называют системой информационного обеспечения.

Внутренние потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.

Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия- конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения информационной системы [2]:

— иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);

— агрегированность данных (учет запросов на разных уровнях);

— избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);

— конфиденциальность;

— адаптивность к изменяющимся запросам;

— согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);

— открытость системы (для пополнения данных).

Информационный поток — это совокупность сообщений циркулирующих в рассматриваемой системе, между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля операций (рис. 1).

Информационный поток может существовать в виде движения бумажных и электронных документов.

Рис. 1. Схема движения информационных потоков в системе информационного обеспечения участников перевозки грузов

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков [2]:

— в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

— в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

— в зависимости от направления по отношению к системе: входной и выходной.

Информационный поток характеризуется следующими показателями: источник возникновения, направление движения потока, скорость переда-чи и приема, интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком можно различными способами:

1) изменяя направление потока;

2) ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

3) ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения, представляемые как в первичной, так и в обработанной форме. Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:

— информационно-справочном;

— режиме сортировки и группировки;

— аналитическом (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки более двух характеристик разной принадлежности);

— расчетном (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям);

— советующем (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов);

— обучающем;

— оптимизационном.

Цель информационного обеспечения транспортной системы грузовых перевозок заключается в том, чтобы получить возможность эффективного управления, контроля и комплексного планирования движения транспортно- материального потока.

Информационный процесс с помощью информационных технологий реализуется со следующими основными функциями:

— транспортировка потоков информации внутри информационной системы;

— накопление информации и ее хранение в базе данных;

— фильтрация потока — избирательная переработка одних и фильтр других информационных данных и сопровождающих документов;

— объединение и разделение информационных потоков в структуре информационной системы и сетях коммуникаций;

— различные элементарно-информационные преобразования (копирование, тиражирование информации, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей) и управление информационным потоком;

— преобразование информации, связанной с осуществлением логистических операций.

В этой связи информационное обеспечение транспортной системы грузовых перевозок должно соответствовать следующим основным требованиям:

— системность обслуживания с учетом характера деятельности потребителей, решаемых ими задач при управлении транспортно-логистическими процессами, качественном удовлетворении информационных потребностей;

— надежность обслуживания, что предполагает обеспечение информацией менеджеров и участников транспортно-логистических цепочек в нужные сроки и в наиболее удобном для них виде;

— полнота информационного обслуживания выполняемых процессов (операций) и доведение необходимой информации до конкретного потребителя;

— дифференцированность, состоящая в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, которая способствует решению поставленных задач.

На рис. 2 представлена иерархическая структура системы информационного обеспечения, которая содержит пять уровней [2,3,4,5].

Рис. 2. Структура системы информационного обеспечения

На первом уровне информационной системы функциональная система непосредственно обслуживает транспортно-логистические сделки и операции. Она включает прием заказа, распределение запасов, консолидацию грузов, сам процесс транспортировки (отправка и доставка), предоставление информации клиентам о ходе выполнения заказа. Весь функциональный цикл заказа управляется с помощью оперативной информации. Учитывая большой поток данных и операций, существенное значение имеет производительность информационных систем.

На втором уровне осуществляется логистическая координация входящих в исходящих потоков. Подсистема учитывает ограничения и загрузку транспортных мощностей, взаимосвязь производственных, складских и транспортных ресурсов.

На уровне управленческого контроля (третий уровень) происходит оценка результатов функционирования транспортного предприятия. На основе полученных результатов, менеджер по логистике осуществляет оценку экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг, пропускной способности системы и др. [2,3,4,5].

На четвертом уровне «Анализ решений» происходит анализ и оценка всех возможных последствий для всей логистической системы. Стандартные объекты анализа:

— маршруты и графики движения транспортных средств;

— стратегический анализ и управление затратами;

— управление запасами;

— конфигурация логистической сети;

— интеграция/использование логистических посредников в цепочке поставки и транспортировки.

Блок «Анализ решений» осуществляет координацию логистических функций на основе аналитической обработки информации, претворяет в жизнь планы, намеченные в ходе стратегического планирования. Его ключевая роль — функция «переключения» режима ускорения или замедления темпов развития предприятия, «слежение» за стратегической целью. Именно четвертому уровню принадлежит исключительная роль в аналитической поддержке реализации всего логистического потенциала и ресурсов предприятия.

Последний (пятый) иерархический уровень «Стратегическое планирование» связан с информационной поддержкой по разработке и совершенствованию логистической стратегии.

Литература:

  1. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. М.: Изд-во стандартов. 2003.
  2. Коломейченко А. С., Польшакова Н. В., Ноздрина Ю. В. Роль информационно-консультационных служб в информационном обеспечении трансфера инноваций в АПК // Научное мнение. 2014. № 5. С. 117–124.
  3. Коломейченко А. С., Ноздрина Ю. В. Анализ информационной системы трансфера результатов научных исследований в агропромышленный комплекс России // Молодийвчений. 2014. № 2 (05). С. 44–47.
  4. Коломейченко А. С., Ноздрина Ю. В. Совершенствование инновационной системы управления АПК // Наука и Мир. 2015. Т. 1. № 8 (24). С. 78–79.
  5. Коломейченко А. С., Ноздрина Ю. В. Формирования инновационной системы управления АПК РФ // Инновационная наука. 2015. № 8–1 (8). С. 23–26.
  6. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография. Том 34/Яковлев А. С., Польшакова Н. В. и др.: Воронеж: ВГПУ, 2014 г.–С.88–99
  7. Яковлев А. С. Социальная сфера и её структурные составляющие (региональный аспект)./А. С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, — № 4(6), 2008, С.97–103

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle